Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Северной Руси Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты

Волоки Северо-Восточной Европы

© Галанин А.В. Волоки Северо-Восточной Европы // Вселенная живая [Электронный ресурс] – Владивосток, 2009. Адрес доступа: http://ukhtoma.ru/volok.htm

Забытый Ухтомский волок (из Шексны в Сухону) || Древний торговый водный путь Сухона – Лежа – Обнора – Кострома – Волга || Сухона – Кострома – Волга || Сухона – Старая Тотьма – Унжа – Волга || Сухона от Великого Устюга по реке Юг – в Ветлугу и Вятку || Вятка – Сысола и Вычегда || Верховья Вятки – верховья Камы – Сысола и Вычегда || Кама – Вычегда – Печора, Кама – Печора || Тихвинская водная система || Кто же они, новгородские ушкуйники?

 

Древний торговый водный путь Сухона Кострома Волга

 

 

Кострома (река в Костромской обл.) частью течет по границе с Ярославской областью, это левый приток Волги. Длина реки 354 км, площадь водосборного бассейна 16 000 км2. Кострома берёт начало на Галичской возвышенности, течёт по заболоченной низменности, делая в верховьях большие и крутые петли. Истоки реки Лежи находятся недалеко от верховьев реки Костромы. Этот водный путь из Костромы в Лежу и по ней в Сухону и обратно также был освоен в глубокой древности. Я думаю, что движение по нему было все же менее интенсивным, чем по Обноре. Но когда путь по Обноре и Комеле становился слишком дорог, то купцы начинали пользоваться путем по Комеле и Леже.

Годом основания Буя считается 1536, когда на слиянии рек Костромы и Вексы по указанию Елены Глинской был выстроен крепостной вал со рвом и заложена деревянная крепость ("Буй-городок на Кореге", разобрана в конце XVIII века за ненадобностью). Но первые поселения на современной территории города были еще до нашей эры (археологами найдены следы стоянок первобытного человека). В течение 20 лет крепость отражала набеги кочевников, в первую очередь казанских татар. После взятия Казани Иваном Грозным набеги естественным образом прекратились, и крепость после этого служила местом ссылки. Название, якобы, получил от русского слова "буй", что означало открытое высокое место; площадь около церкви с домами для причта; кладбище. В 1587 г. в Буй были сосланы князья Василий и Александр Шуйские. В 1613 году в Смутное время Буй разорили поляки. С 1719 г. город состоит в составе Костромской провинции Московской губернии. В 1778 году Буй становится уездным городом и насчитывает 70 домов со 160-ю жителями. С 1778 г. Буй уездный город Костромского наместничества (с 1796 г. Костромской губернии). К середине XIX века население города возрастает до 2132 человек, домов насчитывается 290. Существенный толчок к развитию города дало строительство железной дороги Вологда-Вятка в начале XX века. Строительство шло с 1903 по 1905 год, железнодорожное сообщение между Вологдой и Вяткой было открыто 24 ноября 1906 года. К 1917 году в городе проживает 7000 человек. Население к 1939 году увеличивается до 20 000 человек, к 1992 году их было 30 000. Сейчас население Буя 26200 (2006).

Река Лежа слева. Справа река Монза - приток реки Костромы. Здесь располагался важный волок, связывавший реку Кострому и Сухону. На этом волоке расположен большой поселок Вохтога, который в средние века, вероятно, играл очень большую роль в торговле Севера и Юга России. Из Волги корабли плыли вверх по Костроме мимо г. Буя, затем в районе Вохтоги их перетаскивали в реку Лежу. По Леже, как мы знаем, путь лежал в Сухону, к Вологде, Великому Устюгу, а далее по Северной Двине в город Холмогоры (Холмгард) и Архангельск.

 

Истоки реки Лежи и реки Костромы наиболее близко подходят друг к другу у села Вохтога. Думаю, что где-то здесь располагался оборудованный волок. Сегодня его можно обнаружить только на местности. Наверняка вблизи этого волока можно найти много исторических артефактов. Кто-то что-то выбросил, кто-то что-то потерял, другой спрятал и потом не смог найти. Да мало ли что могло случиться с людьми на большой водной дороге из Костромы на Сухону! Археологическая разведка в этих местах, думаю, будет совсем нелишней. Скорее всего, волок проходил из села Вохтога на реку Монза.

