Арийские традиции
А.В. Галанин © 2012
"Миром правят не идеи и мысли, а знаки и символы"
Конфуций | И Громовержцу - Богу Перуну, Богу битв и борьбы, говорили:
Ты, оживляющий явленное, не прекращай Колеса вращать!
Книга Велеса , Тригл. 4 |
Обратиться к этой теме меня заставили длительные наблюдения и размышления над некоторыми устойчивыми формами в архитектуре, религиозной и государственной символике, народных празднованиях и всем том, что обычно подпадает под понятие "традиции". Традиции передаются из поколения в поколение и сохраняются веками и тысячелетиями, порой они переживают государства, языки и этносы, их создавшие. Традиции несут в себе историческую информацию не меньшую, а возможно, даже большую, чем древние папирусы и книги, вот только извлекать эту информацию мы пока не умеем.
Традиция первая
Луковицеобразные главы храмов дворцов
Евгений Трубецкой в статье "Три очерка о русской иконе" о форме купола над русскими храмами писал, что наша отечественная "луковица" изображает идею глубокого молитвенного горения, через которое наш земной мир становится причастен к потустороннему богатству, что это как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся, а наши храмы - это как бы гигантские свечи.
Византийские храмы, откуда якобы пришло наше православие, венчают купола в форме небесного свода. Нет луковицеобразных глав на христианских католических, протестанских и агликанских храмах. Да и вообще, если наша "луковица" символизирует пламя свечи, то она - и не купол вообще. Кстати, луковицеобразные навершия над православными храмами называется на Руси главами. Мы не говорим "купола храма", а говорим "главы храма". Но почему православные храмы бывают одноглавые, чаще пятиглавые, а иногда вообще глав на храме бывает много? Я уже писал о нескольких типах куполов христианских храмов - конических армяно-грузинских, сферообразных византийских, и луковицеобразных или шлемообразных православных. Здесь типы наверший храмов в виде луковиц рассматриваются в аспекте древнейшей традиции, вовсе не связанной с характером и типом религии.
Семиглавый храм в селе Кукобой на севере Ярославской области был построен в 1912 г.
|
Город Каргополь в Архангельской области расположен на берегу озера Лаче в месте истока из него реки Онеги. Это древнейший русский город - ровесник Ростова Великого и Новгорода Великого. Слева - пятиглавый храм с главами в форме приплюснутых луковиц, а справа - тоже пятиглавый храм, только главы у него в форме сдвоенных луковиц. Надо сказать, что пламя свечи таким вычурным "двуглавым" не бывает.
На храмах купола "луковицы" поставлены на цилиндрические основаниях - барабаны. Если следовать гипотезе Трубецкого, то барабаны символизируют фитиль свечки. А что тогда символизируют двойные "луковицы"? Кажется, гипотеза Евгения Трубецкова вряд ли соответствует действительности. |
Храм в Соловецком монастыре в Архангельской области. Соловецкие острова находятся в западной части Белого моря как раз против устья реки Онеги. Все главы, венчающие храмы, - в форме луковиц.
Если главы на правом фото изображают звездное небо, то мы смотрим на это небо уже из рая - извне. Почему-то на одних храмах поверх глав стоят кресты с серпиками внизу, а на других - без серпиков. Кроме того, в основании креста всегда есть шар. Интересно, что символизируют серпик и шар?
|
Луковицеобразные главы храма в городе Суздале Владимирской области. На главах изображены шестиугольные звезды.
|
Деревянная церковь с главами "луковицами" в селе Пияла на реке Онеге. |
Этот храм с приплюснутыми главами "луковицами" находился в ныне затопленном Рыбинским водохранилищем городе Мологе. Барабаны на этом храме не круглые, а четырехугольные, это редкий случай в архитектуре православных храмов. Серпиков на крестах нет, но шары в основании имеются.. |
Деревянная многоглавая церковь в селе Турчасово на берегу реки Онеги в Архангельской области. В этом селе много домов, построенных в русском стиле.
|
Знаменские ворота в городе Ярославле венчает позолоченная глава "луковица". Когда-то в этой башне над воротами был храм, а башня в древности была встроена в крепостную стену. Ныне от той стены осталась, пожалуй, только эта башня. Когда я был студентом и учился в Ярославле, позолоченной главы и барабана на Знаменских воротах не было, а в этом храме тогда был кинотеатр. В нем я смотрел фильм "Три мушкетера". |
Руины монастыря в селе Исаковская Пустынь на севере Ярославской области. Колокольню над аркой-воротами венчает огромная глава "луковица". При советской власти здания монастыря использовались под школу, библиотеку, контору колхоза. В демократической России все это за 25 лет превратилось в руины. Недавно предприняты слабые попытки Исаковский монастырь возродить.
