Волоки Северо-Восточной Европы
А. В. Галанин © 2009
Желающий прикоснуться к душе народа должен искать истоки.
Должен искать их не надменно и предубежденно, но со всею
открытостью и радостью сердца.
Н. Рерих
В своих прежних статьях я рассказал о забытом Ухтомском волоке, который связывал небольшую речку Ухтому, протекающую на самом севере Ярославской области, и реку Соть вологодскую. Этим путем древние купцы и воины попадали из бассейна Волги в бассейн Северной Двины и наоборот. Дорог в привычном нам виде на севере Руси вплоть до XVI века не существовало. Дорогами тогда были реки, летом по ним передвилались на челнах и стругах вплавь, а зимой по льду на санях. Первые сухопутные дороги в Северной Руси появились на волоках - водоразделах, через которые челны и грузы приходилось превозить из одного водного бассейна в другой. На юге в зонах степей и пустынь торговые пути чаще всего проходили по суше, это было связано с тем, что реки там маловодные, а по степи можно свободно передвигаться на конях или верблюдах верхом или на колесных повозках. Таким, например, был знаменитый "Шелковый путь", связующий Китай, ближний Восток и Европу. Места на Шелковом Пути были "кормными", здесь нередко промышляли разбойники, а позднее возникали богатые государства, контролировавшие разные участки торгового пути, обустраивающие их, охраняющие на своей территории купцов от разбойников, создающие для них комфорт в местах ночевок и, естественно, облагавшие купцов налогами. Замирала торговля на Великом Шелковом Пути, и чахли многие такие "транзитные" государства, оживала торговля, и богатели государства.
Нечто подобное происходило и на Великом Северном торговом пути, который проходил по рекам и волокам. Если на Великом Шелковом Пути главными товарвами были шелк и пряности, поступавшие с востока, и золото и серебро, поступавшие с запада, то на Великом Северном Пути главными товарами были пушнина и моржовые бивни, поступавшие с севера, и металлы и зерно, поступавшие с юга. На Северном торговом пути тоже были и разбойники, и сильные государства. Думаю, что Северная Русь возникла первоначально как государство, контролирующее Северный торговый Путь, именно на водоразделах бассейнов Каспийского, Белого и Балтийского морей. Но сколько их - волоков - было освоено тогда в Северной Руси? И все ли они контролировались Русью? Какие войны, кого и с кем происходили за обладание волоками? Какие конкурентные отношения складывались между хозяевами разных волоков? Какими способами хозяева заманивали купцов именно на свои волоки? Я думаю, что первые княжества в Северной Руси занимали каждый свой волок. Всем известный Новгород на Ильмене контролировал торговый путь из Балтийского моря в Черное и Каспийское. Белозерское княжество контролировало волок из Шексны в Онегу и в Неву. Город Вологда контролировал волок из Шексны в Сухону.
Существовали волоки из рек Обноры и Костромы в Сухону. Там мы видим древние города Любим и Буй. Вероятно существовали и другие волои, которые связывали Унжу и Сухону, Вяку и Сухону, Вятку и Каму, Каму и Вычегду, Каму и Печору, Вычегду и Печору. Почему-то историков мало интересуют волоки Северной Руси. Проблема эта, на мой взгляд, изучена явно недостаточно. Заинтересовавшись этой проблемой, я стал собирать фактический материал в виде древних летописных текстов, древних и современных карт Мирового водораздела Каспийского моря и Ледовитого океана, космоснимков и фотографий, которые предлагает Google, фотографий, которые помещены на различных порталах и сайтах. То, что я нашел, буквально ошеломило меня, и мне захотелось поделиться собранными фактами с другими. Так родилась идея написать эту электронную монографию.
|
Корабли тогда были небольшими. Они ходили под парусом и на веслах. Древние мореходы не боялись на них выходить не только в большие озера (Ладожское, Онежское), но и в открытое море. Известно, что жители побережья Белого моря на таких кораблях ходили на Новую Землю (Матку) и Шпицберген (Груманд).