Из бассейна Костромы по ее правому притоку реке Тутка и далее по р. Белая Соря можно было выйти на волок в реку Шуя, впадающей в Сухону возле большого старинного села Шуя. На этом волоке расположены селения Волково, Княжево. В реку Шую можно было попасть и из реки Монза, в этом случае на волоке располагается селение Пиксово. Название села Волково в давние времена, скорее всего, звучало чуть иначе - Волоково. Ну а название Княжево говорит само за себя: какой-то князь останавливался здесь и контролировал волок, взимая дань с купцов. В этих местах стоило бы поискать старые гати через болота, походить с металлоискателем.

Село Шуйское административный центр Междуреченского района Вологодской области (не путайте, есть город Шуя в Ивановской области).
Село основано в XIII веке. В древности это, по всей вероятности, была крепость. Под названием Шуйский Городок это селение впервые фигурирует в "Книге большого чертежу" 1627 года: "... а на Сухони, от Вологды 90 верст, град Шуйский"; хотя существуют мнения, что новгородцы основали его еще в XIV столетии. Он был расположен на Сухонно-Двинском речном пути и на древнем водном "тракте" из Москвы к Белому морю и в Сибирь, поэтому уже в XVI веке город этот стал торгово-ремесленным селением и центром речного судостроения. Местное население и в настоящее время называет Шую "городком". Шуйское собенно красиво летом, поселок буквально утопает в зелени. Основная часть его заасфальтирована, улицы выглядят чистыми, ухоженными.Очень красиво впадает здесь в Сухону тихая река Шуя.

Сухонская набережная, некогда очень оживленная, ныне утратила свое лидирующее значение с тех пор, как судоходство на реке Сухоне практически прекратилось, она остается просто одной из красивых улиц села. На набережной расположились старинные и современные особняки, среди них стоит дом-музей русского математика Коркина Александра Николаевича (профессор, виднейший представитель петербургской школы теории чисел, ученик П. Л. Чебышева).

Название села дано по р. Шуе, притоку Сухоны. Этимология гидронима спорна. Одни считают, что он восходит к древнерусскому слову шуй – 'левый', другие возводят к прибалтийско-финскому suo – 'болото'. Шуя - действительно болотистая река, вытекающая из Замошенского болота.

Здесь тихая речка Шуя впадает в Сухону

Устье Шуи в большую воду

Ледостав. Река Шуя в селе Шуйское

Река Шуя

Шуя. Причал на Сухоне

Сухона в с. Шуйское

Шуя. Церковь святой Троицы

Шуя. Обелиск

Река Монза

Благовещенская церковь на Монзе возведена в 1798 г., на месте церкви, построенной Адрианом преподобным основателем Благовещенского монастыря. Церковь обнесена каменной оградой, в коей находится кладбище. В правом придельном храме почивают под спудом мощи старца-слепца Феодосия и игумена Адриана. Благовещенский Монзенский монастырь был основан в конце XVI века. В левом приделе церкви находится рака над мощами преподобного Ферапонта - Монзенского чудотворца. В 1724 г. обитель была причислена к Иоанно-Предтеченскому Железно-Боровскому монастырю, а в 1764 г. закрыта. По описи 1725 г. в Монзенской обители значатся: деревянные церкви - Благовещенская, Воскресенская, на святых вратах, Космодамианская и Николаевская и прочее строение деревянное. Деревянные храмы продолжали существовать здесь почти до конца XVIII в., когда были уничтожены пожаром.

Часовня на месте храма святого Ферапонта на Монзе

Адриан преподобный основал Монзенский Благовещенский монастырь. Родился он в городе Костроме; при крещении получил имя Аммос. Постоянное влечение к жизни иноческой заставило его удалиться из родительского дома в Толгский монастырь, что близ Ярославля. Когда же Аммоса оттуда насильно возвратили в дом отца, он скрылся в Геннадиев монастырь Всемилостивого Спаса, где и был пострижен под именем Адриана. Мысль о чудном видении, явленном ему однажды во время болезни, не оставляла Адриана. Он должен был обрести предназначаемое ему место для обители. Приходил он на Кубенское озеро, в обитель Спасскую, но, влекомый оттуда новым видением, переселился в монастырь Павла Обнорского (в пределах Вологодских). В монастыре сем был старец священноинок Пафнутий, искавший, как и Адриан, пустынного жития.

