Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Северной Руси Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

Купола и главы храмов

А. В. Галанин © 2010

 

История куполов началась в доисторические времена. Из материалов раскопок, проводимых на острове Кипр, мы можем выяснить, что настоящему своду предшествовал так называемый ложный, который был изобретен гораздо раньше арки, где-то в 5 тысячелетии до нашей эры. Технологически сложные и большие купола стали строить в древнем Риме. Купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой. Кульминацией этого периода стало применение революционной парусной технологии при возведении Софийского собора в Константинополе. После завоевания мусульманами империи Сасанидов и Византийского Ближнего Востока купол стал также частью мусульманской архитектуры. В Западной Европе купола снова приобрели популярность в эпоху Ренессанса и достигли расцвета в начале XVIII века в архитектуре барокко. В строительстве домов купола использовались редко, будучи в период барокко атрибутом лишь самых больших построек и дворцов.

Купола занимают важное место в христианской и мусульманской архитектуре. Большинство православных церквей и мусульманских мечетей, а также многие католические соборы венчаются куполами. Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства Бога и ангелов. Цвет купола также важен в символике храма. Золото - символ небесной славы, синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии, зеленые купола посвящены Святому Духу. Храмы, посвященные святым, увенчаны серебряными куполами.

Сразу после крещения киевлян в 988 году в Киеве была построена Десятинная церковь (989–996 гг.), разрушенная при взятии Киева Батыем. При Ярославе Мудром построили главный храм Киева – Софийский собор. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде ( в 1045–1050 годах) и Полоцке (в 1060-е годы). Хорошо сохранился Спасо-Преображенский собор Чернигова, заложенный в 1030-м году. Образцом для строительства соборов в русских городах стал Успенский собор Киево-Печерского монастыря, построенный греками в 1073–1089 гг. Успенский собор был взорван в 1941 году, в настоящее время восстановлен в формах украинского барокко, так, как выглядел на момент разрушения. К ним близок Успенский собор Владимира-Волынского (1160 год). Древнейший из сохранившихся храмов Смоленска – собор Петра и Павла (1140–1150 гг).

Ряд храмов Великого Новгорода были возведены в первой трети XII века. В их числе – княжеский Николо-Дворищенский собор, построенный на другом берегу Волхова, напротив Софии, Георгиевский собор Юрьева монастыря, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. На протяжении XII века были построены храмы Старой Ладоги, из которых сохранились Успенская и Георгиевская церкви (1165 год), близ Новгорода — церковь Спаса на Нередице (1198 год), Собор Иоанна Предтечи. Преображенский собор в Переславле Залесском был построен в 1152 году. Постройки Владимира, Суздаля и других городов Северо-Восточной Руси отличаются от храмов Киева, Чернигова, Новгорода, Смоленска иной строительной техникой – после 1152 года они строились из белого камня. Строительство в Северо-Восточной Руси вел отец Юрия Долгорукого Владимир Мономах, построивший в начале XII века в Суздале первый собор по образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря. При Андрее Боголюбском были построены Успенский собор во Владимире (1158–1160 гг.), позднее ставший главным храмом России (до постройки московского Успенского собора ), дворец с храмом Рождества Богоматери в Боголюбове (1158–1165 гг.) и церковь Покрова на Нерли (1158 год). При князе Всеволоде был построен придворный Дмитриевский собор (1191 год). При ошибочной реставрации XIX века этот храм потерял первоначальные галереи и лестничные башни.

В монгольский период на Руси строительство храмов продолжалось, например, были возведены: церковь Иоанна Лествичника (1329), храм Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333) и храм Богоявленского монастыря на посаде (1340), Успенский собор на Городке в Звенигороде (1396–1399 гг.), Собор Рождества Богородицы в Савво-Сторожевском монастыре (1405 г.), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры (1422 г.), Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1425–27 гг.). Самыми ранними сохранившимися постройками являются небольшие храмы: Никольский в селе Каменское и Рождества Богоматери в Городне на Волге. Заграевский датировал их началом XIV века. Перестройка Московского Кремля была сделана при Иване III (Успенский собор Московского Кремля в 1475–79 гг.; Архангельский собор Московского Кремля в 1505–1508 гг.; купол и своды Архангельского собора Московского Кремля в 1505–1508 гг.).