Когда закрыли Исаковский женский монастырь, то монахини покинули эти места и поселились в деревне Захарьино в 4 км от села Кукобой. Они организовали первую в тех местах коммуну, но не простую, а женскую. Бывшие монахини сохраняли обет безбрачия, они сами пахали, сеяли, косили, делали дома, амбары, и даже построили ветряную мельницу. Это пожалуй, покруче будет, чем у Н. Некрасова про женщину: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет...". В 1953 г. я был с бабушкой в этой коммуне, у нее там была подруга из бывших монахинь. Пока они беседовали и пили чай, я бродил по чистенькой ухоженной деревне на берегу ручья, любовался аккуратными домами и мельницей.
|
Нетипичный деревянный храм. Что означают эти многочисленные главы "луковицы", толком никто не знает. Фото с сайта: http://www.openclass.ru/blogs/144342?page=2 |
Православный храм в селе Вятское Ярославской области с зелеными главами "луковицами" и крестами без серпиков. А колокольня - как на картине Саврасова "Грачи прилетели". |
Деревянный православный храм в одной из Онежских деревень. Купола сделаны из чешуек-дощечек, прикрепленных к каркасу и друг другу без гвоздей.
|
Старообрядческая Никольская церковь в Бурятии, в Мухоршибирском районе. Купола здесь - двойные "луковицы", кресты без серпиков.
|
- Русская Аляска. Старообрядческий храм в Николаевске. Фото с сайта: http://kitezh.onego.ru/vygoretsia/dom.html
В XVIII столетии русские люди с Камчатки добрались до Северной Америки и создали здесь колонию с городами, селами, церквами, верфью. И жили бы да жили там наши соотечественники, если бы не предательство царских чиновников и не глупость тогдашнего царя. В 1867 г. Аляска была продана США за 6 миллионов долларов, которые, кстати, Россия так и не получила (их украли царские чиновники еще по дороге). Вот тогда и начался распад и деградация (а по-просту разворовывание) Российской империи.
|
Дворец царя Алексея Михайловича Романова в Коломенском. Луковицеобразные главы в XVII веке стояли не только на божьих храмах, но и на светских хоромах царей и бояр. Фото с сайта: http://www.manhunter.ru/offline/349_dvorec_carya_alekseya_mihaylovicha.html
|
Тот же дворец в Коломенском с гравюры XVI века. Рисунок с сайта "Деревянная архитектура русского Севера. Страницы истории": http://mosday.ru/photos/54_151.jpg
Обратите внимание на то, что башни и купола венчают шары, но крестов нет. Странно, ведь тогда на Руси православная церковь занимала прочное место. Похоже, что главы "луковицы" пришли на православные храмы из светской архитектуры, а возможно, и из прежней религии, предшествовавшей христианству и называвшейся русским православием, но православием не христианским, а языческим. Ведь в Византии, откуда пришло к нам христианство, никакого православия не было...
|
Святое место у буддистов Тибета. Это сооружение венчает глава, очень похожая на главу "луковицу" русских православных храмов. Случайно ли это сходство?
|
По всей вероятности, главы в виде луковиц - это древнейшее арийское архитектурное украшение. Поэтому там, где в архитектуре используют такие главы, там живут далекие потомки арийцев. Конечно, нельзя утверждать обратного, отсутствие глав "луковиц" на храмах не означает, что этот этнос не является далеким потомком ариев. Представители такого этноса могли отказаться от обычаев предков и могли перейти в другую культуру, став, например, западноевропейскими христианами - протестантами, как германцы.
Купола "луковицы" сохранялись на Руси несколько тысячелетий. Отсюда 4-5 тыс. лет назад и был исход части ариев: сначала в Переднюю Азию, в Иран и Индию, а позднее - в Западную Европу, в том числе и в Скандинавию. Но ушедшие в Западную Европу эту традицию почему-то утратили, а вот ушедшие в Индию и Иран ее сохранили, причем там она сохранилась даже лучше, чем на родине предков - в Руси.