В пределах Галицких, при реке Костроме и при устье реки Монзы обрел Адриан наконец то самое место, которое ему представлялось в чудном видении. Он возвратился в Обнорский монастырь и передал радостную весть старцу Пафнутию. Уже начали они совещаться о переселении в сие пустынное место, как пришла грамота о вызове Пафнутия в Москву, где и был он поставлен архимандритом Чудового монастыря. Адриан ходил в Москву за благословением Пафнутия и по возвращении ревностно принялся за предназначенное ему дело: устроил обитель близ устья реки Монзы, соорудил церковь Воскресения с приделом святителя Николая и теплую церковь во имя Благовещения. Адриан преставился 5-го мая 1619 года и погребен в созданной им обители в придельном храме святителя Николая. Монастырь Благовещенский был упразднен в 1764 г., а церковь обращена в приходскую.

Река Монза впадает в реку Кострому, и здесь в верховьях Костромы расположен древний город Солигалич. В древние времена Солигалич контролировал водный путь по реке Костроме. Этот город знаменит еще тем, что здесь добывали соль. В то время соль была очень ценным товаром - предметом экспорта. За солевые промыслы шла борьба между княжествами и государствами. Соль из Солигалича возили в Кострому, Ярославль, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Москву. Похоже, что Москва стала контролировать соляной промысел в верховьях Камы только в XVI веке. Кто был хозяевами этих мест раньше - неизвестно. Думаю, что это были ордынцы или вятичи.

Попробуем оценить роль города Солигалича в истории России. Для этого обратимся к фотографиям древних сооружений. Использованы фото Солигалича Мителева Александра с сайта: http://www.temples.ru/photo_collection.php?id=330.

Карта Солигалического района Костромской области.

 

Обратите внимание на то, что Солигалич находится в устье реки Светлица. Чуть ниже в Кострому впадает речка Ламса. По-моему, Ламса ведет к волоку, по которому можно перейти в реку Шую, приток Сухоны.

Все названия рек, за исключением одной Светлицы, явно не славянские. А вот большинство названий населенных пунктов славянские.

Река Кострома в окрестностях Солигалича. Весьма полноводная река

Город Солигалич. Масштабность и архитектура церкви говорят о былом величье этого города

Большим и богатым городом был Солигалич в былые годы, коль такие храмы здесь строили

Тот же храм в городе Солигалич. Снимок, по-моему, сделан из верхнего окна колокольни. Совсем рядом видна еще одна церковь

Город Солигалич. Какая великолепная архитектура у этой церкви! Мне стыдно, в таком запущенном состоянии находится этот памятник истории!

 

Город Солигалич. Богоявленская церковь. И здесь все то же запустение и обнищание. Не нужно сейчас такого количества храмов, так сделайте в этом здании музей, школу, наконец. Только не устраивайте складов и конюшен...

Город Солигалич. Вид с реки Костромы. Возвышаются три величественных храма

Город Солигалич. Макарьевский вал. Развалины церкви Успенья Богородицы стоят на месте какого-то вала, построенного, вероятно, еще в дохристианские времена

Торговые ряды в Солигаличе

Солигалич. Церковь Преображения Господня. Странное строение для церкви. Здание больше похоже на театр. Шатровая крыша, нет башенок и куполов-луковиц. А сзади стоит здание, похожее на митрополичьи палаты

В этой главе невозможно не упомянуть о древнейшем городе Костромской области Галиче Мерском. Он стоит несколько в стороне от того водного торгового пути, который в этой главе рассматривается. Однако через него проходил водный путь на реку Унжу. Город расположен на берегу красивого озера, из которого вытекает река Воча, впадающая в реку Кострому немного ниже Буя.

На этой карте видно, что мимо Галича Мерского из бассейна реки Костромы можно было попасть в реку Нея, а из Неи в реку Унжа. Унжа впадает в Волгу немного выше Нижнего Новгорода.

Герб города Галич

Древний город Галич

Город Галич. Храм. Величием истории веет от этого храма

Галич. Торговые ряды

Галич. Гостиный двор

Галич. Улица

Галич . Старинное здание

Языческий храм

Галичское озеро

Окрестности Галича. Мостик на реке Векса, вытекающей из Галичского озера и впадающей в Кострому

Река Векса

Когда-то дорога на реку Унжа играла большую роль в экономической жизни Галича. Здесь был весьма активный волок. Плотность населения на этом участке наверняка была значительной. Но с появлением сухопутных дорог край этот стал хиреть.

Галич: окрестности. Церковь на Вексе

Река Нея, приток Унжи

Река Нея возле села Парфеново

Вид на село Солтаново с реки Нея. Троицкий храм

Введенская церковь в окрестностях Галича давно заброшена, если судить по деревьям

Окрестности Галича. Развалины в лесу. Был ли это христианский храм или языческий, уже сказать трудно. Кто и когда его разрушил?

