Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Северной Руси Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

© Галанин А.В. Арийские традиции // Вселенная живая [Электронный ресурс] – Владивосток, 2012-2013. Адрес доступа: http://ukhtoma.ru/traditions1.htm

1. Луковицеобразные главы храмов и дворцов || 2. Надмогильные памятники || 3. Трезубец как символ власти || 4. Свастика, или коловрат || 5. Русский дом || 6. Русская печь || 7. Русские беседы, русские драки и русские частушки || 8. Штаны и этносы

 

Беседа на севере России – это праздничное сборище девушек и молодых женщин, на которое приглашали парней и молодых мужчин и вообще всех жителей своей деревни, на которое могли придти гости из других деревень.

Три традиции Русского народа

(русские беседы, русские драки и русские частушки)

А.В. Галанин © 2012

 

Написать об этом я решил потому, что об этом никто не пишет, хотя предмет сей лежит на поверхности нашей русской традиционной культуры. Что же это за предмет такой? Сегодня о нем почти совсем забыли, а ведь это была важнейшая часть нашей национальной культуры. Беседы организовывали действительно молодые девушки и женщины, для чего зимой договаривались о проведении беседы в чьем-то доме, а летом в чьем либо сарае. Разумеется, хозяева "арендованных" на вечер и ночь домов и сараев не оставались в накладе. Им что-то платили, причем деньги собирали вскладчину именно девушки и женщины, собирающие беседу. Все остальные на беседе были на правах приглашенных. Мне кажется, что северная беседа – это пережиток матриархата, когда девешки и женщины приглашали в свое селение мужчин, живших отдельно – в своем мужском селении.


Русские беседы и русские драки

Беседы обычно собирали во время престольных праздников. В 50-е годы прошлого века в нашем селе на такую беседу собиралось до 50 и более человек. Мебель из снятой для беседы избы выносилась. Вдоль стен ставились скамейки, на которых сидели пожилые люди. Молодежь же должна была стоять. Для гармониста ставился стул или табурет. Плясали кадриль – очень красивый танец с переходами, кружением пар, пляской и частушками. Собственно беседа осуществлялась посредством частушек. Чаще частушки были с подковыркой, с шутками, с намеками. В частушках хвастались друг перед другом, нередко задирали друг друга довольно обидными шутками, девушки частенько жаловались на тяжелую долю.

Перед тем, как идти на беседу, парни, как правило, употребляли спиртное – брагу, самогонку, водку. Часто конфликтовали друг с другом из-за девушек или чтобы показать свою смелость и удаль. Деревенские беседы очень редко обходились без драки. Дрались отчаянно и всерьез. Запретов в драке было немного, не били только лежачего или запросившего пощады. Дрались кулаками, кольями, кастетами, нередко в ход пускали ножи. Дерущихся было принято разнимать. Разнимали дерущихся парней мужики в возрасте, женщины и девушки. Мужики в возрасте частенько и сами ввязывались в драку, но это в деревне не приветствовалось. Считалось, что женатому мужику нет причины драться на беседе, что он вышел из этого возраста и поумнел. Эффективней всего разнимать дерущихся удавалось девушкам и женщинам. Их не смел тронуть никто из парней, а тем более мужиков.

Летом на севере Руси беседы нередко сопровождались девичьими хороводами. Девушки вели хоровод и пели частушки. Фото с сайта: http://generallive.ru/news/rus…

Впервые увидевшему драку на беседе могло показаться, что это какой-то абсурд и дикость. Ведь дрались в кровь, вплоть до серьезных трамв и даже увечий. Но обычай этот пришел из глубокой древности, и что-то рациональное в нем должно было быть. Я давно задумывался об этом. Наверное, с той поры, когда сам несколько раз в юности попадал в такие драки. Вот один из таких случаев.

Я тогда был студентом первого курса, на летние каникулы приехал на родину к родителям. Мы с приятелем участвовали в колхозном сенокосе – косили траву, стоговали, в общем, выполняли самые тяжелые работы, благо природа силой не обидела ни моего приятеля, ни меня. По вечерам ходили в наш клуб на танцы, после которых провожали девчонок по домам. В этот день приятель сообщил мне, что в деревне Летнево в 7 км от нашего села какой-то церковный праздник, что там обязательно будет беседа, и мы можем туда сходить. Идея понравилась нам обоим, и после работы мы прямиком отправились в Летнево. Когда пришли туда, беседа была в разгаре. Об этом мы догадались по звукам гармошки, играющей кадриль-козулю в толпе нарядных людей возле сарая на краю деревни.

Без опаски мы зашли туда и стали ухаживать за понравившимися девушками, они, похоже, тоже заинтересовались "заезжими" молодцами. Но это возмутило местных парней – появился хороший предлог подраться и прогнать чужаков. Нас пригласили выйти и поговорить. Когда мы вышли, то "разговаривать" пришлось с толпой из 10–12 человек. Бой на кулаках продолжался минут 5–7; видя, что одолеть нас не так просто, местные пустили в дело свинцовые кастеты.

Моему другу выбили руку в плече (вывих), мне пробили голову. Видя такое дело, весь в крови, я вытащил из огорода солидный кол и пошел в наступление, пытаясь отбить друга, которого уже сбили с ног и мутузили почем зря. Кол и моя решительная злость (умереть, но не сдасться!) подействовали, от нас отступились. Вот так, "хорошо погуляв", безлунной ночью по грязному полю и через еловый лес мы отправились домой. Кровь мне удалось остановить, благо рана была неглубокая, так как удар пришелся вскользь. Когда пришли домой, уже рассвело, надо было идти на работу. Я, придя домой, промыл рану, смазал рану йодом и одел на голову камилавку, так что никто (даже родители!) не догадался о нашем поражении. Друг тоже сделал вид, что у него все в порядке, но взял грабли и пошел с женщинами одной рукой ворошить сено в валках.

Какая свадьба на Руси без драки. Если на свадьбе не было драки, значит у жениха не было конкурентов, значит невеста плохая и никто в нее не влюблен, кроме жениха. А это для невесты унизительно. Порой драки разыгрывали специально, чтобы потрафить невесте и ее родственникам. Фото с сайта: http://www.autolada.ru/viewtop…

Я долго потом пытался понять, что же это было. Ведь на той беседе были два местных парня, с которыми мы учились в школе, причем в старших классах. Правда, мы с ними не были друзьями, но и никогда не ссорились. Лет через десять после той драки я рассказал эту историю своему дядюшке. Он засмеялся: "Ну, ребята, вы и смельчаки! Вдвоем на беседу в Кодобу приперлись! Да ведь раньше годков этак 20–30 назад вас там изувечить могли". Спрашиваю: "Почему?""Да всехсвятские с кодобой извечные враги", – разъяснил мне тогда мой дядя. Почему извечные, он и сам не знал, но такова была традиция.

Кодобой у нас называли 8 деревень, расположенных в бассейне ручья Кодобой, впадающего в речку Шелекшу, и 3–4 деревни в бассейне Шелекши в ее верхнем течении. Под всехсвятскими понимались жители села Всехсвятского и 9 деревень в радиусе 3–4 км от села Всехсвятское. Я тогда так и не понял причины вековой вражды кодобы с всехсвятскими. Понял это позже, когда всерьез стал изучать историю нашего края. Оказалось, что в XIV–XVI веках "куст" деревень вокруг Всехсвятского и куст деревень по ручью Кодобой принадлежали разным удельным княжествам. Всехсвятские относились к княжеству Шелешпанскому, а Кодоба – к княжеству Сугорскому. Причем в еще более раннее время в княжестве Сугорском большинство жителей принадлежали к угрофинскому этносу Меря, а в княжестве Шелешпанском большинство жителей были пришлыми варягами-русью, захватившими важный водный путь и волок из реки Шексны в реку Сухону.

Получается, что уже давным-давно кодоба и всехсвятские перемешались генетически, стали одним этносом, и водный путь и волок давно позабыли, а вот традиция драться парням на беседах сохранялась по крайней мере до 1965 года. Мы с другом, вероятно, были последними жертвами этой многовековой вражды двух удельных княжеств.