Варяги Русь были купцами-воинами (разбойниками). Древний купец дружил с мечом и секирой. Он совмещал две древнейших мужских профессии: когда надо торговал, нередко отбивался от разбойников, а нередко и сам становился разбойником - нападал и отнимал. Товаром тогда были не только бивни моржа и пушнина: не меньше на южных рынках ценились рабы. |
|
Слабые и миролюбивые роды и племена тогда уходили подальше от водных магистралей и волоков, спасаясь таким образом от рабства. Иные, напротив, объединялись и строили крепости, вместе отбиваясь от варяжских гостей. Сильные и организованные местные жители сами нападали на варягов и грабили их. |
Энтони Дженкинсон, первый официальный посол Англии в Москве в описании своего "Путешествие из Лондона в Москву в 1557—1558 гг." писал: "Суда, называемые насадами, очень длинны и широки, крыты сверху и плоскодонны; они сидят в воде не более, как на 4 фута и поднимают 200 тонн; на них нет никаких железных частей, но все сделано из дерева; при попутном ветре они могут плыть под парусами. В противном случае из многочисленных имеющихся на насадах людей иные тянут их, обвязав вокруг груди длинные веревки, прикрепленные к насаду, иные же отталкиваются длинными шестами. На Двине очень много таких судов; по большей части они принадлежат вологжанам, ибо в этом городе живет много купцов. В зимнее время русские ездят на санях и в городе и в деревне, так как дорога крепкая и гладкая от снега; все воды и реки замерзают, и одна лошадь, запряженная в санки, может провезти человека до 400 миль в три дня; но в летнее время дороги покрыты глубокой грязью, и путешествие очень тяжело." Прибыв морем из Англии в Архангельск, Дженкинсон до Вологды добирался на описанной им насаде, в Вологде дождался зимы и по зимнику через Грязовец, Пречистое, Данилов и Ярославль ехал в Москву, где имел аудиенцию у Ивана Грозного. Балтийское море тогда контролировали Шведы и Датчане, и попасть в Россию из Англии можно было только через Архангельск.
|
Схема корабля русских поморов.
Такие корабли у русских поморов назывались кочами. На носу устраивалась обязательно скульптура, чаще всего коня, так как корабль для варягов был "морским конем". Когда Петр I приехал в Архангельск и привез голландских мастеров строить морские корабли по европейскому образцу. Поморы смеялись и крутили пальцем у виска. Дело в том, что кочи, когда их зажимало в арктических морях льдом, не ломались, а выдавливались на лед. Лед же в Баренцовом море дрейфует в Атлантику и, рано или поздно, но выносит в чистое от льдов море. На знаменитых европейских каравеллах такое невозможно: каравелла, зажатая во льдах, лопнет, как яичная скорлупа. Но Питер преклонялся перед западом и все русское ему претило. Да и по северным морям плавать он не собирался. А шведов бить было сподручнее на кораблях европейского типа. |
|
Вот так поморские кочи выжимало льдом, благодаря чему мореходы оставались живыми и не боялись плавать в арктических льдах. Именно поэтому русские первыми проложили морские маршруты в Арктике и первыми обогнули Чукотский нос, доказав, что Америка с Азией разделены проливом. Жаль только, что пролив этот незаслуженно носит имя Витуса Беринга, а не Семена Дежнева.
Не тщеславные русские люди, не в пример европейцам. Так было раньше, так есть и сегодня. Кто-то считает это недостатком русской нации, а я считаю главным ее достоинством. |
|
"Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят".
А.С. Пушкин
Так выглядела крепость на одном из Северных торговых Путей, ее хозяева контролировали движение купцов по одной из бесчисленных рек севера, которая в своих истоках заканчивалась волоком.
Мощные крепостные стены и башни говорят о том, что не только купцы могли появиться на реке. Варяжские гости не брезговали и разбоем. А позже по северным рекам частенько шастали и новгородские ушкуйники (разбойники).
Вообще я думаю, что государственность первоначально возникла из элементарного разбоя. Шайки разбойников обогащались, приобретали опыт грабежа, их лидеры начинали понимать, что отнимать надо в меру - столько, чтобы купцы продолжали пользоваться данной рекой, данным волоком. Волоков было много, у купцов был выбор. |
Ярославль. Вид с устья Которосли в начале XVIII века. В Ярославле в то время было более 50 храмов, многие из которых сохранились и в настоящее время. Новгород на Ильмене таким обилием храмов похвастать не может. Не был он в XIII - XIV веках господином Великим Новгородом. |
Единственная башня "Знаменские ворота", сохранившаяся от древней крепости в Ярославле. В пору моей юности в ней размещался кинотеатр. В этом кинотеатре в 1965 г. я смотрел фильм "Три мушкетера" . Крепостную стену в Ярославле разрушили при Иване Грозном в XVI веке, когда Москва победила Великий Новгород, тогда он стал Ярославлем. |
Ярославль. Волковский театр построен на месте древней крепостной стены. Это первый театр в России. Когда-то с нами студентами Ярославского пединститута в этом здании проводили уроки актерского мастерства профессиональные актеры Волковского драматического театра. О крепостной стене на месте театра мы тогда ничего не знали.. |
Неслучайно только три города на Руси были названы великими в древние времена, это - Ростов Великий, Новгород Великий и Великий Устюг. Я думаю, что Великим Новгородом в древние времена был не нынешний Новгород на Ильмене, а нынешний Ярославль. Эту гипотезу выдвинули Фоменко и Носовский и обосновали ее множеством аргументов, на мой взгляд весьма убедительных.