Ушедшие на юг сохранили кастовую структуру общества, сохранили и развили письменность, сохранили арийские верования и философию космизма. Оказывается, в деревнях в Индии во время праздников устраивают гуляния и распевают озорные частушки на сексуальные темы. Этот обычай сохранился и в северной Руси.
Не случайно, что так много слов из древнего священного языка санскрит и по-русски звучат так же.
Ниже мы рассмотрим примеры храмов с куполами "луковицами", которые встречаются в Афганистане, Пакистане и Индии и убедимся в том, сколь живучи бывают традиции.
|
Луковицеобразные главы установлены на большинстве храмов в Иране, Афганистане, Индии и Пакистане. У меня это вызывает изумление. Почему-то православные христиане, мусульмане и приверженцы индуизма украшают свои храмы очень похожими главами. Но еще более поразительно то, что это широко не обсуждается ни в религиозной, ни в этнографической литературе. Похоже, что этого просто не хотят замечать, так как не могут толком объяснить.
|
Пакистан. Традиционные арийские архитектурные украшения в виде луковицеобразных глав в Пакистане встрачаются очень часто и не только на храмах. Фото с сайта: http://www.panoramio.com/user/1274805
|
Северный Пакистан (Chitral). Похоже, что мальчишки играют в обычную русскую лапту. Это еще одна арийская традиция, сохраняющаяся тысячелетия. Фото с сайта: http://www.panoramio.com/user/1274805
|
Северный Пакистан (Masjid Chawni). Фото с сайта: http://www.panoramio.com/user/578213 |
Крепость Читраль на севере Пакистана (Chitral Fort). Главные ворота украшены луковицеобразными главами. Фото с сайта:
http://www.panoramio.com/user/2186798 |
Пакистан. Peshawar, Mahabat Khan. Привычные нам купола луковицы украшают мечети. Фото с сайта: http://www.panoramio.com/user/729581 |
Северный Пакистан, Peshawar, Beriskian Gate (Sar Assya Gate). Интересно, что символизируют эти главы луковицы над воротами? Фото
с сайта: http://www.panoramio.com/user/729581 |
У мусульман глава луковица - не менее традиционный элемент храмовой архитектуры, чем на Руси. Вопрос в том, кто у кого эту традицию перенял? Я думаю, что никто ни у кого не перенимал, эту древнюю арийскую традицию сохранили потомки ариев, разошедшиеся по разным религиям. Hazrat Saidu Baba (Akhund of Swat Hazrat Sheikh Abdul Ghafoor Mujaddad). Фото с сайта: http://www.panoramio.com/user/2762985 |
MADANI MASJID, old thablighi markaz makanbagh mingora swat. Главы луковицы очень часто венчают мусульманские храмы. Фото с сайта: http://www.panoramio.com/user/4152878
|
Северная Индия, город Харидвар. Луковицеобразные главы здесь встречаются на многих башенках. Фото с сайта: http://www.photogeographic.ru/photobank/theme/travels/4/006-13-06/?open=theme
|
Северная Индия. Город Варанаси, расположенный на реке Ганг. Это один из древнейших городов Индии. Фото с сайта: http://putevkizp.ya.ru/posts.xml?tb=240
|
Этот храм Эллони вырублен в скале на севере Индии. Луковицеобразный купол-глава венчает этот мрачный цельнокаменный храм. Фото с сайта: http://bipbap.ru/interesting/330-interesnaya-peschera-elloni-v-indii.html
|
Индия: внизу под горой дворец в штате Раджасхан, вверху крепость Джодхпур. Фото с сайта: http://turistgide.ru/page/138/
|
Храм на юге Индии. Здесь арийские архитектурные традиции наложились на традиции этносов юго-восточной Азии (Малайзии). Фото с сайта: http://www.pion.pl/google-earth-map-of-the-world&page=2
|
Храм на юге Индии. Здесь арийская традиция глав "луковиц" также наложилась на какую-то местную неарийскую традицию этносов юго-восточной Азии. Фото с сайта: http://www.eurolux.dn.ua/Coutry/aziya/indiya.php
|
Можно, конечно, предположить, что на Русь такой формы купола и главы пришли из Индии. Но тогда надо признать, что до христианства наши предки исповедовали индуизм, что просто невероятно. Скорее всего, главы "луковицы" наших храмов и главы луковицы храмов Индии и Пакистана унаследовали традицию этноса, который был общим предком русских, индийцев, пакистанцев, афганцев и иранцев. Фото с сайта: http://sayakat.kg/content/blogcategory/33/55/lang,ru/
|
Храм в древней крепости Гвалиора на севере Индии. Справа от статуй верхнего ряда в скале вырублена "луковицеобразная" глава. Вряд ли она здесь символизирует пламя свечи. Фото с сайта: http://travel-india.ucoz.com/news/13-0-10
|
Думаю, что луковицеобразные главы на храмах в Индии и Пакистане вошли в моду с появлением здесь ариев, пришедших сюда с севера, с территории северо-восточной Европы. Фото с сайта: http://www.bbc.co.uk/history/ancient/india/gal_india_north.shtml
За несколько тысечилетий разошлись потомки ариев по разным странам и разным религиям, но некоторые традиции они сохранили до сих пор. И вот русский, попавший в Пакистан, с изумлением видит милые сердцу купола "луковицы", а индиец, приехавший в Архангельскую область, с не меньшим изумлением останавливается возле православной церкви, увенчаной куполами "луковицами", которые русские люди сохранили даже после того, как перешли в христианство. Но они смогли соединить христианство с русским православием и смогли сохранить многие арийские традиции..