Сегодня кодобы уже нет: стараниями российских властей в болоте перестройки все деревни в бассейне ручья Кодобой брошены, их жители отчасти переселились в село Всехсвятское, а отчасти их поглотили города. Из Всехсвятского тоже много народу переехали в горда, а из 9 деревень всехсвятского куста осталось только три.

Русская молодецкая забава – драка, или кулачный бой. Фото с сайта: http://yahooeu.ru/other/15574-…

Однако драки на беседах случались не только "на исторической почве". Я тогда был еще ребенком, а мой дядюшка – неженатым парнем. Он и еще один парень из нашего села были влюблены в одну девушку, из-за которой постоянно дрались на беседах. Особенно запомнилась одна их драка. Сегодняшние бои без правил – жалкое подобие той жестокой драки. Разнять их тогда не могли с десяток парней и мужиков. Драку мой дядюшка тогда выиграл, но девушка предпочла ему побежденного и вышла вскоре за него замуж. Кстати, после этого драки между моим дядюшкой и мужем этой девушки прекратились, они жили мирно, общались и помогали друг другу.

 

Мы пацанами (лет по 10–14) тоже ходили на беседы, которые собирались по престольным праздникам в нашем селе. Летом они бывали в одном и том же сарае. Потолка в этом сарае не было, но были потолочные балки, на которые мы втихаря забирались и наблюдали за тем, как танцевали кадриль-козулю, как вели себя влюбленные парочки.

А чтобы не было скучно, делали трубочки из дидля (трава такая – ангелика по-научному), набирали полные карманы зеленой черемухи и сверху "стреляли" черемухой в танцующих. Нас, конечно, разоблачали, но не сразу. Как правило, мы успевали смыться и спрятатся в заранее приготовленные схроны. Но и поймав, сильно не наказывали, так как совсем недавно сегодняшние женихи вот так же обстреливали в этом же сарае и с этих же потолочных балок зеленой черемухой своих старших братьев и сестер.

И вот прошло много лет, нет в живых моего дядюшки, сам я стал стариком, а размышления о беседах и драках иногда посещают меня. В материальной и духовной культуре народа в его традициях почти все рационально, все не просто так. Традиции несут информацию о многом из прошлого, они объясняют многое в настоящем. Попробуем отыскать рациональное в беседах и драках.

Думаю, что в драках парней на беседах воспитывался тот непобедимый русский дух, который позволил выстоять и победить во многих войнах, в которых на стороне врага были и численность и техническое оснащение, и физически они не хилыми были. Но... Отец – участник великой отечественной войны – рассказывал мне, что когда дело доходило до рукопашной, победа была чаще всего на стороне русских. Немцы боялись русских в рукопашных схватках, хотя часто физически их превосходили, да и кормили их лучше. Я думаю, что русские поднаторели в драках друг с другом еще на беседах. И главное в драке – не столько физическая подготовка, сколько подготовка психологическая. Ударить человека не так-то просто, а убить в драке, когда "глаза в глаза" – тем более. Для этого нужна длительная тренировка. А если солдат тренировался драться с детства, а жестоко драться – с 15–17 лет, то в рукопашном бою он будет непобедим, даже если уступает противнику в физической силе.

Солдаты второй мировой войны слушают гармониста на улицах Будапешта. Только что закончился бой. Они победили, потому что не могли не победить. Фото с сайта: http://shushpanzer.ru/forum/vi…

Вероятно, тренировки, инсценирующие рукопашный поединок, которые имеют место при обучении солдат, не могут заменить тренировки в настоящей драке. Я имею в виду именно психологическую тренировку. Сегодня уже нет бесед с их традиционными драками, нет и классических русских деревень и сел. Это обязательно надо учитывать при обучении солдат. Но на это обучение отводится всего один год. За этот год сделать из маменькиного сынка, умеющего только нажимать на клавиши компьютера, настоящего русского воина, думаю, невозможно. Многие военные стратеги и тактики сегодня уповают на технику, совершенное оружие. Но с помощью этой супертехники и этого современного оружия можно только разрушать и уничтожать, но нельзя побеждать.

Может быть, неслучайно зародился у русов обычай драться на беседах. Неслучайно его поддерживали конунги, князья и цари. Вероятно, благодаря в том числе и этому обычаю варяги-русы смогли объединить многочисленные этносы Восточной Европы в русское государство. Может быть поэтому были непобедимыми солдаты Суворова, а русские партизаны лихо выгнали огромное войско Наполеона со своей земли. И ведь не столько солдаты и офицеры регулярной армии Советского Союза смогли остановить и разбить фашистов, сколько призыв на войну деревенских мужиков и участие в войне партизан сделали перелом в войне – мужики, учившиеся драться на деревенских беседах, громили фашистов в Кенигсберге и Берлине.

А вот дети и внуки тех российских солдат великой отечественной уже не проходили обязательной практики драк на беседах. Результаты не буду описывать, вы все их знаете. А сегодня российские парни в массе своей не хотят служить в армии, уклоняются, откупаются, дезертируют. Почему? Отчасти потому, что не хотят защищать страну, в которой их родители бедствуют, а кучка богатеев живет припеваючи. Но в значительной мере не хотят идти в армию от трусости, не могут постоять за себя, не могут объединиться, встать на защиту слабого, не умеют драться. Сегодня заведется парочка мерзавцев во взводе, которые драться умеют и физически и готовы к этому психологически, – и мордуют они весь взвод. Но если бы драться умели и были готовы постоять за себя хотя бы 70% солдат взвода, дедовщину в ее сегодняшнем виде просто не допустили бы.

Вот и создаются для защиты солдат комитеты солдатских матерей. Даже в мое время это рассматривалось бы как большой позор для молодых солдат. Защитников Отечества самих защищают мамы! А если бы такие комитеты попытались создавать матери солдат в те времена, когда в армии служил мой отец, то их посчитали бы просто тронутыми, и тронутыми не слегка. Мой совет: папы, мамы, бабушки и дедушки, разрешайте вашим детям и внукам драться друг с другом в детстве и в отрочестве, тогда вам не придется защищать их в армии.

На беседах парни и девушки друг с другом, девушки друг с другом и парни друг с другом общались с помощью частушек. Разумеется во время драки частушек не пели, парни друг с другом во время драки разговаривали преимущественно матом.

Сначала я поделюсь с вами своими соображениями о частушках вообще, ну а в конце коснусь и полузапретной темы – русского мата и матерных частушек. Приведу несколько частушек, которые пелись прежде на беседах и попытаюсь их прокомментировать. Частушки позаимствованы на сайте по адресу: http://viperson.ru/


Вон идут, вон идут. 
У забора свищут: 
Давай погасимте огни, 
Пусть беседу ищут. 

Наверняка на беседу пришли женихи из другой деревни, которых тот, кто поет эту частушку, не хочет на беседе видеть. Вот и предлагает погасить огонь и затаиться, чтобы не нашли, чтобы те прошли мимо. Это может быть и девушка, за которой ухлестывает парень, который ей не люб, но может быть, и парень, который боится, что пришлые отобьют его зазнобу.


На беседушке сиди. 
На улке не захватывай! 
Своим умом взамуж иду, 
У батюшки высватывай. 

Эту частушку пела девушка, стараясь пристрожить нахального ухажера, который норовил потискать ее на улице. Намекала ухажеру, что до свадьбы она ни-ни. Только если у батюшки высватает ее. Вообще прежде девушки на Руси не были распущенными и берегли как свою честь, так и честь родителей.


Народ пляшет и поет частушки. Фото с сайта: http://www.cap.ru/home/77/obra…

На беседу ходил, спрашивал:
«Куда замуж пойдешь?»
А я, девушка, ответила:
«Не ты меня возьмешь».

А это отворот поворот парню, добивающемуся расположения понравившейся девушки. Тот, кому предназначена эта частушка, знает, что это ему девушка отказала. А вот другим знать, кто этот несчастный, необязательно. Довольно тактично.

Дроля долгой, мотоватой – 
Только веники ломать,– 
На беседушку спроводил, 
Не сумел поцеловать. 

Когда парень влюбляется в девушку по-настоящему, то он стесняется не то что поцеловать, но даже подойти и заговорить с ней. Некоторые вообще не могут преодолеть этот психологический барьер, так и женятся на нелюбимых. А вот эта девушка, похоже, понимает состояние парня и пытается помочь своей частушкой-насмешкой преодолеть парню этот барьер. А парень, похоже, рослый, красивый и девушке явно нравится. Не зря она его дролей (любимым) называет.