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными. Иногда главками называют главы, устроенные не на световых (дающих свет в храм), а на декоративных барабанах (=башенках). Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий с килевидным верхом, близкую к форме древнерусского шлема. Такие завершения мы сегодня видим на реконструкциях как домонгольских храмов Владимиро-Суздальской земли, так и на подавляющем большинстве церквей и соборов XV–XVI веков. Таким образом, шлемовидная глава (купол) – это купольное покрытие кровельным материалом непосредственно по своду башни или башенки. «Византийские» посводные купольные покрытия имели место в большинстве княжеств домонгольской Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и пр.), а шлемовидные главы преобладали в домонгольском Владимиро-Суздальском княжестве. Затем такая форма глав была воспринята в Тверском и Московском великих княжествах, а затем и в централизованном Русском государстве. Соответственно, подавляющее большинство русских храмов XIV–XVI веков обычно реконструируется со шлемовидными завершениями.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на Среднем Востоке. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви. Они имеют больший диаметр, чем основание, на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Обычно для наиболее распространённой луковичной главы соотношение диаметра барабана (башни) к диаметру широкой части (пучины) главы составляет 1 : 1,382, а к высоте главы – 1 : 1,618.

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант'Андреа-ин-Виа-Фламина в 1553 г. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, возведённый Филиппо Брунеллески.

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Многие из самых больших существующих в наше время куполов имеют именно такую форму. Купола-блюдца приобрели популярность в XVIII веке, но популярны и по сей день. Они используются как элемент внутреннего дизайна помещения, располагаясь в пространстве чердачных помещений. В этом случае купол оказывается снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Часто такие купола украшают орнаментами или фресками. Такие купола использовались при возведении византийских церквей и османских мечетей. Большинство мечетий Индии, Пакистана, Ирана и Афганистана покрыты куполом-блюдцем.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола. Они передают вертикальную нагрузку на рёбра. По такой схеме построен центральный купол Софийского собора и главный купол собора Святого Петра.

Луковичные главы появились во второй половине XVI века, а в XVII веке стали на Руси массовым явлением. Таким образом напрашивается вроде бы следующий вывод: из Византии было заимствовано посводное покрытие, затем оно все больше и больше «вытягивалось» вверх и превратилось в шлемовидное. Затем в XVI веке «высотность» шлемовидных глав оказалась недостаточной, и над куполом стали надстраивать конструкции луковичной формы.

Впервые с этими положениями не согласился Б.А. Рыбаков. Он полагал, что многие миниатюры Радзивилловской летописи XV века являются копиями изображений XII–XIII веков, а на этих миниатюрах изображены луковичные главы. Следовательно луковичные главы появились уже в конце XIII веке. Эту позицию Б.А. Рыбакова поддержал и Н.Н.Воронин.

Луковичные главы могли появиться и в конце XIII века в начале в деревянном зодчестве, а в конце XVI века их могли начать использовать и при возведении каменных храмов. Н.Н. Воронин отмечал что луковичная форма глав была использована и в раннемосковских Сионах и кадилах, и в миниатюрах, и в резных иконках, начиная с XIII века: эта форма имела сакральное значение и должна была воплощаться в зодчестве. Вслед за С.В. Заграевским (2008) я считаю, что проблема времени появления луковичных глав на храмах Руси и России остается до конца нерешенной. По всей вероятности, образцом для художников миниатюр в летописях служила сама находящаяся перед их глазами архитектура, то есть луковичные главы на реальных храмах Древней Руси.