Галич Мерский мне напомнил Ростов Великий. Расположен на берегу великолепного озера, из которого вытекает река, впадающая в реку Кострому. От бурного торгового пути с разбойниками по Каме он в стороне. Озеро рыбное. Большой водный бассейн наверняка смягчает климат и делает его благопрятным для земледелия. Недалеко отсюда до реки Нея, по которой можно попасть в Унжу. Река Нея небольшая, но для челнов вполне проходимая, особенно в большую воду. Оба города - Галич и Ростов великий - построены народом меря. Русские пришли сюда на хорошо обжитые и вполне цивилизованные места.

 

В среднем течении реки Костромы расположен город Буй. В древние времена он явно уступал по значимости, богатству и величью строений Солигаличу. Только в XX столетии Буй начал интенсивно развиваться как город, обслуживающий железную дорогу. В Буе мы не увидим такой роскоши старинных храмов, какие есть в Солигаличе. Даже Свято-Никольский храм не может удивить своими скромными размерами. А Благовещенская и Воскресенская церкви вообще одноглавые.

Город Буй. Воскресенская церковь

Город Буй. Благовещенская церковь

Город Буй. Железнодорожный вокзал

Город Буй. Свято-Никольский храм

Город Буй. Храм требует реставрирации

Город Буй. Вид с реки Костромы

Буйский район. Село Романцево. Заброшенный храм, построенный, вероятно, в золотоордынском стиле

Вот какую интересную информацию нашел я на сайте, посвященном истории православной церкви.

В 1301 году русский митрополит Максим и сарайский епископ Феогност (из столицы Золотой Орды) находились в сем году в Константинополе. 12 августа епископ Феогност предложил собору в Софийском храме решить несколько недоуменных для него вопросов о чине богослужения. На соборе присутствовал и Максим митрополит; председательствовал патриарх Иоанн. Всех вопросов и ответов на них тридцать три. О крещении спрашивалось: "Если обращаются татары и хотят креститься, а не будет большого сосуда, не встретится ни реки, ни озера, где бы можно было погрузить, то как поступать?" Ответ: "пусть обливают его (татарина), произнося трижды: во имя Отца и Сына и Святого Духа". В случае нужды, решил собор, может крестить и причетник. Несториан и яковитов (коих было немало в монгольских владениях) присоединять чрез миропомазание. См. Прав. Соб. 1863, ч. I, стр. 142 и д.

Значит, несториан среди золотоордынцев было много. Чтобы перейти в православие, им даже креститься не надо было. Значит, обряд крещения был у несториан. А вот кто такие яковиты, я не знаю.

В бассейне реки Костромы не раз возникали острые столкновения с внешними врагами. Так, например, Солигалич в XVI в. подвергался нападению татар, в начале XVII в. – польских интервентов (?). Поэтому здесь много легенд и преданий о чужих народах.

Урочище Татарское – «Татары шли разгромом на Солигалич. Там народ стал молиться образам – татар-то и победили» (Буй, Анциферово); «Битва была солигаличских мужиков с татарами. Мужики их не пустили, остановили. Там их могилы» (Буй, Афонасково); поле Кипенка – «Там татары были. Там бой кипел» (Солигал, Фаладино).

Татарский Курган –«Говорили, что там вроде золото, ну и все копали, весь курган разрыли» (Солигал, Чепасово); брод Татарский – «Раньше, когда татары набеги делали, тут переправлялись. По поверью, они тут золото потеряли» (Солигал, Колопатино); ур. Черная Лыва – «Крест золотой спрятан, который татары с церкви сняли Вознесенской» (Солигал, Фаладино) и др., в Солигаличе до сих пор существует обособленное Татарское кладбище – «На Татарском кладбище татар одних хоронили, а на обычном кладбище всех остальных» (Солигал, Копосово); д. Якшино – «Татары завоевали, сказали “Якши!”, по их, вроде, “хорошо”, и так и назвали» (Солигал, Куземино).

Довольно частотны на данной территории поверья, связанные со святой родниковой водой; это находит отражение и в названиях ключей: родник Святая Вода – «Ключик был, водичка святая. Пили ее, если больной. Как выпьешь – или оздоровеешь, или умрешь» (Солигал, Меледино); родник Из под Алексеюшки – «Там ключик бежит, кладбище у церквы, ключик забил из-под могилки Алексеюшки. Он святой был. 30 лет лежал – и ни одной пролежины. Что ни скажет – все сбывалось. Почитали его могилку, земельки брали» (Буй, Натальино) и т. д.