Поживите-ка, подружки, 
У моего-то тяти: 
Попросилась на беседки – 
Послал на полати. 

А эта певунья решила пожаловаться на своего отца (тятю), который не разрешает ей ходить на беседы. Скорее всего, она еще слишком молоденькая, и отец просто боится за нее, что кто-то соблазнит малолетку. Но жалоба, высказанная на беседе, – это обрашение к обществу. Девушка надеется, что сельская община заступится за девушку, которая, вероятно, нарушила запрет отца и пришла на беседу вопреки.


Я сегодня при обиде. 
При большой досадушке: 
На беседу не пустили. 
Не дали лошадушки. 

Эта частушка – тоже жалоба на родителей, которые не дали поехать на беседу на лошади. Пришлось, видимо, идти пешком. Скорее всего, поет ее парень из неблизкой деревни. Но и отца понять можно. Лошадь нужна, чтобы пахать, сено возить, а не по беседам разъезжать. Послушают девушки такую частушку и решат, что за этого парня замуж выходить не стоит. Глупый он какой-то и ленивый. Нашел о чем жаловаться. Экий герой – на беседу пешком пришел.


В частушках - душа русского народа

Русские любили плясать. В пляс пускались на привалах во время сенокоса, в минуты отдыха. Молодежь так показывала себя, а в частушках говорила о самом сокровенном. Фото с сайта: http://homerussia.livejournal.…

Мимо нашего окна
Бегали телята,
А я с печки да в окно:
Думала, ребята.

Шуточная частушка, которую пела девушка, находясь в состоянии активного поиска парня, в которого сможет влюбиться. Но к сожалению, под окнами ее дома бегают не ребята, а телята. Наверное, эта частушка – сигнал для парней о том, что есть незанятая девушка, ищущая своего дролю. Частушка с сайта: http://www.novgorod.ru

Милый в армию пошел,
Я в окошко глянула.
С этих пор моя любовь
Все вянула и вянула.

Эта певунья хочет поделиться своим горем – парня в армию забрали. Но в частушке сообщается и вторая беда – любовь-то ее со временем вянет и вянет. Забывает она своего возлюбленного. Может и другого полюбить, недождавшись своего солдатика. Частушка с сайта: http://www.novgorod.ru


Дроля в армию поехал,
ничего не наказал.
Я спросила, с кем знакомиться,–
на камень показал.

На беседах девушки очень откровенно сообщали о том, о чем вне беседы даже думать стеснялись. Вот и эта рассказала, какой у нее серьезный парень. Говорит: "Не дождешься, камнем пришибу". Хороший намек кандидатам в женихи. Частушка с сайта: http://www.booksite.ru/fulltext/3us/tuz/hna/20.htm


Дроля в армию пошел,
надел рубашку белую.
Четыре года буду ждать,
изменушку не сделаю.

Ну а это, конечно, не что иное, как принародная клятва дождаться дролю из армии. Предупреждение парням, чтобы напрасно не надеялись, девушка все четыре года будет ждать – на столько лет тогда призывали парней в армию. Частушка с сайта: http://www.booksite.ru/


Говорил: "Давай расстанемся,
пока я не забрит.
Меня забреют, ты останешься.
Кого будешь любить?"

Парень этой девушки не очень-то верит, что она станет ждать его четыре года, поэтому предлагает расстаться еще до того, как уйдет в армию. Хороший честный парень, не обрекает девушку на долгое ожидание. Вот такого девушке действительно стоило дожидаться, а не того, который на камень показывает. Частушка с сайта: http://www.booksite.ru/


Задушевная товарочка,
какие люди есть:
написали дроле в армию,
что я гуляю здесь.

Скорее всего, товарочка и написала ее дроле в армию, и девушка таким способом намекает ей об этом во всеуслышанье. Люди-то знают, что она честно ждет своего дролю, поэтому осудят врунью подругу, которая, скорее всего, сама на парня глаз положила. Частушка с сайта: http://www.booksite.ru/


Дроля в армию поехал,
я кричала: "Воротись!"
По реке раздался голос:
"Маша, милая, дождись".

А эта частушка – выплеск горя. Так просто и так искренне и душевно передает эта девушка свое горе, что становится жалко и ее, и того парня, что поехал в армию. Частушка с сайта: http://www.booksite.ru/


Дайте, девочки, винтовочку
и серого коня.
Я убью заразу Гитлера,
и кончится война.

Россия не могла не победить Германию в великой втечественной войне, коли даже русские девушки были готовы пойти на фронт, чтобы убить заразу Гитлера. Так просто, наивно, но верно и справедливо передает эта частушка желание русских людей того времени. Частушка с сайта: http://www.booksite.ru/


Ты не думай, враг коварный,
Солнца свет не погасить,
И могучей силы русской
Никогда не победить.

Так пели во время войны на беседах в русских деревнях. И это не агитация, навязанная сверху, это истинный патриотизм русского народа. Он сидит в его генотипе. Думаю, что пока народ сочиняет и поет такие частушки, он действительно непобедим. Такой народ подобен солнечному свету. Частушка с сайта: http://http://derzava.com/


Дорогие девушки,
не будьте гордоватые,
любите раненых ребят,
они невиноватые.

Вот так пели наши матери и бабушки и действительно любили раненых ребят. А ведь если бы не любили, то многих из ныне живущих сегодня и на свете-то бы не было. Нераненых и неизувеченых тогда на гражданке и не было. Частушка с сайта: http://www.booksite.ru/


Задушевная подруга,
у нас миленький один,
Ты ревнуешь, я ревную,
давай его продадим.

Самая страшная трагедия послевоенных лет – преобладание женского населения над мужским. Тогда один мужик приходился на трех, а то и на четырех девушек и женщин. Вдовы, старые девы – невесты довоенных лет, юные девушки. А вокруг одни инвалиды, молоденькие пацанчики да старики. И поплясать-то на беседе не с кем. Частушка с сайта: http://www.booksite.ru


Ты солома, ты солома,
немолоченный овес.
Моего залетку ястреб
вместо курицы унес.

Парни малолетки после войны были нарасхват. Вот такой теперь у этой барышни залетка, что на курицу похож. В этой частушке грусть и юмор перемешались настолько, что разделить их невозможно. Яркая черта русского народа – спасаться от тоски и отчаяния шуткой и насмешкой над собой. Частушка с сайта: http://www.booksite.ru/


Ты солома, ты солома,
яровая, белая.
Не говори, солома, маме,
что в сарае делала.

Война снизила целомудрие народа. Одинокие женщины и девушки в возрасте, отчаявшись выйти замуж, отдавались чужим мужьям и чужим женихам чаще не для утехи, а чтобы забеременеть. Сколько тогда появилось матерей одиночек в России. Но мама этой девушки по-прежнему была верна довоенным традициям, поэтому детей зачинали втайне от нее. Частушка с сайта: http://www.booksite.ru/


Говорят, я боевая,
боевая я и есть.
Нынче времечко такое,
боевым большая честь.

Да, времечко действительно после войны было такое, что небоевые девушки со временем становились совсем одинокими старухами. В селе, где я родился и вырос, таких было немало. Частушка с сайта: http://www.booksite.ru/


Шила милому кисет,
вышла рукавица.
Меня милый похвалил:
"Какая мастерица".

Девушка не умеет шить и сообщает об этом всем, странно, не правда ли?.. Да нет, она сообщает всем, что милый так ее любит, что и неумелую хвалит и ею восхищается. Вот чем хвастает эта девушка. И ее можно понять. Частушка с сайта: http://www.booksite.ru/


Что сейчас у нас творится –
Это просто на диво:
Провел дедушка Анисим
Прямо на печь радио.

Вскоре после войны страна начала восстанавливаться. И об этом на беседах пели радостные частушки. Частушка с сайта: http://magazines.russ.ru


В Москве Сталин говорит,
А в колхозах слушают.
У всех наушники надеты,
Даже когда кушают.