Большинство изображений храмов на иконах и миниатюрах (иконы и фрески московской, новгородской и псковской школ) изображают главы больших каменных храмов: художники равнялись не на второстепенные церкви, а на крупные соборы своего времени. Впервые луковичные главы встречаются в галицко-волынских миниатюрах 1164 года. Но никакими другими известными нам изображениями наличие луковичных глав в домонгольское время не подтверждено. Огромное большинство купольных покрытий имеют луковичную форму, начиная со второй половины XIII века. Планы Москвы рубежа XVI и XVII веков свидетельствуют о том, что в это время главы храмов уже были исключительно луковичными. Это подтверждается и изображениями других русских городов. Важно обратить внимание на изображения храма из рукописи Амартола (1294 года) с луковичной главой, так он показал некий обобщенный «образ церковный». Луковичные главы в начале XIV века изображали не только художники Москвы, Твери и Новгорода. Такую главу мы видим и на иконе киевской школы. Это лишний раз подтверждает повсеместное распространение купольных покрытий луковичной формы в конце XIII – начале XIV веков. Луковичными были и все главы, возведенные в XVI веке над шатрами русских храмов. Шлемовидных глав ни в домонгольское, ни в раннее послемонгольское время не было (С.В. Заграевский, 2008). Первые изображения купольных покрытий близкой к шлемовидной формы появляются на рубеже XV и XVI веков. В это время на храмах уже были шлемовидные главы.

Мусульманские храмы часто тоже увенчаны куполами. В XIV в., в ту эпоху, когда каирский султан Хассан послал своих архитекторов в Иран учиться строительному искусству, система куполов получает широкое применение. Иранский купол имеет очень повышенный профиль. Часто купол, сферический в своей нижней части, в вершине принимает форму конуса, устраняющую ту трудность конструкции, на которую мы указывали, говоря о византийской архитектуре, — трудность сохранять в верхней части купола перпендикулярное положение рядов кладки по отношению к внутренней поверхности свода. Другие формы являются лишь вариациями иранского свода: купол принимает то форму конуса, то ячеистую поверхность, то форму луковицы.

Конический купол – это армянский купол, выложенный из кирпича. Конический купол появляется в Армении около X в.; в XI в. его заимствуют сельджуки и переносят его в области своего расселения, от Каппадокии до Босфора. Используя те преимущества, которые дает употребление кирпича, они придают куполу ребристое очертание и применяют складчатую облицовку, увеличивающую прочность свода и усиливающую декоративный эффект. Ячеистый купол строился в виде ячеистого конуса. Ряды кладки здесь совершенно горизонтальны, а купол составляется из маленьких ниш, поднимающихся выступами одна над другой. Один из древнейших примеров такого купола мы находим в так называемой гробнице Зобеиды в Багдаде; мы встречаем его также в гробнице Даниила близ Суз и т. д. Луковичный купол, едва намечающийся в деревянном своде Эль-Сахра, приобретает существенное значение только в Иране около XVI в., в то время, когда исламизм завоевывал Индию; вероятно, он связан с влиянием Индии, где мы находим его в гораздо более раннюю эпоху. Расширенная часть купола выкладывается горизонтальными рядами вперевязку. Купол, в собственном смысле слова, начинается только там, где кончается выпуклость. Хронология мусульманских куполов следующая: 1) первоначальный период – купол с сильно повышенным яйцевидным профилем, покоящийся на парусах в виде тромпов (памятники Древнего Ирана); 2) XII и XIII вв. – конические купола, гладкие и ячеистые, сельджукской архитектуры; 3) XIV в. – купола на парусах в виде тромпов (мечеть Хассана); к этой же эпохе относятся и купола с двойной оболочкой, скрепленной связями, образец которых мы видели в Султаниэ; 4) XVI в. – луковичный купол, вывезенный из Индии.

Грушевидные и луковицевидные купола ростово-суздальского (русского) типа

Купола храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Луковицевидные купола. Основание купола Уже его середины, верхушка оттянута, поверхность куполов неровная: ребристая или ячеистая.

Православная церковь в Лондоне.

Луковицевидный купол, который от куполов храма Василия Блаженного отличается некоторой приплюснутостью.

Храм в старинном городе Угличе.

Здесь тот же тип куполов луковицевидной формы. Основания куполов значительно уже середины, поверхность ячеистая.

Собор иконы Божией Матери в Новгороде на Ильмене.

Купола луковицевидной формы, отделка стен и форма сходна с таковой храма в г. Угличе. Отношение наибольшего диаметра к диаметру основания купола здесь меньше, чем на храме в г. Угличе.

