Волоки Северо-Восточной Европы
Водные пути и волоки из Камы в Вычегду восточнее Сыктывкара, из Вычегды в Печору и из Камы в Печору
Карта бассейна Волги, составленная Ал-Идриси в 11 в. |
Как было показано в предыдущих главах, в древности торговые пути по рекам Каме и Вятке контролировали волжские булгары. Государство Волжская Булгария возникло на торговом пути между Югом и Востоком с одной стороны и Севером и Западом с другой. Русские смогли перехватить у булгар торговые пути по Вятке только в XII-XIV веках, а по Каме еще позже, вероятно, только в XVI-XVII веках, когда Волжская Булгария превратилась в Казанское ханство - в осколок татаро-монгольской империи. Кстати, тогда осколками великой монгольской империи стали Астраханское, Крымское, Сибирское ханства и Московское государство - Россия.
А.В. Коробейников писал, что в X веке функционировал Камский торговый путь, хорошо описаный как в средневековых источниках, так и в работах современных археологов. Достаточно упомянуть о еманаевской археологической культуре в среднем течении Вятки и ломоватовской культуре в среднем и верхнем течении Камы, изучение которой позволило выявить множественные клады восточного серебра, и городища, расположенные вдоль рек. Я вполне разделяю мнение археологов о том, что торговый путь в северные земли и в Югорию лежал вверх по Каме, и через волоки на Северных Увалах и уральском водоразделе шел в северные реки. Кроме того, известно, что жители Булгарии, осуществлявшие транзитную торговлю на этом направлении, обслуживали не весь маршрут, а только часть его. Ал-Идриси о стране бастжиртов (башкир) писал: «Из городов внутренних басджиртов назовем Мастр и Кастр. Оба города невелики, и купцы редко посещают их. И никто в них не бывал, так как туземцы убивают всех чужестранцев, которые хотят проехать через их страну. Оба города стоят на реке, впадающей в Атил».
Из этих слов Идриси можно сделать вывод о том, что борьба за контроль над водными торговыми путями на Севере была издавна очень ожесточенная. |
На границе Пермской области и республики Коми на водоразделе расположено обширное болото Гуменцо, на котором берут начало две реки с одинаковым названием - "Кельтма", из них южная течет на юг и впадает в Каму, а текущая на север впадает в Вычегду. К сооружению канала, связавшего истоки обеих Кельтм, приступили в 1785 г. в соответствии с указом Екатерины II, но построили его лишь в 1822 г. и назвали Северо-Екатерининским каналом. Он проведен между Северной Кельтмой и р. Джуричь - левым притоком Южной Кельтмы. Длина канала 16 верст и 380 сажен., ширина по поверхности воды 6 сажен; сооружение его обошлось в 1 080 000 рублей. По тем временам это были безумно большие деньги. В первые шесть лет по каналу ежегодно проходило груза на сумму от 200 до 800 тыс. руб., но затем число проходящих по каналу судов начало быстро уменьшаться и в 1838 г. канал был закрыт.
Думаю, что Северо-Екатерининский канал был прорыт на древнем волоке, которым пользовались в течение нескольких тысечилетий. Вполне может быть, как неоднократно случалось с нашими царями-государями, строителями в 1785 г. был восстановлен более древний канал, а записали этот ремонт как постройку нового. Ну а денежки "освоили" как за новый, - практика обманного удорожания строительства объектов процветает у строителей и сегодня.
На этой карте мы можем видеть водные пути из Камы в Вычегду. Вычегда впадает в Северную Двину выше г. Великий Устюг, а начало берет в Предуралье. Здесь же находится и водораздел Печоры и Камы. Он равнинный, заболоченный. Из Вычегды надо плыть вверх до устья реки Нем, по Нему необходимо подняться до водораздела и здесь волоком следует перебраться в реку Березовую. Если идти вниз по течению Березовой, то можно вскоре прийти в озеро Чусовское. А из него путь идет вниз по реке Вишерке, которая впадает в Колву. Колва несет свои воды в Вишеру, а Вишера течет в Каму. В Каму выше Вишеры впадает Южная Кельтма. Своими истоками она сходится с Северной Кельтмой, впадающей в Вычегду. Истоки двух Кельтм соединяет Екатерининский канал. Раз прорыли этот канал, значит этот путь тогда в XVIII столетии играл существенную роль в экономике России.