Так, названия с окончанием "га" (р. Совега, руч. Печуга, р. Мизюга) образуют ареал на севере Солигаличского района, на границе с Вологодской областью. Возможно, эти субстратные гидронимы связаны по происхождению с топонимией юго-востока Вологодской области (бассейн Юга и Сухоны) (Востриков, 1979). В этот же ареал входят названия рек Воя и Сора. На территории Солигаличского района представлены также гидронимы с окончаниями "кша" и "хта": р. Шелекша/Шилекша), р. Лёкша, р. Подокша/Подакша/Подекша), р. Водокша, р. Серахта. Наименования с окончанием "н(ь)га": р. Войманга, р. Лисьменка (Лисьменга), р. Ясанга – вообще с трудом поддаются языковой идентификации (Матвеев, 2001),

Названия с окончанием "ма" (р. Кухтома (вариант Куфтома), р. Шугома, р. Сельма, р. Мотьма), скорее всего, имеют мерянское происхождение. На мерян указывают этнотопонимы - р. Мерская, названия р. Вёкса (Матвеев, 1996). Таким образом, напрашивается вывод о том, что территория нынешнего Солигаличского района (верховья р. Костромы) на момент заселения ее русскими представляла собой пограничную зону, где мирно проживали сразу несколько финно-угорских этносов. Это указывает на то, что по этим местам проходил оживленный торговый путь.

В Дьяконовском сельсовете Буйского района складывается несколько иная картина топонимического субстрата. Слой названий нерусского происхождения здесь более значителен. Действительно, этот район был более удален от волоков, и он меньше привлекал русских.

Кострома сегодня – это символ какой-то патриархальности и нарочитого покоя. Если хотят подчеркнуть, что Русь стоит, не поддаваясь злым внешним ветрам, непременно вспомнят Кострому. На самом деле, конечно, ничего патриархального в Костроме давно нет. Утюг сталинских архитектурных репрессий прошелся по городу несколько раз во всех направлениях, а бедность нынешнего времени превратила некогда цельный костромской народ в то же абстрактное «население», как и везде. Существуе мнение о том, что знаменитая Смута начала XVII века была затеяна стараниями бояр Романовых, и такие крамольные мысли приходят именно тогда, когда вглядываешься в перипетии именно костромской истории.

На территории костромского края 5-3 тыс. лет до н.э. существоала так называемая культура ямочно-гребенчатой керамики. одни специалисты считают ее угро-финской, но от нее на территории области остались названия некоторых рек и озер, которые не выводятся из финно-угорского языка. Да и невозможно себе представить, чтобы этнос "жил" так долго, обычный срок "жизни" этноса по Л.Н. Гумилеву 1-1,5 тыс. лет, но и за этот срое язык изменяется очень сильно, мы, например с трудом понимаем язык, которым написано "Слово о полку Игореве".

Ямочно-гребенчатую культуру сменила волосовская неолитическая культура, которую археологи считают пра-финно-угорской (рисунок 2). Предполагается, что «волосовцы» пришли с Урала, и ассимилировали местное население. На рубеже 3-2 тыс. лет до н.э. с юга или с востока прибыла фатьяновская культура, с появлением которой в регионе начался бронзовый век. Это были индоевропейцы, и даже, как думают некоторые лингвисты, балто-славяне на этапе неразделенного существования этих этносов.

Украшения, найденные при раскопках в Костромской области. Верхние три ряда угро-финские, а нижние славяно-русские.

Фатьяновцы были полностью ассимилированы другими племенами эпохи поздней бронзы - абашевцами и поздняковцами. Абашевцы оставили такой яркий памятник, как Галичский клад.

В устье Костромы находится старинный город Кострома. В студенческие годы я бывал в этом городе, от Ярославля до Костромы всего 60 км. Несколько слов об истории города.

В результате миграций и ассимиляций разных этносов сложилась культура раннего железного века (VIII - V века до н.э.) с развитой технологией выплавки металла из болотных руд. Поначалу эти люди не строили городищ, но потом стали это делать, возводя валы, несшие на себе деревянные стены, и достигли в этом большого искусства. Это говорит о том, что сосуществование этносов не всегда было мирным. Эта культура известна как дьяковская. В это время на территории будущей Костромской губернии стала складываться марийская народность - этнос, который сохранился и в настоящее время.