Храм в Ярославле с крашеными луковицевидной формы куполами.

Юрьевский монастырь в Новгородской области. Все купола грушевидной формы, но чуть сплющенные. Храм на звоннице позолоченный, остальные нет.

Церковь в Харьковской области. Луковицевидной формы позолоченные купола, но с ребристой поверхностью.

 

Храм в городе Каргополе в Архангельской области. Огромные купола луковицевидной формы когда-то были покрашены в зеленый цвет.

Воронцовский храм в Крыму. Позолоченные грушевидной формы купола установлены очень скученно. Такое впечатление, что их установили на здании, построенном значительно раньше, чем установили купола.

 

Кремь в Ростове Великом. И здесь мы видим типичные луковицевидной формы купола. Только на башнях крепостной стены купола двойные.

 

Церковь на реке Нерли в Ярославской области. Здесь мы видим крашеные в зеленый цвет типично луковицевидные купола.

Город Белозеро. Церковь очень похожа на церковь на Нерли, только купола здесь чуть приплюснутые.

 

Старинный храм в г. Вологде. Обратите внимание на кресты с полумесяцем в основании. Скорее всего, кресты значительно старше самого здания и его луковицевидных куполов. Эти кресты могли стоять на деревянном храме, на месте которого построили этот - каменный.

Знаменитые Кижи в Карелии. Шедевр деревянного зодчества. Огромное количество куполов и все луковицевидной формы. Почему-то считается, что луковицеобразные купола сначала появились на деревянных храмах, и только потом их стали возводить на храмах каменных. Но ведь такой купол-главу устроить сложнее, чем шлемовидный, а тем более, сферический. Так что же так выпендривались северные русичи? У церкви и исторической науки нет ответа на этот вопрос.

Но ведь луковицеподобные купола называют чаще главами, а название 'купола' больше подходит сферическим покрытиям и шлемовидным. Так может, эти главы первоначально символизировали главы богов языческих? А христианская церковь на Руси приспособила этот обычай под христианство? Ведь приспособили же языческие праздники под христианские, и храмы христианские на месте языческих капищ стоят и по сей день.

Деревянная церковь на Онежском полуострове. И здесь мы видим типично луковицевидный купол.

Еще одна старинная православная церковь, она находится в Архангельской области. Типично луковицевидные купола и кресты с полумесяцем в основании. Кресты и купол на колокольне позолочены, а купола на церкви покрашены в зеленый цвет.

А что, если и правда, главы храма посвящены разным божествам, например, Даждьбогу, Велесу, Роду, Макоши и Лелю?

Типичные луковицевидные купола на храме в Рождественском монастыре. Только купол на колокольне сложный (см. ниже). Скорее всего, колокольня и основное здание построены в разное время.

Деревянная церковь в Новгородской области с типично луковицевидными куполами. Дом с двухскатной крышей исполнен в типично новгородском стиле.

 

Город Астрахань, привратный храм с небольшими грушевидными куполами. Стена и башня построены значительно раньше установки куполов. Купола, вероятно, установлены после взятия Астрахани и присоединения Астраханского ханства к России, а вот башня, вероятно, построена еще в монгольский период.

Еще один старинный храм в Астрахани с луковицеобразным куполом. Вначале храм вряд ли был христианским, грушеобразный купол, венчающий башню на его башне, – это, скорее всего, более позднее строение.

 

Конические купола Армяно-грузинского типа

 

Так выглядят грузинские христианские храмы, построенные в Византии. Грузия некогда была частью Византийской империи. Главой этот купол назвать трудно, это просто крыша свода.

Старинный Храм Баграта в Грузии. Здесь мы видим конусовидной формы купол на звоннице. Поверхность купола ребристая. Ребра – это соединение листов кровельного железа. Обратите внимание на то, что купол один.

Грузия. Церковь Светицховели (Столп Животворящий). Купол на башне также один, конический шлемовидный. Поверхность купола гладкая, так как соединение листов выполнено по другой технологии.

Храм Святой Троицы в Тбилиси с одним конусовидным ребристым куполом.

 

Южная Осетия, Схинвал. Старинный храм с двумя конусовидными куполами. Обратите внимание на то, что кресты установлены четырехконечные, не православные.