На снимке хорошо видна река Кама (справа) и впадающая в нее Кельтма Южная. Я думаю, что у двух рек, текущих в разные стороны и относящиеся к разным бассейнам, одно название вовсе не случайно. Для тех, кто ходил этим водным путем, это по сути была одна река, состоящая из северной и южной частей.
А на этом космоснимке мы видим реку Нем - приток Вычегды. Здесь начинается путь к волоку в реку Березовую, из которой можно попасть в Каму и в Печору.
Северная Кельтма в среднем течении. Многоводная и пригодная для движения больших челнов река. |
Северная Кельтма зимой - это хорошая широкая дорога, по которой можно гнать лошадей, запряженных в сани. В древности реки и зимой служили людям севера как средства паредвижения. |
Народ коми сформировался во второй половине I тысячелетия н. э. В формировании древних коми участвовали две основные этнические группы, родственные между собой — население Европейского Северо-Востока (принадлежавшее к так называемой ванвиздинской археологической культуре позднего железного века) и переселенцы из Прикамья, небольшие группы которых постепенно, в течение нескольких столетий продвигались в бассейн Вычегды, взаимодействуя с местными жителями и принося с собой навыки земледелия и скотоводства. Вероятно, эти переселения начались в VIII столетии, когда потеплевший климат (малый климатический оптимум) сделал природные условия Севера более пригодными для живших южнее землепашцев и животноводов.
В XI-XII вв. на территории обитания древних коми появились первые русские переселенцы. Со временем их становилось всё больше. Этому способствовало начавшееся потепление климата (климатический оптимум продолжался до XIII века). Жившие на нижней Сухоне, Юге, Ваге и Северной Двине коми были ассимилированы русскими. Если бы русское население продолжало столь же активно колонизировать земли Коми края и в дальнейшем, то это могло бы привести к обрусению остальных групп коми народа. Но уже в XIV-XV вв. наметился переход от относительно теплого климата к климату так называемого малого ледникового периода, достаточно ярко проявившегося в XVI в.
Пик малого ледникового периода пришелся на вторую половину XVI — первую половину XVII вв. Температура понизилась, частыми явлениями стали различные стихийные бедствия: ранние заморозки, засухи или чрезмерно обильные дожди, град). Это приводило к неурожаям, подрывавшим крестьянское хозяйство, вызывавшим голод и высокую смертность населения. «Лета 1602 г. много людей государевых померло, потому в Русии голод великий был два лета. Пермяки многие в голод тот разбрелись по вятским и сибирским городам, а инии померли с неядения», — рассказывает об этих трагических событиях Вычегодско-Вымская летопись. В результате в ряде волостей в 1586-1608 гг. население сократилось, или же его прирост замедлился. В 1620-х гг. в крае (в границах современной Республики Коми) проживало 17,1 — 17,4 тыс. коми и 1,6 — 1,9 тыс. русских, живших в Усть-Цильме, Усть-Выми, Лойме и Спаспорубе. Но длинная череда тяжелейших неурожаев 30-40-х годов XVII в. вызвала страшный голод (писцовые и переписные книги 30-40-х годов XVII в. полны сообщениями о «хлебном недороде» и «хлебной скудости»), и в середине 40-х годов в Коми крае осталось около 15,7 тыс. жителей (14,1 — 14,3 тыс. коми, 1,4 — 1,6 тыс. русских). Некоторые районы (Вымская земля, Прилузье) обезлюдели почти наполовину.