|
Луковицеобразные и шарообразные двойные и тройные главы можно встретить на древних храмах в Индии и в Непале. Однако в Непале "луковицы" на храмах нечасты и не вполне типичны. Фото с сайта: http://quality.net.ua/msg/7268d06e5d73e58e574cb52be4c177ed/
|
Чем, как не традицией, можно объяснить такое украшение на храмах в Индии? Похоже, что эта традиция своими корнями уходит в такую древность, по сравнению с которой современные мировые религии просто младенцы. Фото с сайта: http://turdialog.ru/worldtour/indiya
|
Самые великолепные храмы мира, безусловно, построены в южной Индии и в Малайзии. Здесь арийская традиция храмов, увенчаных куполами "луковицами", не смогла вытеснить малазийскую традицию храмов-пирамид, украшеных огромным количеством скульптур. Сверху на крыши этих храмов устанавлены пирамидки-гирлянды сплюснутых шаров, отдаленно напоминающих главы "луковицы". Фото с сайта: http://forum.inosmi.ru/showthread.php?p=2981406
|
Афганистан, Герат, Джума Масджид. Часто купола "луковицы" устанавливают над воротами крепостей. Купола бывают гладкими или ребристыми. Фото с сайта:
http://indiatv.ru/forum/viewtopic.php?p=710161&
|
Мусульманский храм в Багдаде. Луковицеобразные купола роднят эту мечеть с русскими церквями. Фото с сайта: http://copypast.ru/2009/08/07/forfriend-4-arkhitektura_musulmanskikh_khramov_47_foto.html
|
На храмах в Непале типичных куполов "луковиц" я не обнаружил. Разве что вот эти шарообразные навершия напоминают их. Здесь, в Тибете, традиция глав-куполов на храмах за несколько тысячелетий изменилась, хотя религия здесь та же, что в Индии - буддизм, а вот архитектурная традиция иная. Следовательно, традиции живут много дольше, чем религии и языки. Фото с сайта: http://newwaytravel.ru/tibet/gallery/nepal/
|
Источники информации
Василий Тушкин. Русь и веды. Журнал "ЗНАЙ больше", 2007. №3. Адрес доступа: www.bazar2000.ru
Гусева Н. Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория. М.: Белые альвы, 1998. -160 с.
Дёмин В. Загадки Русского Севера. М., 1999. - С.47.
История Свастики. Адрес сайта: http://darmon1488.ucoz.ru/publ/slavjanskie_korni_jazychestvo/istorija_svastiki/13-1-0-56
Коловрат в России. История свастики. Сайт "Славяне" Адрес сайта: http://nfor.org/stati/znanija/kolovrat-v-rosi-istorija-svastiki.html
Никитина Ю. И. Рисунки-граффити из Софии Новгородской // Советская археология, 1990 №3. - С. 221.
Уилсон Томас. Свастика. История свастики с древнейших времен до наших дней. - 528 с.
Свастика. Портал Википедия. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%E0%F1%F2%E8%EA%E0
Свято-Русские веды. Книга Велеса / Перевод, пояснения А. Асова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: «Издательство ФАИР», 2007. — 576 с.
Смирнов В. Свастика - символ мироздания и вечности. К единой картине мироздания. Газета "Потаенное". N4(7), 1997.
Суров М. В. Вологодчина: неизведанная давность. Вологда, 2002. - С.72.
|