Удивительно быстро восстанавливалась истрепанная войной страна. Уже за 10 лет с 1945 по 1955 гг. восстановили разрушенное хозяйство и проводили электричество и радио в самые глухие села и деревни. Народ дивился новшествам и конечно же сочинял и пел на эту тему незатейливые частушки. Частушка с сайта: http://magazines.russ.ru


Ты не потчуй меня, милый,
Сладкою конфеткою,
Мне теперь не до тебя,
Увлеклась газеткою.

А эта девушка в своей частушке сообщает всем о своей грамотности, а парням о том, что девушки настолько грамотными стали, что их сладкими конфетками не завлечешь. Они теперь политикой интересуются. Вот оно – начало эмансипации. Частушка с сайта: http://magazines.russ.ru


Мне любовь свою вечор
Изъяснил Степан-монтер:
"Жизнь твою я сирую
Электрифицирую".

Частушка не без юмора. Тут и про "жизнь сирую", и про Степена-монтера говорится. Похоже, что бабник – этот Степан, и вот девушка сообщает и предупреждает об этом своих подруг. Ой, непростая эта частушка. Частушка с сайта: http://magazines.russ.ru


Девушки, война, война.
Девушки, окопы рыть.
Девушки, война заставила
Тридцатый год любить.

Тоскливая частушка. Парням, родившимся в 1930-м году, в 1945-м было всего по 15 лет. А девушке уже 25. Всех сверстников и кто постарше поубивали на войне, а кто вернулся, тех тут же перехватили более молоденькие. А я помню, как тогда такие частушки пели на беседах в нашем селе. Частушка с сайта: http://derzava.com/


Не люби, милой, богату,
Бери, милый, по душе.
Не надо каменной палаты,
Проживем и в шалаше.

Эта частушка актуальна и в наше время. Только девушек, которые смогут с любимым прожить и в шалаше, осталось очень мало. Почти все мечтают о каменных палатах, в которых потом мучаются жизнь с нелюбимыми богатыми мужиками. От такой жизни скоро атрофируются все органы любви, и что более страшно, не только физической. Частушка с сайта: http://derzava.com/


Парни и девушки общались частушками. То, о чем не могли сказать с глазу на глаз – стеснялись, то могли пропеть в частушке при всех – при свидетелях. Репродукция с сайта: http://www.liveinternet.ru/use…

Девушки на выпускном вечере в школе поют частушки про мальчишек. Так что традиция русская жива и сегодня. Фото с сайта: http://kinder-online.ru/shkoln…

Фольклорный коллектив молодежи исполняет частушки военного временя для ветеранов. Фото с сайта: http://www.e-river.ru/gallery/…

 

Грустные лирические песни и веселые озорные частушки на Руси поют под гармошку за околицей и сегодня. Фото с сайта: http://www.chitalnya.ru/board/…


Частушки войны

Частушки поднимали настроение солдат на фронтах великой отечественной войны и вселяли веру в свою победу лучше, чем политинформации. Фото с сайта: http://shushpanzer.ru/forum/vi…

Нам не страшно умирать,
Только мало сделано,
Только жаль старушку-мать
Да березку белую.

Моя финка пятый номер,
Позолоченный носок,
Если кто еще не помер,
Припасай на гроб досок!

Белый конь, белый конь,
Белые копыта.
Скоро кончится война,
Поедим досыта.

На столе стоит стакан,
А в стакане каша.
Сколько Гитлер не воюет,
А победа наша.

У московских у ворот
Удивляется народ –
Немцы ходят в наступленье
Только задом наперед.

Частушки с сайта: http://www.promreview.net/


Сталинград после освобождения. Конечно, солдаты-победители поют веселые частушки. Фото с сайта: http://victory.pobeda.vif2.ru/…

За советскую границу
Будем биться до конца.
От границы ключ хранится
В сердце каждого бойца.

 

Распроклятые фашисты
Мирну жизнь нарушили.
Осквернили нашу землю,
Города разрушили.

 

Зададим фашистам баню,
Ох, и баню жаркую.
Не бывать нашей земле
Под фашистской маркою.


Уверен, что пляски и частушки на фронте – не менее важный фактор в победах русского народа в войнах, чем превосходство оружия и идеологические штампы, которые создавали комиссары. Фото с сайта: http://pda.diary.ru/~poez/p103…

Девка в армию пошла,

Честь начальству отдала,

Там в Уставе пунктик есть –

Отдавать начальству честь!

 

Полюбила лейтенанта,

Поженилися на днях.

А как стали раздеваться,

Я запуталась в ремнях.

 

Мы сидим на дне окопа

И имеем бледный вид.

У меня промокла ж...па,

Потому что моросит.

 

Частушки с сайта: http://chastuchka.yaxy.ru/


Победили, восстановили страну, состарились. Но пока живы солдаты-победители, они помнят ту войну и не хотят, чтобы такое пришлось испытать их внукам и правнукам и надеются, что внуки и правнуки не подведут, если такое все таки случится. Репродукция с сайта: http://sashalew.ru/ru/maxsz/de…

Пишет милый из окопов:
«Долго дома не бывать,
Моя дролечка – винтовочка,
Земля – родная мать».

Вот и кончилась война,
Прошли бои великие.
Очень жалко тех ребят,
Которые убитые.

Ой, война, война, война,
Гитлером затеяна.
У залетки моего
Ноженька потеряна.

Кабы, кабы не германец,
Не германская война,
Не гуляла бы я девушка
Без милого одна.

Ягодиночку убили,
Да и мне бы умереть.
Ни который, ни которого
Не стали бы жалеть.

Ой, Германия, Германия,
Наделала чего:
Девяносто девять девок
Обнимают одного.

Вокруг могилочки хожу,
Земелька рассыпается,
Я любимого бужу.
Он спит – не просыпается.

Частушки позаимствованы с сайта: http://s05017.edu35.ru


Школьные частушки

Частушки бывают не только "взрослые", но и "детские". Рисунок с сайта: http://www.solnet.ee/gallery/k…

На траве лежат дрова,

А на стуле – кнопка.

Проглядела голова,

А страдает попка!

 

Валя мучила расческу,

К школе делала прическу.

Мучила-то, мучила,

А получилось чучело!

 

Раз с приятелем в День смеха

Поменяли – вот потеха! –

В школе мы на этаже

Все таблички "М" и "Ж".


Частушки дошкольные

Плясун. Репродукция с сайта: http://www.amr-museum.ru/russ/…

Папа Вовочку спросил:
Ты под краном руки мыл?
А у Вовочки ответ:
Лицо мыл, а руки нет!

Почему не любит папа,
Когда мама красится?
Потому, что сразу мама
Всем мужчинам нравится!

Мама мне твердит с пелёнок:
– Папа – наш большой ребёнок!
Муси-пуси-ладушки…
Он – ребёнок бабушки!

Всё вопросы и вопросы,
А у нас один ответ:
Лучше мамы, – кто ни спросит, –
Никого на свете нет!

Мама утром на работу
От семьи сбегает.
Это мамочка от нас
Просто отдыхает!

Частушки позаимствованы с сайта: http://natoliu1.ru/


Частушки взрослые

Исполнение частушек под гармошку. Они еще помнят и поют частушки, они еще русские люди, жива еще русь! Фото с сайта: http://yarportal.ru/topic69396…

 

Светит месяц, как целковый,
А звезда – как четвертак.
Мой миленочек растяпа:
Сидел рядом – ушел так.

 

Ах, шаль моя, шаль,
Зеленая клетка.
Милый бегает за мной,
А целует редко.

 

Меня милый не целут
От великого поста.
А любовь без поцелуя
Что корова без хвоста.

 

Гармонисту за игру –
три горячих пирога.
А Антошке за измену –
Чтобы выросли рога.


Выхожу и начинаю,
Запеваю просто:
"Я частушки буду петь
лет до девяноста".

И ведь пели лет до девяноста. Пели частушки на беседах, пели гуляя по деревне в праздники и в будни. Пели, провожая парней в армию и на фронт, пели солдаты в перерывах между атаками. Частушки бывают разные тематически – про любовь и про политику, про любимых генсеков и президентов, про рекламу и новые веяния в жизни и культуре. Частушки – это душа русского народа, поэтому относиться к ним надо бережно. Частушки надо изучать в школах и институтах как важную часть русской культуры. А традицией петь частушки надо гордиться!