Коми охотники и торговцы издавна знали ведущие за «Каменный пояс» дороги. Они являлись проводниками в отряде Ермака, с похода которого началось присоединение Сибири, и в ряде других отрядов русских служилых людей, направлявшихся в конце XVI — начале XVII в. на Обь и Иртыш, вдоль побережья Северного Ледовитого океана (к Мангазее), были в числе первых жителей многих сибирских городов, возникших в конце XVI-XVII вв. (Тюмени, Тобольска, Пелыма, Сургута, Березова, Верхотурья и др.), участвовали в освоении бассейна Лены, Амура, Камчатки, Новосибирских и Алеутских островов, участвовали в знаменитом походе С. И. Дежнева и Ф. А. Попова вокруг Чукотки. Выходцы из Коми края Ф. А. Чукичев и Д. М. Зырян руководили освоением Индигирки, Колымы и Пенжины.
Сообщение Kамы с Печорой производится при помощи волока, лежащего между р. Волосницей, притоком Печоры, и р. Вишерой, притоком Камы. Из притоков Вишеры самый значительный — это р. Колва, которая судоходна на протяжении 118 верст от сврего устья. В Колву впадает река Вишерка, вытекающая из Чусовского озера, в которое с севера впадает р. Березовка, принимающая в себя р. Еловку, а эта последняя принимает речку Вогулку, отделяющуюся волоком от р. Волосницы. На Еловке имеется Усть-Еловская пристань, а на Вогулке есть пристани Пупово и Остожье, с амбарами для склада товаров. Между пристанью Пупово и р. Волосницей волок — длина Печорского волока составляет 10 верст, а между Остожьем и Волосницей — только 4 версты.
Большие суда по выходе из Камы следовали по Вишере, затем вступали в Колву, по которой шли до Чердыни, где товары перегружали на мелкие суда (поднимающие до 400 пудов груза), идущие вверх по Колве до Вишерки, и по ней до Чусового озера, далее проходили этим озером до устья Березовки, потом поднимались вверх по Березовке до устья Еловки, из этой последней входили в Вогулку, по которой суда в межень подымались до Пуповской пристани, а в весеннее время до Остожья и далее было 4 версты волока, по которому товары перевозили на подводах к берегам Волосницы и погружали на мелкие суда, которые по Волоснице и Печоре доставляли их на Якшинскую пристань, лежащую в расстоянии около 60 верст от устья Волосницы. На Якшинской пристани товары перегружались в большемерные суда и следовали вверх по Печоре, далее вполне судоходной до впадения ее в Ледовитый океан.
Главные затруднения для судоходства, представляемые путем сообщения Камы с Печорой, заключались в мелководье и чрезвычайной извилистости некоторых рек, вследствие чего главные грузы, преимущественно хлебные, обыкновенно останавливались у Усть-Еловской пристани, откуда на протяжении 40 верст отправлялись сухим путем до Якшинской пристани на Печоре. Эта сухопутная перевозка значительно возвышала стоимость привозного груза, обесценивала грузы вывозные, порождая в Печорском крае, в котором не произрастало никаких хлебов, почти постоянный голод и чрезвычайную дороговизну всех привозных товаров.
Водораздел Вычегды и Печоры. На этом фото можно разглядеть реку Вычегду (тоненькая изогнутая черная линия слева). В месте ее крутого поворота с севера на юго-запад едва заметна впадающая в Вычегду река Нем. Справа хорошо видно большое озеро Чусовское, в которое с севера впадает река Березовая.
Из Вычегды на водораздел поднимались по реке Нем. Озеро Чусовское находится в бассейне Камы. Из озера, если плыть по нему на север, а затем, свернув на восток перед большим островом, можно попасть в другое озеро меньшее по размеру, которое можно посмотреть в увеличенном виде на космоснимке ниже.
Так выглядит из космоса водораздел между Колвой (бассейн Камы) и Печорой. Черное - это озера (большое оз. Чусовское) на водоразделе, светлозеленое - верховые безлесные болота, темнозеленое - леса, оранжевое, вероятно, сосновые лишайниковые боры и торфяные болота, пройденные пожарами.
Извивающаяся река справа - это Печора, а озеро слева - это бассейн Колвы, несущей свои воды в Каму. Именно где-то здесь располагался важнейший волок, связывавший Каму и Печору. К сожалению какой либо информации об этих местах (о населенных пунктах на этом волоке) мне найти не удалось. Где-то здесь в 80-е годы XX века планировали повернуть часть стока Печоры в Каму.