Храм в Армении тоже с коническими куполами и четырехконечными крестами.

Старинный христианский храм в Армении (Севанавак). Здесь мы видим, что стиль куполов строго канонизирован: на всех грузинских и армянских храмах купола конические шлемовидные, чаще всего по одному.

Храм с конусовидными ребристыми куполами в г. Харькове. Разумеется, это новодел, но построен он в канонах грузинской христианской церкви.

Храм в Северной Осетии, установлены два конической формы купола.

Храм в Харьковской обл. в с. Сенькино. Купол на колокольне имеет коническую форму, а над самой церковью купол сложный: сферический купол внизу, увенчаный типично грушевидным куполом сверху. Кресты четырехконечные. Какая-то странная эклектика. Случай в церковном строительстве редкий.

 

А это католическая паломническая церковь Сент Фуа во Франции, посвященная Святой Вере. Можно полагать, что три конических купола посвящены христианской троице.

Католический храм знаменитый Нотр Дам в Париже. Его тоже венчают острые конические купола.

Католический монастырь Мария Лах.

Как видим, ни в католической церкви, ни в апостольской луковицеобразные купола не использовались.

Думаю, что количество куполов на храме как-то связано с ипостасями бога.

Сферические и шлемовидные купола Византийско-древнерусского типа

На этом фото мы видим храм с так называемыми шлемовидныыми куполами. От луковицевидных куполов эти отличаются тем, что наибольший диаметр имеют в основании. На куполах установлены четырехконечные кресты с полумесяцем в основании. Сочетание креста с полумесяцем не вполне понятно. Скорее всего, это символ солнца (крест) и луны (серп). А что симолизирует шар в основании креста?

Храм в городе Владимире с шлемообразными куполами. Но малый купол, установленный на колокольне, имеет типично грушевидную форму, и на нем установлен четырехконечный крест с полумесяцем в основании. На больших же куполах кресты без полумесяца четырехконечные. Интересно, чем объясняется такое разнообразие куполов и крестов на древних Владимирских храмах?

Храм в Крыму со сферисческим куполом и четырехконечным крестом. В отличие от шлемовидного купола, верхушка купола сферического не оттянута.

Католический храм в Риме со сферическими куполами и четырехконечными крестами и шаром в основании.

 

Харьковская область. Храм Преображения Господня был построен в 1813 году на средства прихожан. Сферические позолоченные купола с шестиконечными православными крестами, полумесяцем и шаром в основании. На храме установлено пять куполов и один на колокольне.

Северная Осетия. Православный храм одним сшлемовидным куполом на церкви и сложным коническим в основании и луковицевидным сверху куполами на колокольне. Думаю, что соединение куполов разного типа происходило не сразу. Сначала были установлены конические купола, а много позже конический над башней церкви заменили шлемовидным, а на колокольне поверх конического поставили луковицеобразный маленький купол. Так апостольскую церковь превратили в православную.

Астрахань. Храм Князя Владимира со сферическими шлемообразными куполами и православными крестами.

Церковь в Костромской области. На сферический купол установлена башенка, и на нее поставлен маленький луковицеобразный купол. Церковь построена явно не в православной традиции. Об этом говорят и колонны, и купол на башне.

Справа видны два дома с четырехскатными крышами, со светелками, построенные в традиционном русском стиле.

Золотые купола. Сферические шлемовидные купола на боковых башенках. Двойной большой сферический купол в центре и малый грушевидный на колокольне. Странное смещение стилей. На храме установлено пять куполов, среди которых центральный самый большой – главный.

Храм в Западной Гузии. Грузинских храмов со сферическими куполами очень мало. Возможно, такой тип купола – это влияние Константинополя. Апостольская грузино-армянская церковь сформировалась независимо от византийской.

 

Храм Святого Петра в Риме. На храме установлены сферические купола. Но центральный крест находится на башенке с коническим куполом. В основании креста шар.

Астрахань. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. На церкви сферический купол с ребрами, и на нем установлен шестиконечный православный крест. Не исключаю, что некогда на этой церкви стоял совсем другой крест.