Как ни боролась церковь с традицией бесовской – петь частушки, но изжить ее не смогла. Почему? Да потому, что частушка была и остается душой народа. Не соблазнился русский народ перспективой ходить в праздник по деревне и распевать псалмы. А вот в Испании в XVIII веке ходили и серьезно распевали: "Лучше всяких в мире роз пахнет наш Исус Христос".

Так гуляли и плясали наши предки в XIX и в начале XX века в старинном русском городе Суздале. Репродукция с сайта: http://maminsite.ru/forum/view…

 

Хороша Настена наша. 
Руки – как лопаты, 
Если замуж не возьмут, 
То уйдет в солдаты.

 

Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице
Выражает то лицо
Чем садятся на крыльцо.

 

   Глянул в лужу – в луже ж...па, 
   Вот так невидаль, друзья! 
   Вдруг мне ж...па улыбнулась – 
   Оказалось, это – я!

 

За деревней, у ручья,
Лежит девушка ничья.
Ну и пусть себе лежит,
Раз собой не дорожит!

 


Прошло 100 лет, а частушки по-прежнему слагает и поет народ в деревнях и городах. И задора и юмора не стало меньше, хотя тематика существенно изменилась. Думаю, что по изменению тематики частушек можно проследить историческое развитие народа лучше, чем по учебникам истории. В частушках жизнь страны отражается не хуже, чем в луже отражается рожа пьяного мужика.

Жители Куймани отмечают 330-й год своего селения: поют песни и частушки под гармонь. Фото с сайта: http://www.lipetsktime.ru/news…

 

Мыло жидкое купила –
Два рубля ухлопала.
Подруга думала – варенье,
Все взяла и слопала.

 

Моя милка как-то сдуру
Накупила мыла «Дуру».
Буду в баню с ней ходить,
Буду «Дурой» дуру мыть. 

 

Пожалел я раз Наташку
Дал надеть свою рубашку.
Теперь она уверена
Что от меня беременна.

 

Мой милок – единорос.
У меня к нему вопрос:
Ничего, что сверху я –
Беспартий-на-я?


Все в частушке отразится:
Новый день и старый век.
Словно в зеркальце, глядится
В нее каждый человек.

Частушка занимает важное место в культуре русских. Традиция сочинять и петь частушки зародилась еще у древних ариев. Неслучайно на севере Индии во время праздников молодые люди ходят небольшими компаниями по селению и поют ..., да да, поют именно частушки, в том числе и хулиганские на сексуальные темы. Так что традиция сочинять и петь частушки – это традиция очень древняя – арийская. Вот фашисты, хотя и объявили себя арийцами, а частушки-то петь не умели, да так и не научились.


Частушки политические дореволюционные

Ах ты Саша, глупый Саша!
Где теперь Аляска наша?
Продал лучше бы Чечню:
Всё-равно не в корм коню.

Говорят, что род Романов
Происходит из баранов:
Вся Россия голодует –
Николай вином торгует.

Полно, полно послужили
Николаю вшивому,
А теперь пойдем служить
Ленину плешивому.

Не за веру-за царя
Воевать охочие –
За заводы, за поля,
За крестьян с рабочими.

Многие думают, что политическая частушка появилась при советской власти, что до революции народ слепо любил власть и особенно царя-батюшку. Для создания сусального образа царя-батюшки хорошо поработала православная церковь, объявив, что "царская власть от бога". Ведь еще первых Романовых – Михаила и его сына Алексея – на царство венчал Патриарх. В течение 200 лет между светской и духовной властью на Руси была острая борьба за то, какая власть выше. Пожалуй, только Петр I смог поставить светскую (царскую) власть выше церковной. Об этом не стоит забывать нашим правителям и нашим историкам.

Побывав на Аляске, я тоже стал сторонником частушки про царя Александра II, продавшего Русскую Аляску США. Похоже, что "голова" России загнила тогда, во второй половине XIX века, когда продали Аляску и освободили из крепостной зависимости крестьян, не дав им земли.

Ну а когда народ погнали на первую мировую войну на стороне Антанты (Англии и Франции), тогда царь батюшка и подписал смертный приговор себе – и беду России на весь ХХ век. Завшивевший в окопах русский солдат обзывал вшивым и царя Николая II.

Несильно он доверял и Ленину, называя его неуважительно плешивым. И вот из двух зол выбрал наименее худшее. А воевали русские люди с энтузиазмом тогда, когда воевали не за царя и не за Сталина, а за Родину – за Россию. ХХ век доказал, что русские действительно "за заводы, за поля, за крестьян с рабочими" воевать были охочие.


Довоенные частушки о советской власти

Едет Ленин на телеге,
А телега – на боку!
– Ты куда, плешивый, едешь?
– Реквизировать муку!

Мой миленок коммунист,
А я – коммунарочка.
Пьем и жрем за счет народа,
Каждый день – гуляночка.

По завету Ленина,
По совету Сталина
Мы построили колхозы –
Погубить крестьянина.

Недоверие к большевикам у мужиков появилось еще при Ленине, когда обескровленной стране пришлось реквизировать (по-просту отнимать) у крестьян хлеб – муку. Это была политика продразверстки. К счастью, ее вскоре заменили политикой продналога – зерно и другую продукцию стали у крестьян, хотя и по низким ценам, но закупать. Народ на 5–6 лет немного вздохнул, сельское хозяйство начало восстанавливаться. Все бы и пошло в стране на лад, но ...

В народе говорят: "Плохо, когда дурак, но когда дурак с инициативой – вдесятеро хуже". Коммунисты решили на селе создать опору для советской власти в лице бедняка. Не хотели ленивые работать. Тогда их натравили на зажиточных и создали коммуны из бедняков. Вместо того, чтобы работать сообща, они начали сообща грабить. Вот об этом периоде вторая частушка.

Самая большая ошибка коммунистической партии в СССР и лично товарища Сталина была коллективизация в деревне, создание колхозов. Коммуны себя не оправдали, решили народ насильно и поголовно загнать в колхозы, обобществив землю, лошадей, коров, рабочий инвентарь. Самые прыткие пытались даже жен обобществить. В 30-е годы русское крестянство погубили, отняв у них инициативу, предприимчивость и знание сельского производства, создав при этом новый класс – колхозных крестьян, за которых все решают начальники – большевики в ЦК, обкомах и райкомах ВКПб..


Ленин музыку играет, 
Сталин пляшет гопака. 
Развалили всю Расею 
Два веселых м...ка.

Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищ Сталин?
«Раскулачивать народ».

Мимо нашего райкома
Я без шуток не хожу:
То им серп в окошко суну,
То им молот покажу.

Отношение русского народа к власти всегда было отчужденно-насмешливое. Пропаганда и агитация на Руси всегда натыкалась на живой русский ум и скепсис русского человека. Над властью шутили, иногда над ней ёрничали, но очень редко занимали к ней открыто враждебную позицию. Русский человек по природе своей – не революционер, не заговорщик, он очень терпелив, но когда терпенье у него кончается, то он становился яростным бунтарем. Не дай бог иметь дело с взбунтовавшим русским мужиком!

Несмотря на строгие законы, тюрьмы и лагеря, при советской власти на беседах в деревнях парни все равно пели вот такие частушки про вождей и генсеков. За такую частушку тогда давали 10 лет лагерей, чтобы не пел больше. Но все равно пели.

У последней частушки был и другой – матерный вариант. Так что когда говорят о единстве партии и народа в советское время, не верьте. По крайней мере, у большей части русского народа этого единства никогда не было. В начале 50-х годов ХХ века за такую частушку друга моего дядушки и брата его невесты посадили на 5 лет в лагерь, из которого он так живым и не вернулся. Звали его Леонид (а друзья его звали по-русски – Лёдо) Шишкин.


Частушки о советской власти послевоенные

Прошло время, победили в войне фашистскую Германию, восстановили разрушенные войной города, фабрики и заводы. Даже стала налаживаться жизнь в обескровленной коллективизацией и войной деревне. Народ на селе научился жить в колхозах. Если бы в это время у власти после смерти И.В. Сталина оказались умные и образованные люди, то страна вышла бы в мировые лидеры. Но ...

До чего дошла наука –
В космосе летает сука.
Прославляет до небес
Мать свою КПСС!