Ярославль возник намного раньше, чем в нем появился Ярослав Мудрый. В устье реки Которосль не мог не появиться город-крепость в одно время с Ростовом Великим. Ростов Великий был в истоках Которосли, он был религиозным центром Мерянского союза племен. А Новгород, который позднее переименовали в честь Ярослава Мудрого, был основан как крепость, защищавшая вход в Которосль.
Новгород в устье Которосли, вероятно, уже в X веке стал столицей Северной Руси. Город переименовали, а вот название государства "Господин Великий Новгород" осталось еще на несколько сотен лет. Например, Ленинград переименовали в Санкт Петербург, а область осталась Ленинградской. Соперничество Господина Великого Новгорода с Московией закончилось только при Иване Грозном, который разгромил вольную республику и объединил Северную и Московскую Русь. Вместе с Нижним Новгородом Новгород-Ярославль еще раз спас тогда уже единую Россию в смутное время в начале XVII века, объединив народ против поляков и продажных московских бояр. Это была лебединая песня Великого Новгорода -Ярославля, тогда он снова на короткое время стал столицей России.
Свободолюбие ярославцев проявилось еще раз уже в 1918 г., когда в этом городе вспыхнуло Зеленое восстание против диктатуры большевиков. Восстание охватило не только город, но и сельскую местность. Бабушка рассказывала мне, как мой дед участвовал в этом восстании.
|
Великим городом был Ярославль с древнейших пор. Посмотрите, сколько храмов было в нем! Он играл большую роль, контролируя водный путь в г. Ростов Великий. По Волге из Ярославля можно было попасть в город Булгар, в государство Хазар, в Каспийское море и далее в Персию. По реке Мологе, используя волок, попадали в Новгород на Ильмене, по Шексне на Белое Озеро, в Ладогу, в Финский залив в Онегу и в Сухону, из которой путь лежал в Северную Двину и в Белое море. По реке Костроме из Ярославля попадали в Сухону. На бойком месте расположен Ярославль.
|
Карта Ярославля первой половины XIX века. Обратите внимание на то, как хорошо спланирован был город. Его центральная часть - самая древняя. Она была обнесена крепостной стеной.
Сейчас на месте крепостной стены в Ярославле старинные торговые ряды, Знаменские ворота, Волковский театр, бульвар, заканчивающийся на берегу Волги памятником Н. Некрасову. Красными точками обозначены храмы, четыре точки - один храм. Только в центральной части города (в бывшем кремле) я насчитал 18 храмов. Такого обилия храмов нет даже в Московском кремле. Да и по площади Ярославский кремль не уступал Московскому.
В то время по внешней периферии города также угадывается какое-то укрепление, уж очень прямолинейна граница города. Возможно вдоль этой границы были крепостной ров и вал.
Я думаю, что вовсе неслучайно то, что рукопись "Слово о полку Игореве" нашлась именно в Ярославле, а не в Новгороде на ильмене. В Новгороде на Ильмене сколько не копают, а кроме бытовых записок на бересте ничего подобного до сих пор не нашли.
Вот бы покопать в Ярославле! |
Крепость в Новгороде на Ильмене. Она явно уступает по мощности башен бывшей крепости в Ярославле, уступает и по толщине стен. Да и выглядит она какой-то уж очень не древней, незамысловатой. |
Центральный храм в Новгороде на Ильмене. Новгород на Ильмене наверняка в истории Руси сыграл тоже важную роль, так как он контролировал речной путь по Волхову, но он не был Господином Великим Новгородом, не мог им быть всилу своего географичееского положения. Уж скорее Псков был центром Западной Руси.
|
Крепость в Ростове Великом. Чувствуется, что когда-то этот город был великим. Такие стены и башни в Новгороде на Ильмене никогда не строили. |
Ростов Великий. Кремль. |
Так выглядит храм в городе Белозеро. Величием веет от этих колонн, лепнины. В захолустьях, думаю, такие храмы и тогда не строили. |
Даже в городе Каргополе храмы выглядят не менее солидно, чем в Новгороде на Ильмене. В свое время эти два города экономически и политически наверняка были равнозначными в Северной Руси . Но вот сгорели, к сожалению, архивы в Каргополе в XVIII веке.