Рим. Сферические купола на храмах – это типично для Рима. А крест на куполе обязательно должен быть с шаром в основании.

Храм Иоанна Предтечи в Крыму. Сферические купола и кресты с полумесяцем в основании – это очень древний стиль, он сформировался в древнем Риме. Таким образом, луковицевидные купола – это типично русский, по всей вероятности, дохристианский стиль украшения храмов, который переняла православная христианская церковь.

Харьков, синагога. Подтверждением древности сферического купола на храмах может служить то, что такие купола были характерны и для синагог, а христианство, как известно, сформировалось как одна из сект в рамках иудаизма и переняло сферический купол на свои храмы.

Храм в Харькове. На больших сферических куполх установлены маленькие луковицевидные главки с православными крестами и шарами в основании. Здесь сплошная эклектика – смешение всех стилей. Храм явно возведен недавно.

Смоленск. Древний храм с одним шлемовидным куполом. Колокольня же построена значительно позже, и на ней мы видим грушевидную главу над двойным коническим куполом.

 

Иерусалим. Мечеть Омара. На мечети установлен огромный позолоченный сферический купол. Наверху вместо креста мы видим позолоченное кольцо.

Киев. Храм Успенья Богородицы. Сферический одиночный купол, форма стен – все это говорит о древности храма. И то, что звонница расположена не на колокольне, а на земле, это тоже в пользу его глубокой древности.

Лондон. Буддийский храм Ханди Мардир. Обратите внимание на форму куполов: часть куполов имеет сферическую форму, а другая часть форму полукуполов-полупирамид, причем весьма причудливую.

 

Харьков. Храм в честь спасения Царской семьи
возведен в 1888 г., при советской власти был разрушен. Здесь мы также видим смешение всех стилей. Огромный купол в виде шлема, конуса на башенках и на колокольне. Православные кресты с полумесяцем внизу и шарообразными утолщениями. Храм построен под старину, но выглядит очень эклектично и, по-моему, излишне напыщенно.

Город Томск. Православный храм со сферическими куполами, над которыми надстроены башенки и на одной из них установлен шпиль с крестом, а над двумя другими – небольшие луковицеобразные позолоченные купола. Здесь тоже налицо эклектика стилей.

Другого места памятнику В.И. Ленину в Томске не нашли. Что ж, как говорят, противоположности сходятся.

 

Церковь Архангела Михаила на Кубинке. Здание было построено в византийской традиции. На сферический купол установлен крест с полумесяцем и шаром в основании. Стиль явно не русский.

 

 

Константинополь. Бывший Софийский храм, а ныне мечеть. Сферические купола - это от христианского храма, а вот башни с коническим верхом – это типично мусульманская более поздняя архитектура. Но бог-то один, ему, вероятно, все стили нравятся, ему без разницы, на каком языке молятся, в храме или вне. Интересно, а как глухонемые молятся? Да, я думаю, что можно молитвы к богу и без слов отправлять, и без попов, и без ксендзов, и без мулл.

Константинополь. Базилика святого Марка. Крышу увенчивают двойные сферические купола, слегка похожие на шлемы.

Типично шлемовидные купола на храме в городе Тверь.

 

Бахайский храм в Хайфе в Израиле. Храм с огромным сферическим куполом.

Юрьев монастырь. На храме установлены типичные шлемовидные купола.

Смешанный тип куполов

Тобольск. Церковь Пресвятой Богородицы. Купола на башенках луковицевидной формы, но вот крыши на башенках, на которых они воздвигнуты, весьма странные. Вполне возможно, что первоначально этот храм не был православным.

Смоленск. Очень странная система куполов. Луковицевидные позолоченные купола установлены на башенках, выходящих из сферических или даже шлемовидных куполов. А в основании луковицевидных куполов какие-то странные "юбочки".

Успенский собор в Смоленске. Луковицевидные позолоченные купола установлены на шлемовидных. Это, по всей вероятности, еще один стиль устройства куполов над храмами.

Астрахань. Никольский храм. Позолоченные луковицевидные купола установлены на башенках, венчающих высокие шлемовидные купола. Скорее всего, позолоченные купола на этом храме появились после присоединения Астраханского ханства к России.