Те же места, что и на верхнем снимке, но при более детальном разрешении. Речка слева, текущая виз, - это бассейн Камы. Она впадает в озеро Чусовское, которое видно слева на выше расположенном снимке. Думаю, что здесь чуть ниже зеленого пятна (болото в средней части снимка) когда-то был прорыт канал. Возможно здесь располагался и населенный пункт, контролировавший этот канал. Сейчас через это место проходит шоссе.
В центре этого снимка можно видеть еще один волок или канал из озера, о котором мы говорили чуть выше, в реку Печору (течет справа). Маркером для узнавания и сопоставления мест на трех снимках может служить крутая петля на Печоре (вверху слева). Похоже, что петля здесь укорочена каналом. Очень возможно, что светлое пятно в верхнем левом углу снимка - это сухой бор беломошник. На этом месте вполне мог располагаться в древности населенный пункт, контролирующий данный волок.
Краеведы, посмотрите, что там!
Да и петля на Печоре в этом месте очень удачная. Если бы я жил 1000 лет назад, то построил на этом месте замок.
Первоначально городки славян располагались на естественно укреплённых от нападений местах: островах, холмах. Поселение в этом случае имело округлую форму. С VIII–X веков более распространённым стал мысовой тип. Удобные, хорошо защищенные природой мысы при слиянии рек, ручьев, оврагов можно было найти в любых географических условиях, чем и объясняется их широчайшее применение. Основное значение в организации обороны в то время имели земляные препятствия – естественные склоны, естественные и искусственные рвы. В тех случаях, когда склоны мыса были недостаточно крутыми, их искусственно подправляли: примерно на середине высоты отрывали горизонтальную террасу, так что верхняя половина склона приобретала большую крутизну. Такой прием – террасирование, или, употребляя современный военно-инженерный термин, эскарпирование, склонов в древнерусских укреплениях применяли очень часто.
Впервые Печора упоминается в "Повести временных лет" (1113г.), где содержится рассказ Гюраты Роговича, который в конце XI в. "послал отрок свои в Печеру люди, иже суть дань дающие Новгороду". " 1212г. князь ростовский Константин заложил град Устюг Великий… А тот град от Константина промыслил брат ево Юрий и своею властию отимал земли по Двине и по Вычегде и по Сухоне и по Югу и пермяцкие дани к себя-ж взял". В 1264г. в договорной грамоте - "ряде" великого князя Ярослава с Новгородом перечислены "волости новгородские" - Пермь, Печора, Югра . С коми-зырян дань взималась мехами, постоянно возрастающий спрос на которые стимулировал развитие пушного промысла. Меха стали не только основным предметом торговли, но и обмена. Древнейшая денежная единица коми-зырян называлась " ур " (белка). Древние коми были язычниками (у них был культ предков). У многих из них в доме был кумир "в своём дому"; эти боги, покровители домашнего очага, были изображениями предков. Наряду с этим коми верили в лесных, водяных духов, почитали животных. Не из этого ли обычая наших предков угро-финов вырос другой обычай, держать иконы в красном углу избы? А что? Очень правдоподобно.
Река Соява - левый приток Печоры. Это путь к волоку из бассейна Печоры в бассейн Вычегды. Из реки Соявы волоком можно попасть в истоки Вычегды выше устья реки Нем. В устье Соявы находится поселок Троицко-Печорск. По всей видимости, здесь когда-то была крепость, контролировавшая устье Соявы и путь по Печоре с юга. Селения, которые были тогда на этом волоке, исчезли за ненадобностью волока, но пятна, когда-то расчищенные от леса, говорят нам о том, что они здесь были.