|
Старинный храм в Новгороде на Ильмене. Слабоват он для Господина Великого Новгорода... И якобы митрополичьи палаты в Новгороде на Ильмене выглядят хуже, чем в Ярославле (см. справа)... |
Митрополичьи палаты в г. Ярославле. Построены в XIV веке. |
На этом вводную часть монографии можно закончить. Надеюсь мне удалось показать насколько шаткие основания у нашей официальной истории. Я не берусь за историков написать более объективный вариант ее, зта задача непосильна даже для целого института. Полвека, например, ведут раскопки в Новгороде на Ильмене, но ничего сенсационного не нашли. Но отрицательный результат это тоже ценный результат. Надо только осмелиться и признать, что не было на Ильмене в IX - XII веках великого города. Ладога вот была, и Белозеро было, и Ростов Великий был. Наверное и Новгород Великий тоже был, но был не на Ильмене, а в другом месте.
Литература
При написании серии глав "Волоки Северо-Восточной Европы" я использовал материалы из Интернет, в основном космоснимки и фотографии из Google. Сам я бывал на Вычегде и Сысоле в окрестностях г. Сыктывкара, на реке Печоре в ее среднем течении, на притоке Печоры реке Усе, а также на водоразделе в центре Полярного Урала и в г. Лабытнанги в устье реки Обь. Но в то время не было еще таких технологий фотосьемки, фотографии получались черно-белые и со многими дефектами, и поэтому я решил использовать в качестве иллюстраций фото из Интернет.
О проекте «Земли. Обзор достопримечательностей регионов». http://www.allross.ru/vologod/ostrov/index.htm
Евгений Арсюхин, Наталия Андрианова. Печальная (местами) история о расцвете и закате первенца Великой волжской колонизации (о г. Городец). 2004 г.
Владимир Александрович ЛУКОШНИКОВ научный сотрудник Яренского краеведческого музея. Сайт Вычегда-река.mht
История Русской Америки (1732–1867): В 3-х тт. / Отв. ред. акад. Н.Н.Болховитинов. – М., 1997–1999.
Кичин Е.В. Иван Александрович Кусков. Биография // Вологодские губернские ведомости. – 1848. – № 8. Часть неофициальная.– С. 83–85.
Петров В. Селение Росс и его основатель Иван Александрович Кусков // Петров В. Русские в истории Америки. – М., 1991.– С. 34–62.
Федорова С.Г. Русская Америка и Тотьма в судьбе Ивана Кускова // Проблемы истории и этнографии Америки. – М.,1979. – С. 299–254.
П. Белявский. Брокгауз и Ефрон представляют "Кама, приток Волги" . Сайт: Кама, приток Волги.htm
Палицын Е.А.. Река Ветлуга". Издание Казанского Округа Путей Сообщения, Казань, Городской пассаж. Лито-Типография И.Н. 1905.
Хритонова. Краснобаковский район. Краеведение.1905. История.html
Коробейников А.В.. Историческое моделирование по данным археологии. Ижевск: Изд-во НОУ КИГИТ, 2006.
Баранов А.А. http://america-xix.org.ru/images/baranov.jpg
Кусков И. А.
http://america-xix.org.ru/images/kuskov.jpg
Никитин С. Ветлужский край, материалы для геол. России.
Тилло А. Длина рек Европейской России, материалы для статистики Костромской губ. Статистический сборник Мин. пут. сообщ. 1891.
Фотографии и космоснимки взяты из базы Googl.
Евгений Харин. ИСТОРИЯ СТРАНЫ ВЯТСКОЙ – Слободской город, май 2008 http://skygrad.narod.ru/
http://www.peremeny.ru/colums/view/450/ Текстовая копия | Cохраненная копия
Официальный сайт
Правительства Вологодской области www. vologda-oblast.ru
http://foto.mail.ru/mail/nikulinagv/
При составлении этих веб-страничек я, естественно, пользовался гораздо большим количеством источников. В заключении хочу выразить признательность учредителю и хранителю
библиотеки «РусАрх», доктору архитектуры, профессору Сергею Вольфганговичу Заграевскому, а также Алексею Климину и Вячеславу Нестерову из Вологды. Мной использованы выдержки из летописей и старых архивных
бумаг, которые приводятся Каштановым С.М. в его электронной публикации "Белозерско-пошехонские князья и другие вкладчики Павлова Обнорского монастыря
в XVI в." Выражаю также благодарность основателю сайта "Википедия" Джимми Уэйлсу.
|