Город Тобольск. Абалакский монастырь. Сдвоенные низкие сферические купола, а над ними на тоненьких башенках небольшие луковицевидные купола с крестами.

Киев. Михайловский собор. Луковицевидные купола установлены на куполах шлемовидных. Четырехконечные кресты явно католического типа. Сплошная позолота. Каким-то развращенным богатством веет от этого храма.

Храм близ города Чухлома в Костромской области. Купола луковицевидной формы воздвигнуты над шлемовидными куполами. Кресты позолоченные православные восьмиконечные с шарообразным утолщением в основании.

Харьков. Храм во имя Святых Жен-Мироносиц. Здесь очень сложная система куполов: есть и сферические, и конические, и луковицевидные. Обилие позолоты. Подчеркнутое богатство, роскошь. Неужели это угодно богу?

 

 

Смоленск. Храм с луковицевидными позолоченными куполами-главами, поставленными на большие сферические купола и тонкие башенки. Судя по архитектуре, храм построен очень давно. В облике храма просматривается строгость форм, изящество простоты, в отличие от предыдущего харьковского храма.

 

Еще один Смоленский храм. Луковицеобразный маленький купол венчает эту церковь и делает ее более возвышенной. А простота здесь просто божественна, от такой церкви не разит аляповатостью и царской роскошью. По-моему, такой стиль храма больше угоден и богу.

Ярославль. Древний храм со сложной системой куполов. Позолоченные луковицевидные купола-главы с крестами венчают сферические шлемообразные купола. В архитектуре этого храма нет аляповатой царственности как, например, в храме Василия Блаженного.

Астрахань. Никольский храм. Система куполов очень похожа на предыдущий храм в Ярославле. По всей вероятности, такой смешанный стиль соединение куполов и глав был свойственен православной церкви в Золотой Орде. Хотя вполне возможно, что купола луковицевидной формы на этих храмах появидись позже, когда Ярославль и Астрахань вошли в состав Московской Руси.

Храм на озере Ильмень в Новгородской области. Луковицевидные главы, надстроенные над шлемовидными куполами. Церковь одноглавая, вторая глава установлена на колокольне.

Коростынь на озере Ильмень. Шлемовидные и сферические купола и луковицевидные главы над ними – этот стиль характерен для многих церквей на Руси.

Город Чухлома. Храм с шлемовидными куполами, которые увенчаны типичными луковицеобразными главами. Обратите внимание на колонны.

Ярославль. Фото начала ХХ века. Видны два храма с разными куполами: на одном купола типично луковицевидные, на другом – сложные. Интересно, какой храм построен раньше?

 

Таким образом, мы смогли увидеть многие храмы, и не только христианские. Вероятно, следует различать купола, выполняющие роль крыш на башнях храмов, и главы, которые собственно крышами храмов не являются. Настоящими главами можно считать только луковицеобразные. Шлемовидные купола все же являются крышами, а не главами. К русским элементам в храмовом строительстве следует отнести луковицеобразные главы и шлемовидные купола. Шлемовидные купола, характерные для Византии, на Руси не прижились. Думаю, что луковицеобразные главы устанавливались на дохристианских храмах и постепенно, по мере проникновения христианства на север России, служителям христианской церкви пришлось смириться с пристрастием русичей к главам-луковицам на храмах. Так луковицеобразные главы были канонизированы.

Купола церквей в византийском стиле в виде сфер не прижились и в Киевской Руси, хотя самые первые храмы строились в типично византийском стиле, и на Софийском храме в Киеве купола были сферические. Но по мере продвижения на север, уже во Владимире и Смоленске сферические купола удлинились и стали шлемовидными с оттянутым окончанием. Шлемовидные купола были похожи на привычные русскому человеку луковицевидные главы языческих храмов. В такие храмы народ пошел. Ну а когда на храмы поставили луковицеобразные главы, то в такую христианскую церковь пошли почти все.