Племя, которое держало территорию современной Костромской губернии во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., многие называют «мерей». Однако, его материальная культура, совпадая с классической мерянской в основных чертах, в деталях все-таки отличалась. Вероятно, здесь, на границе между мерей и жившими западнее марийцами жило какое-то иное племя. Некоторые историки полагают, что это племя могло называться «кострома».

Судьбы этносов мери и «костромы» оказались схожи. В IV-V веках эти этносы входили в состав Готского племенного союза, до 859 года должны были платить дань варягам, в 859 и 907 годах под главенством князя Олега ходили на Смоленск и на греков.

С конца XI, но особенно в XII-XIII веках, в костромской край стали проникать славяне. Славяне принесли сюда принципиально иную экономику взамен прежней, основанной на «точечном» освоении угодий и преимущественной рыболовной ориентации. Славяне приходили на готовую инфраструктуру, поселяясь на месте или возле финно-угорских селищ. Но даже в XVI-XVII веках в губернии оставались особые островки компактно живущего населения непонятной природы, сохранявшего и свой язык, и свой уклад, местная «Чудь» в документах упоминается вплоть до XVII века.

Тточное время построения городов Костромской округи неизвестно. Все они упоминаются в летописях поздно, но уже как существующие: Кострома в 1213 г., Унжа – в 1219 г., Галич – в 1238 г. Вероятно, все они возникли в XII столетии на месте более древних городищ, построенных угро-финами в незапамятные времена. Недалеко от того места, где заложен древнейший детинец (крепость) Костромы, располагалось селище финно-угров, оставивших лепную керамику середины – второй половины 1-го тысячелетия, то есть непосредственно перед славянской колонизацией. Верочтно именно финно-уграм, а не славянам, надо присвоить честь основания Костромы. И тогда Костроме на самом деле не менее полутора тысяч лет, а может быть и гораздо больше.

Летописи не сообщают о разрушении Костромы во время монгольского нашествия 1238 года. В 1262 году в Верхнем Поволжье произошло «восстание» с центром в Ярославле, направленное сбора налогов баскаками - китайские и мусульманские купцы-откупщики. Народ раздражала именно иная религиозная и расовая принадлежность сборщиков, а не сам размер налога. Восставшие хотели поменять порядок взимания налогов, и их активно поддерживали князья, мечтавшие взять это дело в свои руки, чтобы тайком оставлять часть налогов себе. То, что новая система приведет лишь к увеличению налогового бремени, восставшие, конечно, не думали, ослепленные личной ненавистью к «бусурманам». Как всегда народ оказался игрушкой в руках власть держащих.

Интересная деталь истории города Кострома. По смерти в 1272 году великого князя Ярослава Ярославича, владимирский стол достался Василию Квашне - костромскому князю. Но он, не захотел переезжать по Владимир, и управлял княжеством из Костромы до своей кончины в 1276 году. Якобы за это «костромское сидение» Василия и прозвали Квашней.

В 1318 году Кострому разгромили войска великого князя Московского. Это событие отбило у костромичей охоту к сопротивлению Москве. Московский князь Иван Калита в 1338 году приобрел в Орде ярлык на Кострому и Новгород (последний, впрочем, был чисто формальной бумагой), а позже - и на все великое владимирское княжение. Что не попало в ярлык, то докупалось позже: так, в 1340 году Иван Калита приобретает город Галич и несколько сел в костромских пределах. В1362 год Костромские земли окончательно вошли в состав Московского княжества.

В 14-м столетии Кострома была крупным городом. Одна из летописейсообщает, что при в пожаре 1413 года погибло 30 церквей. Во время погрома города новгородскими ушкуйниками местное ополчение смогло выставить 5 тысяч человек. Кострома была одним из центров международной торговли: в слоях 14-15 веков довольно частая находка – поливные сосуды, сделанные в городских мастерских Золотой Орды.

Когда Иван Грозный пошел окончательно брать Казань в 1552-м, Кострома выставила особый отряд под командованием кн. Серебряного, который немало отличился при штурме Казани.

Истории Ипаьтевского монастыря и Костромы в начале VII века связана с Борисом Годуновым. Богатый боярский род Годуновых – исконно костромской, именно Годуновы в 16-м столетии были реальными хозяевами Костромы, и их стараниями на берегу реки Костромы встала не менее, а может, и более важная, чем костромской кремль, твердыня: Ипатьевский монастырь. Род Годуновых основал праправнук Захарии (о его личности см. рассказе об истории монастыря ) Иван Годун. Борис преуспел, женившись на дочери небезызвестного Малюты Скуратова, и выдав замуж сестру Ирину за малоумного царевича Федора, которого реальным наследником престола при жизни отца, Ивана Грозного, не считали. Больного Федора Иван Грозный часто оставлял на попечении у Бориса, чем последний впоследствии и воспользовался. Став сначала правителем России, а потом и царем Борис не забывал укреплять свой Ипатьевский монастырь, превращая его в первоклассную крепость на случай, если придется прятаться..