Страна СССР залечила раны войны, бурно развивалась, но развивалась не очень равномерно. Во многих деревнях не было радио и электричества, а в космос запускали спутники с собаками и готовили к полету космонавтов. Газеты были переполнены пафосом и трубили о победах коммунизма. Народ, конечно, восторгался и гордился этим, но не терял чувства юмора, он видел, что не все так хорошо, как ему вещают сверху и пишут в газетах.


Вышла б замуж за Хрущева, 
Да боялась одного: 
Говорят, что вместо х... 
Кукуруза у него. 

Генеральный секретарь ЦК ПСС Никита Сергеевич Хрущев был большим поборником кукурузы. Съездив в США и увидев, как она хорошо там растет, решил, что СССР не может догнать США по молоку и мясу, так как не сеет кукурузу. Но он плохо учил в школе географию и не знал, что США расположены на широте Средиземного моря. Народ сочинил много частушек и анекдотов про него. Хрущев "царствовал" 10 лет – срок немалый. "Разоблачил" культ Сталина, но с культом выбросил и много хорошего, что было при Сталине.


С неба звездочка упала 
Прямо Брежневу в штаны. 
Пусть бы все там разорвало Лишь бы не было войны! 

Брежнев книги написал,
В них – чужие мысли,
Ну а звезды – на груди
У него повисли.

Генеральный секретарь ЦК ПСС Леонид Ильич Брежнев организовал снятие Хрущева и занял его место. Он много делал для мира во всем мире. Правда, не все у него получалось с этим делом хорошо: он ввязал СССР в конфликт в Афганистане и распорядился ввести войска в Чехословакию, когда там народ возмутился властью своих зажравшихся коммунистов-социалистов. Все в СССР понимали, что борьба за мир – дело непростое, и тогда появилась вот эта частушка.

Брежнев "царствовал" долго – до самой смерти. В конце жизни его, уже впавшего в маразмы, удерживали у власти его коллеги – члены политбюро. Они понимали, что если уйдет Брежнев с поста, то лодка раскачается и на дно пойдут в первую очередь они – его высокопоставленные коллеги. Вешали уже полубезумному старику звезды героя СССР, писали за него не только речи, но и мемуары.


Частушки о закате СССР

Уезжали мы на БАМ
с чемоданом кожаным,
а вернулися домой
с х... отмороженным!

Надоело жить  в Рязани.
Всюду грязь, говно и пыль.
Нужно сделать обрезанье
и смотаться в Израиль.

Водку мы теперь не пьем, 
Сахару не кушаем. 
Зубы чистим кирпичом, 
Горбачева слушаем.

За кремлевскою стеной 
Кто-то сильно охает.
Это Мишку Горбачева
Алкаши му....ют!

Горбачев, Горбачев,
Тобой народ гордился!
А ты даже в холуи
Путчистам не сгодился.

Пусть не пудрят нам мозги
Газеты-агитаторы:
Все – от Ленина до Ельцина –
Матерые диктаторы.

Стройка века – Байкало-Амурская магистраль – была великой и нужной стройкой. Но страна уже экономически слабела, ошибки, допущенные за 70 лет советскими правителями, накапливались и привели к страшному системному кризису.

В это время кое-кто даже стал завидовать евреям, которые могли уехать из разваливавшейся страны в Израиль. Так тошно народу стало, что он готов был сделать себе обрезание. С БАМА возвращались домой строители, так и не заработав там себе денег на квартиру и машину.

А тут еще Михаил Сергеевич Горбачев (новый молодай генсек) начал "перестройку с ускорением" и повел борьбу с пьянством. Но не столько путем пропаганды трезвого образа жизни и путем духовного развития людей, а путем запрета производить спиртное и торговать им. Не могли русские люди понять: то ли ума правителям там наверху не хватает, то ли элементарной грамотешки. Но я заметил еще в начале 60-х годов, когда был студентом, что наверх в СССР всплывает г..но. Чтобы попасть в органы управления районом, областью, надо было проявить себя на общественной работе – комсорг, профорг, член бюро комсомола. Мы все понимали, что эта деятельность – фуфло, но участие в ней давало преференции на экзаменах, при получении стипендии, при распределении. Лезли на такую работу те, кто хорошо учиться не мог и как профессионал был слаб. Но он был ловок и пронырлив, и в конце концов оказывался в ЦК КПСС.

Насмешек над Горбачевым во время его правления было много. Вот бы послушать Михаилу Сергеевичу эти частушки и анекдоты да ума у народа набраться, коли своего маловато. Так нет же, не слушал, наверное, окружение не давало русской частушке к уху Гобачева пробраться. Результат был как в предпоследней частушке. Б. Ельцин сделал это. И правильно сделал – народ это одобрил.

У каждого правителя России, по крайней мере в XIX–XX веках, в конце его правления случается кризис, как итог ошибок его и его предшественников. Преодолеть этот кризис правителям удавалось и удается очень редко. Они либо умирали по должности (Ленин, Сталин, Брежнев), либо их убивают (Николай II). Только Хрущеву и Ельцину повезло, их вовремя отстранили от должностей.

Похоже, русский народ начал кое-что понимать в политике: перестал наконец-то различать царей, генсеков и президентов. Стали вырождаться политические партии, так как их председателям перестали верить, а в партию идут только в ту, которая правящая: есть о чем задуматься политикам...

Народ не прощает героям, не оправдавшим его надежд. Именно так случилось и с М.С. Горбачевым.


Частушки о демократической власти

На рубеже веков и тысячелетий власть в России перешла к В.В. Путину. Не верю в то, что это был добровольный уход из власти Б.Н. Ельцина: это был типичный комсомольский вожак – выкормыш советской эпохи, которые добровольно власть никогда не отдавали. Истина о случившемся 31 декабря 1999 г. будет раскрыта этак лет через 40–50 – вряд ли раньше.

На покой пошел наш дедка –
Побросали все ракетки,
И все те, кто нынче лижет
Встали в кимоно на лыжи!

А я к Путину схожу,
Всё как есть ему скажу.
Всё ништяк, Владим Владимыч!
Лишь хватило б терпежу...

Удивляется народ:
– Что реформа нам даёт?
– А реформа вам не б..дь,
Чтобы каждому давать. 

То, что дурят наш народ,
– никому не ново.
Оттого так популярно
матерное слово.

На горе стоял колхоз,
Славился откормами,
Обобрали, разорили
Новыми законами.

Иван фермерство открыл,
С правительством бодался.
Через десять лет труда
Без штанов остался.

В Думу Путина зазвали
О работе рассказать.
Там портки с него сорвали
Да как начали лизать!

Как у нашей у державы
Новый герб теперь на славу:
Головы орлиные,
А мозги – куриные.

Когда президентом России был Б.Н. Ельцин, вся "элита" играла в любимую игру Бориса Николаевича – в теннис. Но как только президентом стал В.В. Путин, вся элита увлеклась его любимыми видами спорта – борьбой дэюдо и горными лыжами. Русские люди ржали и ржут над этим. Менталитет у властной элиты и у народа очень разный, вот и не могут они понять друг друга со времен князя Рюрика.

Слагает народ частушки и про Владимира Владимировича Путина. Частушки по-прежнему меткие и хлесткие – современные. Народ по-прежнему надеется, что он наведет порядок, но с каждым годом вера в это убавляется, а недовольство растет. Допущенные уже Ельциным и Путиным ошибки накопились в немалом количестве. Народу чуть стало лучше, но все еще очень плохо. Народ не уверен, что у него и дальше хватит терпежу.

Хотя и понимает народ, что реформа не может каждому давать, но почему-то реформа дает немногим, очень по многу и очень часто. И начинают все больше догадываться, что реформа все же б..дь, но для немногих – для vip person, т.е. по-просту, она валютная проститутка. Посмотрите, во что она превратила наше образование, науку, сельское хозяйство, даже армию и ВПК. Все, к чему прикасается своей палочкой реформа, превращается в г..но. Случайно ли это?

 

Колхозы действительно была не лучшая форма организации сельского хозяйства, но только тогда, когда на селе еще оставался настоящий крестьянин – знающий, умеющий и инициативный. Но его в СССР уничтожили еще в 30-е годы прошлого века. А для колхозного крестьянина 70–80-х колхозы – это самая оптимальная форма организации сельскохозяйственного производства. Он уже не умел и не мог вести самостоятельное хозяйство, не мог быть фермером. Однако новая демократическая власть в начале 90-х с энтузиазмом взялась за создание фермерства в России. Увы, к тому времени этот поезд давно уже ушел.