Река Соява приток Печоры. Река Соява в начале лета полноводная и даже довольно бурная. Вниз по ее течению челны и плоты с товарами в Печору скатывались очень быстро.
|
Река Колва чуть ниже устья реки Вишерки.
|
Село Шорьяг в верховьях Вычегды. Возраст этого селения очень большой. Наверняка в нем когда-то останавливались купцы и воины, плывущие на челнах из Печоры в Вычегду. |
Село Пожег в среднем течении Вычегды. Река здесь уже вполне проходима для больших кораблей.
|
Река Нем в верховьях - путь из Вычегды к двойному волоку. |
Берег реки Колвы. Это бассейн Камы. Деревня явно брошена людьми. А когда-то жизнь здесь кипела. |
Река Колва. Путь из бассейна Камы в Печору. Чувствуется Предуралье |
Деревня в верховьях Вычегды. Обратите внимание на то, что и в настоящее время жители строят дома по-старому - крыша конем. Это северный тип жилищ, его почему-то называют новгородским. На самом деле так строили дома в угро-финской Бьярмии задолго до возникновения феодальной Новгородской республики. |
Село Вильгорт в древние времена наверняка играло большую роль в обеспечении торгового пути по Колве. К сожалению, история этих мест остается загадкой. Официальные исторические мифы не позволяют и предположить, что в то время, когда в Египте строились пирамиды, здесь в Вильгорте (или как он тогда назывался?) останавливались купцы с товарами, а по реке Колве плыли расписные челны. Обратите внимание на названия рек - Колва, Москва... Вам это ни о чем не говорит? |
Река Вычегда в среднем течении. Сухона и Вычегда текут в основном в широтном направлении, образуя хороший водный путь от Вологды до Урала, а перевалив Урал можно уйти в бассейн Оби. А это вся Западная Сибирь и Алтай.
|
Паром на Печоре. |
Река Березовая близ впадения в Колву. |
Стоянку бронзового века на небольшом притоке Печоры — речке Маче — в 1966 году обнаружил археолог В. Канивец. Открытый памятник надолго оставили в покое. Вернулись археологи на Мачу в 1993 году. Игорь Васкул, исследуя беломощники на боровой терассе, обнаружил следы древних захоронений. Оказалось, что небольшой слой лишайника и песка вот уже две с половиной тысячи лет скрывает от любопытных глаз невиданное прежде на Севере захоронение. Тела усопших пращуров были уложены в лодки, установленные так, чтобы образовалась звезда с многими лучами. Подобным образом, в лодках, еще во времена неолита хоронили своих соплеменников скандинавы. Еще интереснее оказалась утварь, положенная древними в могилу. Среди десятка найденных бронзовых фигурок почти нет тех, которые имели бы отношение к природе высоких широт. В маленьком насекомом легко угадывается медоносная пчела из каких-нибудь предгорий Алтая. Навершие женского гребня украшено фигуркой лошадки. Одна из статуэток — копия ползущего тигра. А есть еще бронзовая птица, как две капли воды похожая на попугая, грифон, странные люди с головами хищных птиц.
Гаревский рыбак Федор Андреевич Хозяинов убежден, что песенка: «Я на Мачу еду плачу, с Мачи еду — хохочу» придумана на Шиховском. В то время, когда ее делали, ни славян, ни половцев еще не было. Тогда на мир сильно влияла культура царских скифов. Обаяние скифской цивилизации распространялось от греческих полисов на Черномом море до самого Полярного Круга. Кстати, многие местные медные фигурки повторяют излюбленные сюжеты скифских мастеров.
Так кто же они — древние жители Печоры? Скифы, скандинавы, угро-финские племена? Два с половиной тысячелетия назад российский Север был втянут во все крупнейшие процессы мировой истории. Древние хозяева Мачи были предприимчивые, сильные и очень головастые люди. Другие просто не выжили бы в этих условиях. Они знали тайны металлургии, секреты подлинно художественного литья. Свой скарб они тащили на волокушах, а может быть просто на плечах. Они нашли наиболее удобные пути в Заполярье, образовали на этих путях поселения. Куда они исчезли потом, мы не знаем. Скорее всего они (их гены) влились в популяции народов пришедших сюда позднее. На Шиховском могильнике нашли поселение людей Железного века. Они пришли тем же путем. И стали не просто жить здесь, на Маче, а, судя по некоторым нашим находкам, обожествили первопроходцев, стали поклоняться им. Может и нам стоит так же трепетно относиться к истории? Ведь и в последующие века Север осваивали по нахоженным в древности тропам....