После смерти Федора Иоанновича прямая линия Рюриковичей пресеклась. Хотя боковые Рюриковичи оставались, борьба за власть развернулась между двумя влиятельными родами, Романовыми и Годуновыми. Земский собор в 1598 году избрал царем Бориса Годунова. Борис после избрания разгромил имение Романовых в Москве, а многих Романовых репрессировал. Романовы конечно не не могли забыть такой обиды.

Григорий Отрепьев-Нелидов, мелкий дворянин, а впоследствии инок кремлевского Чудова монастыря, до пострижения в монахи служил у боярина Михаила Романова (не того, который впоследствии стал царем, а у его родственника).

Испытания смутного времени в начале XVII в. не обошли стороной Кострому. В 1608 году отряд польской шляхты захватил Кострому и укрепился в ней. Отсюда поляки начали набеги на заволжские города России. Осенью 1608 года в Галиче поднялось восстание против поляков, быстро распространившееся по всем городам костромского края. В ноябре - декабре 1608 года галичане и костромичи, организовав первое народное ополчение, освободили Кострому. Лжедимитрий II послал в Кострому для подавления этого восстания карательный отряд пана Лисовского, который захватил город с помощью изменников бояр. Но сразу же после ухода отряда Лисовского к Костроме подступило новое ополчение патриотов, и 4 марта польский гарнизон, оставленный Лисовским, вынужден был сдать город и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря. Ополчение галичских, вологодских, кологривских, парфеньевских, устюжских и костромских крестьян и ремесленников, освободившее город, начало длительную осаду Ипатьевского монастыря. Вокруг монастыря было вырыто двойное кольцо рвов, прервавших связь осажденных с внешним миром. Но осада затянулась. И тогда два добровольца - костромичи Константин Мезенцев и Николай Косыгин сумели заложить под одну из стен монастыря бочку с порохом. При взрыве герои погибли, но в образовавшийся пролом стены бросились ополченцы и выбили интервентов из монастыря. Поляки пытались спастись бегством, но были разбиты возле села Некрасовское, находящееся между Костромой и Ярославлем. В 1612 году костромские люди вошли в ополчение Минина и Пожарского, освободившее Москву.

В 1613 году земский собор постановил избрать на царство племянника первой жены царя Ивана Грозного Анастасии - Михаила Федоровича Романова. Будущий царь, вместе с матерью, инокиней Марфой, находился, якобы, в это время в своей костромской вотчине - Домнино. В начале 1613 г. в окрестностях Домнина появился польский вооруженный отряд, имевший целью устранить Михаила Романова. Но встретившийся на пути врагов домнинский крестьянин Иван Сусанин, которого они пытались заставить указать дорогу к месту пребывания будущего царя, завел врагов в непроходимые чащи, и там погиб от их рук. Его подвиг впоследствии достойно оценил Михаил Федорович, пожаловавший потомкам Сусанина земельные наделы. Михаил Федорович укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. Сюда и явилась делегация, чтобы вручить юному царю разоренную державу. В Троицком соборе монастыря Михаил Романов дал торжественное согласие венчаться на царство. Кострома с тех пор стала пользоваться особым вниманием династии Романовых. После избрания царя Михаила члены царской семьи стали почитать Ипатьевский монастырь своей фамильной святыней и, вступая на престол, считали своим долгом посетить Кострому. История эта интересная, но не бесспорная. Мне думается, что в Костроме в Ипатьевском монастыре скрыта самая большая тайна династии Романовых. То Ипатьевский монастырь оплот поляков и приспешников Лжедмитрия, то он укрывает будущего царя. Странно это.