Колхозы развалили, фермерство, естественно, не пошло, все черниченки с экранов телевизора куда-то исчезли, словно их и не бывало. А те немногие иваны, которые рискнули стать фермерами, были разорены чиновниками и банками. Я был свидетелем, когда фермер в Магаданской области, взяв кредит в банке под несусветный процент (а других кредитов не давали, а он помнил, как колхозам списывали долги в советское время), обанкротился в неурожайный год. Банк ему долги не простил, он пошел к чиновникам в администрацию, а те руками развели и мужика из кабинетов своих выгнали. Тогда он пошел домой и динамитом обвязался, благо в СССР подрывником на золотодобыче работал, пошел и взорвал себя на центральной площади г. Магадана. Несколько дней со стен соседних со взрывом домов его кровь и мозги отскребали.

В прежнее время тон задавали комсомольские вожаки и партийные управленцы, которых в народе называли погонялами. Сегодня их место заняли менеджеры, управленцы разные – бюрократы всех мастей. В сегодняшней России количество бюрократов, по сравнению с СССР 70-х годов, увеличилось по отношению к общей чичленности населения практически в 4–5 раз. Но при этом мозги остались такие же, как как у двуглавого орла.


Частушки о законотворчестве

Время сдвинулось на час –
суета на глобусе.
Раньше х.. вставал в кровати, 
а теперь в автобусе.

А теперь у нас прорыв –
Нанотехнология.
Нанопенсию ввели
Нам по аналогии.

Про рождаемость закон –
Опять дурью маются.
По приказу думы, братцы,
он не поднимается...

Как рождаемость поднять,
Лишь известно Богу.
Коль внизу уж не хотят,
А наверху не могут.

Народ моментально замечает все неверные действия власти и моментально запечатлевает их в частушках. Порой поражаюсь тому, как метко, хлестко и точно в одном четверостишье выражены последствия и глупость необдуманных решений. Спрашивается, ну чем вам часовые пояса помешали? В следующий раз можно попытаться не меридианы подвигать, а сдвинуть, например, северный полярный круг. Это для России будет даже актуальнее, чем приближать друг к другу меридианы.

Инициативы с меридианами показалось мало, занялись теперь нанотехнологиями. Но ведь нанотехнологии создают не менеджеры, а умные грамотные люди. Для этого одних денег мало, для этого талант нужен. Итог? Миллиарды уходят как вода в песок. Итог – нанопенсии.

Забота о рождаемости – хорошее дело, только дело это, судя по частушкам, не такое уж и простое. Стоит ли нищету плодить? Куда пойдут эти рожденные сегодня, в каком жилье будут жить когда вырастут: в чиновники, в рэкетиры, в казнокрады, в проститутки, в экономисты, в юристы? Прежде чем ставить хорошие паруса, стоило бы дыры в лодке законопатить сначала.

Когда-то был на Руси лад: работа, отдых, любовь, деторождение, воспитание детей, их обучение грамоте и профессии – все это было согласовано между собой. Тогда, кстати, не было жилищной проблемы и проблемы ЖКХ, с детскими садиками люди не мучились. Жили небогато вроде бы, но детей рожали, потому что уверенность была в завтрашний день. Родители знали, что чадам их место в стране найдется обязательно..

Разрушили за 150 лет этот лад царскими, большевистскими и демократическими реформами. А теперь, как та старуха, оказались у разбитого корыта, сидим и плачем.


Отношение русского народа к "элите"

Но русский народ не отчаивается. Он знает, что правители приходят и уходят, а он остается. Материально сегодня плохо живут на селе – живут натуральным и полунатуральным хозяйством. В городах материально живут значительно лучше. Но странное дело, недовольство и возмущение сегодня не в селах, а в городах, и особенно в столице. Там опять новые "декабристы" зовут народ на восстание, выходят на Болотную и Неболотную площади критиковать, требовать. Но как тогда, в 1825 г., – далеки они от народа, а то и еще дальше. И об этом поет в частушках народ.

Что подняли путч в Москве –
Об этом я не спорю.
Но, по-моему, тут всё –
Сплошная бутафория.

Вся страна – большая "зона",
Какая демократия?
Стали жить не по законам –
Чисто по понятиям.

Березовский, Абрамович,
Слава русским молодцам!!!
Жалко, денег не хватало
На гондоны их отцам!

Девки! Жалко мне крутых!
Все они – страдальцы.
Пальцы скрючены у них,
И не только пальцы.

Отдельный вопрос об отношении народа к новой "элите". Об этом тоже поют частушки. Народ политикам не верит, и объегорить его уже трудно. У меня такое ощущение, что вся нормальная Россия стоит и ехидно наблюдает за тем, как новоявленная "элита" крадет, пилит, присваивает и обманывает. Уже все царское и советское либо разворовали, либо разрушили – сделали своей "священной" частной собственностью.

Но охранять ее (собственность) приходится не от русского мужика, а от собрата по элите. Теперь плохо уже ничего не лежит, все растащено по норкам. И тут начинается самое интересное. Пауки начали грызть друг друга, начались петушиные бои и сучьи свадьбы. Умные люди всегда брезговали во всем этом участвовать. И вот они наблюдают, потешаются, удивляются ненасытности и откровенной глупости членов новой "элиты".

Уходит нормальный русский человек от всего этого, уходит сочинять частушки и анекдоты. А прокормить себя он всегда сможет. Уж если в блокадном Ленинграде выжили и в сталинских и хрущевских колхозах не сдохли, то теперь и грамотнее стали, и умнее. Но если русский человек увидит, что там, наверху, что-то действительно положительное появилось, то несомненно включится в дело и включится активно. Но за хитрецами новоэлитными Русь не пойдет – это точно.

Часто говорят о якобы загадочной русской душе. А вы послушайте частушки да анекдоты, которые поют и рассказывают по городам и весям, и все быстро поймете. Ну а если не поймете, то вам же хуже. Только не судите о русских по официальным источникам информации – попадете в большое заблуждение.


Анатомия частушки

Сидит парень на заборе,
Ковыряется в носу,
А козюлька отвечает:
– Все равно не вылезу.

Сосед Глаши был лунатик,
Но профессор-математик.
Говорят, он интеграл
На Луне нарисовал.

Я хозяйственного мыла
Мужика помыть купила
Он орал на весь квартал
Но хозяйственным не стал.

На диете целый год пробыла девица.
Врач никак не попадет шприцем в ягодицу!

Отрубите руки-ноги
И отрежьте мне язык, –
Не скажу, в какой деревне
Есть беременный мужик.

Главное в частушке – это не только актуальность и злободневность. В настоящей русской частушке главное, пожалуй, – это парадокс. Всего четыре строчки, но из первых двух вроде бы не могут следовать две другие. Первые две и последние две находятся в некоей парадоксальной связи друг с другом. А как сказал А.С. Пушкин, "гений – парадоксов друг".

Другая особенность частушки – яркая образность первых двух строк, опущенная до обыденности. В первых двух строчках говорится о том, что всем близко и знакомо по собственному опыту. А вот вторые две очень неожиданны.

Легко представить парня на заборе, ковыряющегося у себя в носу: наверное, каждый второй этим хоть раз в жизни, но занимался. А вот окончание частушки необычно, я бы сказал, сказочное. Но насколько точно сказано!

А эта женщина, которая моет хозяйственным мылом своего мужика в надежде, чтобы он хозяйственным стал... Что только не делают жены, чтобы их мужики стали хозяйственными, ан ничего не получается, даже мыло хозяйственное не помогает. И так мило она делится своим безрезультатным опытом воспитания мужика со своими горемычными подругами.

Тема похудения женщин, казалось бы, подзатаскана. Но как оригинально подана она в этой частушке. Не в вену врач попасть шприцом не может, а в ягодицу.

Ну и последняя частушка-шутка о человеке, который ни за что не раскроет тайну. Частушка построена по всем правилам жанра небывальщины. Этот жанр когда-то был широко распространен на Руси.