С 1620-х годов в Костроме происходит экономический подъем, связанный с усилением роли волжской торговли. И, хотя тон ей задавал Ярославль, Кострома тоже сняла свои пенки. В городе возникает обширный торговый комплекс, а местная промышленность славится отныне маслом и мылом. Появляется своеобразная иконописная школа, пожалуй, давшая сто очков вперед ярославской. Мастера из Костромы и иконы делали, и фрески писали. Костромские артели возводят ряд величественных сооружений по всей России. Оживился ювелирный и литейный промысел, который был здесь еще в XIV веке. Во второй половине XVII века в городе проживали 600 ремесленников, и числилось тридцать дворов иностранных людей - торговцев. По переписным книгам Костромы XVII века в городе было более семидесяти иконописцев, большинство из которых постоянно вызывались "на государевы работы" в Москву и другие города России. По всей Руси славились артели костромских каменщиков, строивших церкви в Москве, селах и монастырях Подмосковья, в Рязани и Переславле. Одним их традиционных товаров городской торговли была "олифа костромского варенья", которая покупалась в Оружейную палату. Во второй половине XVII века в Костроме появились гончарные мастерские, в которых делали изразцы для украшения домовых печей и наружных стен церквей. Богатели и ширились городские посады, среди которых особенно процветал посад Большие Соли, где жили поколения резчиков по дереву и каменщиков. По статистическим данным, в начале XVIII в. Кострома была пятым по количеству населения городом в России.

В середине XVIII века в Костроме была построена первая полотняная фабрика купцов Угличаниновых на пятьсот станков, а уже в 1790-х годах действовало пять суконных фабрик. К концу XVIII века Кострома занимала первое место в России по производству тканей. В городе работали восемнадцать кирпичных заводов, колокололитейный завод купца Синцова и основанный около 1781 года изразцовый завод. В конце XVIII века в Костроме открылась первая типография.

Сегодня Кострома - областной центр. Здесь развиты текстильное производство, лесообрабатывающая и металлургическая промышленность. Энергетика, машиностроение и металлообработка, электроника и приборостроение, текстильная, деревоперерабатывающая и легкая промышленность. Среди учебных заведений Костромы - государственный университет, высшее военное училище, сельскохозяйственная академия, технологический институт, духовное училище. Население - 270 тысяч человек.

Город Кострома. Ипатьевский монастырь. Вид с реки Костромы

Каменное строительство в Костроме значительно расширилось во второй половине XVI века, в связи с возвышением бояр из рода Годуновых. Годуновы считали себя потомками легендарного татарского мурзы Чета, принявшего, якобы, в начале XIV века христианство и основавшего близ Костромы Ипатьевский монастырь. Борис и Дмитрий Годуновы начали каменное строительство стен и зданий Ипатьевского монастыря

Город Кострома. Гостиный двор

Кострома. Ипатьевский монастырь. Мало кто знает, что с этого монастыря началось воцарение Романовых. Именно здесь российским царем был избран Михаил Романов

 

Герб Костромы. Желтый цвет (цвет золота) говорит о богатстве. Корабль свидетельствует о главном источнике этого богатства - торговле с Югом и с Севером. Золотая корона с равносторонним крестом, вероятно, означает самостийность, крылатые кони - былую пассионарность костромичан

Кострома Троицкий собор Ипатьевского монастыря

Костромская область. Храм Никола на Быстрых. И здесь странная архитектура! Здание церкви с округлыми формами и колоннами, больше похожее на театр или картинную галерею. И такой исторический памятник в запущенном состоянии! Одним словом, это - исторические руины России.

 

Кострома. Храм Воскресенья на Дебре.

Во времена правления Владимира Ярославича в XIII веке в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский Монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор.

Кострома. Деревянная церковь.

Кострома. Вид на Волгу с набережной.

Кострома. Звонница и храм Ипатьевского монастыря в Костроме говорят о былой значимости этого города в истории России. Глядя на эти храмы, я ничинаю думать о том, что Борис Годунов, инициировавший их постройку, был неплохим царем. Но как коварна судьба! Здесь в его детище короновали на царство его злейшего врага Михаила Романова.

Кострома. Квасные ряды.

Кострома. Мелочные ряды.

Кострома. Табачные ряды.

Кострома. Гостиный двор.

Кострома. Так выглядел комплекс торговых рядов в конце XIX века

Кострома в России не была захолустьем. Торговля и ремесла процветали в этом городе. Таких больших торговых рядов больше нет ни в одном городе России. Даже в Санкт-Петербурге они меньше.

Возникший как город, контролировавший торговый путь по реке Костроме, город Кострома потерял свое былое значение с развитием сухопутного транспорта, уступив первенство Ярославлю. Но набранные в древние времена торгово-экономические мощности не дали совсем угаснуть этому городу, он развивался как религиозно-культурно-политический центр страны, но уже в "тени" Ярославля. Для меня история Костромы - большая тайна, которую еще предстоит раскрыть объективным историкам.