Частушки хулиганские матерные

Русский парень играет на баяне. Фото с сайта: http://skill.ru/07.08.2005/pag…

Как-то одна дама с трибуны на весь мир объявила, что в России нету секса. Уж не знаю, что ей взбрендило так заявить: то ли ей так не повезло с сексом в жизни, то ли она не знала, что по-русски значит иностранное слово "секс"? Женщина та, конечно, навсегда вошла в историю одной своей репликой. Браво!

Баба в омуте купалась,
Жирный сом заплыл в трусы.
Позабыть она не может
Его длинные усы!

Милка начала просить
«Тампакс» с крыльями купить,
А мне страшно покупать –
Улетит, едрена мать! 

Но секса на Руси всегда хватало, иначе не хлестали бы вожжами отцы своих дочерей, ухитрившихся забеременеть в девках. Не пели бы на беседах разухабистые, очень откровенные сексуальные частушки парни. Но стеснялись на Руси в обычной речи употреблять русские слова, обозначающие секс, не принято это было. Сказать "заниматься сексом" считается прилично, об этом и в телевизоре, и по радио, и в школе говорят, а сказать об этом занятии по-русски по-прежнему считается неприлично. Почему?

Моя милка дура-дурой.
Занялася физкультурой.
Хочешь – верь, а хочешь – плачь:
Родила футбольный мяч!


Тряхнул стариной! Фото с сайта: http://clubs.ya.ru/genre/repli…

Не говорят об этом на уроках русского языка. А тема-то интересная. Что же это за феномен – русский матерный язык?

Что ещё мы знаем лучше?
Чем гордиться я привык?
Наш богатый и могучий
Русский матерный язык.

Признаюсь, я заинтересовался этим вопросом еще в школе. Даже задавал учительнице литературы вопрос: "Почему говорить по матерному неприлично?" Ее ответ был примерно таков: "Неприлично, потому что считается неприлично, это очень пошло и грубо так говорить".

Маша видела медведя, 
Очень испугалася.
Даже выругалась матом,
Вот как растерялася.

Килька плавает в томате, 
Ей в томате хорошо...
Только я, едрена матерь, 
Себя в жизни не нашел.


Праздник в деревне в Центральной России. Репродукция с сайта: http://artcyclopedia.ru/1912_p…

Позднее, в студенчестве я услышал анекдот про сельскую девушку, поступавшую в медицинский институт и сдававшую экзамен по анатомии. Ее спросили, из каких частей состоит человеческое тело и попросили показать на плакате, на котором человек был изображен голым со спины. Девушка начала с головы, потом назвала шею, спину, а слово ягодицы забыла и сказала просто – жопа. Комиссия засмущалась, профессор тоже, и говорит ей: "Что вы, девушка! В русском литературном языке и слова-то такого нет". На что девушка удивленно воскликнула: "Как это так, жопа есть, а слова такого нет?!".

Мы с тобою поженились, 
Ты, смотри, не прогляди!
Чтобы ночью не украли,
Под себя меня клади.

Почему же назвать что-то по-русски неприлично, а вот по-английски или по-латыни – пожалуйста? Вроде бы и смысл в слова один и тот же вкладывается, а вот на тебе?

А все объясняется исторически и очень просто. Матерный язык – это пережиток матриархата, когда женщины и мужчины жили отдельно друг от друга. Когда у тех и других, наряду с общим, были свои особенные языки, на которых мужчины говорили с только с мужчинами, а женщины только с женщинами.


В мужском языке были слова, которыми не разрешалось мужчинам говорить с женщинами. Многие слова и обороты мужского языка были табу, когда мужчины приходили в стойбище женщин и детей. А приходить в гости к женщинам мужчинам надо было только с подарками в виде туши убитого зверя или его шкуры, в виде связки пойманных рыб, или с изящно вырезанной игрушкой, или раковинами для бус.

В своем же становище между собой мужчины говорили на своем мужском языке, его они применяли во время рукопашных схваток с дикими зверями, врагами из других племен. Не исключаю, что тогда мужчины вели бродячий образ жизни, преследуя добычу. Женщины с детьми жили более оседло. К сожалению, исследований матриархата очень мало. А ведь это был совершенно иной мир – иное социальное устройство. Реликты того мира сегодня имеются в языке, сказках, традициях.

Мальчики переходили в мужское общежитие (становились мужчинами) по достижении определенного возраста. Для этого они должны были пройти обряд инициации, когда их испытывали не только на физическую выносливость и силу, но и знакомили с чисто мужскими занятиями, мужскими словами и мужскими оборотами речи – мужским языком.

В наши дни матриархат в чистом виде почти не встречается, но вот пережитки его встречаются часто, и одним из них, по-моему, является русский матерный язык. Еще 60 лет назад мужчинам говорить матом при женщинах и малых детях считалось неприлично. А уж женщины раньше матом не пользовались – ни, ни.


Я ученому дала
Прямо на завалинке. 
Оказалось, пенис – х.., 
Только очень маленький.

Ваня мой красив и весел,
И к тому же gentelman,
Подарил мне Ваня pencil,
Обещал еще и pen.

Я лежала с Коленькой 
совершенно голенькой,
Потому что для красы 
я сняла с себя трусы.

Не ругай меня, мамаша,
Что в подоле принесла,
Богородица-то наша
Тоже в девках родила.


У чукчей женщины и мужчины говорили на разных диалектах вплоть до середины ХХ века. Когда создали чукотское радио, то пригласили диктором женщину. Официальным был выбран мужской диалект чукотского языка и, естественно, она начала по радио говорить на нем – по-мужски...

Мне рассказывали чукотские женщины, что чукчи в стойбищах буквально ухохатывались – катались по яранге, когда слушали радиопередачи на чукотском языке. Это было чудно – женщина говорила на мужском диалекте! Но не только чукчи, но и русские будут смеяться, если вдруг диктор женщина на центральном радио вдруг скажет по-русски: "Когда я был молодой девушкой, то я пел красивые песни о том, как тосковал по своему возлюбленному, когда тот ушел в армию. А еще я любил тогда красивую помаду и пользовался прокладками с крылышками".

Так что пережитки матриархата не только в матерном русском языке скрываются, они в наличии в русском языке мужского и женского родов.


Частушки "интеллектуально-новоязные"

Новое время, и появились новые темы для частушки. Только думается мне, что прошлое и настоящее в частушке слились воедино, а это единство и есть наша Родина – Русь. Фото с сайта: http://www.ruplace.ru/index.ph…

С некоторыми иностранными словами в русском языке случаются курьезы. Так, модный шопинг очень созвучен с жо..й, лапша досирак – сами знаете с чем, поэтому в рекламе ее чуток изменяют и произносят доширак, а то уж совсем неаппетитно звучит.

Где ж бикини я найду –
На свою How do you do?
У моей How Do You d'ы
Все распухло от еды.

Изучение в школах английского языка и "приобщение" к "передовой" западной культуре породило особый тип частушки, в которой русский язык вбирает в себя английские слова и даже использует их в шуточных конструкциях. Если реклама и город воспринимают западную культуру как нечто более высокое, чем русская культура, то настоящая Русь не желает слепо преклоняться и ... юморит.

У молодки на пруду 
Я спросил: "Wie alt bist du?"
А молодка мне в ответ:
"Vierzig стукнуло в обед".

Напрасно преживают российские словесники о том, что русский язык засоряется иностанными словами. Скажу так: он включает в себя иностранные слова и делает их русскими – иногда их коверкает, иногда переводит (клавиатура – клава, материнская плата – мама), а часто начинает изменять по родам и падежам, как положено в русском языке. По-моему, это говорит о здоровье и полноценности русского языка, в отличие, например, от сегодняшнего украинского, который избегает включения в себя иностранных слов и часто конструирует им замену, создавая слова-абракадабры, которых ни украинцы не знают, ни иностранцы.

Ты пойди, убей медведя!–
Мне советуют соседи. –
Этот страшный animal
Твою милку обнимал!


В заключение хочу сказать: пока в России сочиняют и поют частушки, пока русский мат считается самым крутым матом в мире, пока дерутся мальчишки и парни друг с другом, пока юмор уважают больше, чем политику, – будет жить Россия и она будет непобедима. С Новым, 2013-м годом вас, соотечественники! Сочиняйте и пойте частушки, не стесняйтесь, что вы русские – российские!