Представлять дело так, что строительство храмов с куполами и главами пришло к нам из Византии, а до этого народ на Руси жил в землянках, носил невыделанные шкуры вместо одежды, не знал письменности, – значит сильно заблуждаться и искажать историю. Храмы на Руси строили задолго до принятия христианства, и железо выплавляли, и трехпольную систему земледелия создали, и Византию хлебом кормили. Христианские проповедники поступили очень хитро, они почти все языческое перевели в христианскую обрядность, в результате получился гибрид византийского христианства и традиционной религии. Кстати, почему древнюю религию русских называют языческой? Может, потому, что ее каноны не были записаны в книги, а передавались изустно через "языци", а вместо священного писания у русских было священное запоминание?

Нам втемяшили в головы, что древние наши предки молились идолам, то есть скульптурам, поэтому были дикими. А разве иконы и изображения на крестах не идолы? Разве христиане молятся не идолам? По-моему, разумнее молиться Солнцу, Земле, Океану, Атмосфере и богу Всевышнему, который создал все это. Да, во всем сущем есть частица божественного начала, даже в человеке она есть, в одном больше, в другом меньше.

 

Индия, Дели, храм Гурдвара.

Луковицеобразные купола на храмах в Индии очень похожи на купола на храмах в России. Почему? В Византии, Армении, Грузии, Западной Европе луковицеобразных куполов-глав нет, а в Индии есть. По-моему, объясняется это очень просто: луковицеобразные купола – это изобретение еще древних ариев, когда они жили на севере Восточной Европы. Часть ариев ушла в Индию и унесла туда эту традицию, а часть осталась на прежнем месте и продолжала ее. Когда на прародину ариев пришло христианство, то традиции храмовых куполов-глав были канонизированы и православной церковью. Так что традиции в архитектуре очень живучи.

Здесь куполов и глав нет, но обратите внимание на крышу этого храма. Она трехскатная со светелкой, как у типично русских домов. Случайно ли это сходство? Думаю, что нет – не случайно, как не случайны слова в санскрите, которые всякому русскому понятны без перевода: веды, агни... Что символизирует шикарный головной убор на голове жреца? Правильно, Солнце.

Купола и главы индийских и мусульманских храмов

Индия. Храм Лотоса в городе Дели.

Примерно так могли выглядеть языческие храмы на Руси до принятия христианства. Купола-главы в виде луковиц, каждая символизирует определенную ипостась единого бога: самый большой купол, вероятно, посвящен самому всевышнему богу Кришне.

Индия. Город Адмитсар. Оказывается, индийцы часто украшают свои нехристианские храмы луковицеобразными храмами-куполами. Они бывают позолоченные и не позолоченные, гладкие и ребристые.

Так что луковицеобразные купола – это особенность арийской культуры, а мы являемся ариями не в меньшей степени, чем индийцы и иранцы.

Индия. Древний храм увенчан луковицеобразным куполом почти таким же, как на наших церквах, толко без креста.

Индия, Дели. Купола-главы луковицеобразной формы.

Индия. Мечеть. На храме купола шлемовидной и луковицевидной формы. Если судить по архитектуре, то между исламом и православным христианством большое сходство и какие-то общие корни.

А эта мечеть находится в Иране. Огромный шлемовидный купол немного расширен кверху. Этот купол очень напоминает шлемовидные купола на древних храмах Владимира и Москвы.

Иран, мечеть со сферическим куполом.

Бахайский храм в Иране. Сферический ребристый купол напоминает мне некоторые церкви в Костромской области.

Мечеть со шлемовидными куполами. Явный оригинальный новодел. Оригинальные формы, а вот купола традиционные.

Мечеть в городе Казани. Купол типичной шлемовидной формы. Башня очень похожа на колокольню православной церкви. Согласитесь, при желании такую мечеть можно быстро перестроить в церковь. Для этого надо над крышей построить пять бешенок с куполами-главами. Вероятно, в истории России так делали не раз и не в одном городе.

Суннитская мечеть с двумя башнями-минаретами, которые увенчаны луковицеобразными главами. Большой купол в виде шлема. Замени серпы крестами, и получится христианский храм.

Казань. Мечеть с центральным сферическим куполом и башнями, увенчанными шлемовидными и высокими конусовидными куполами. Сооружение очень похоже на православные соборы, вот только башни повыше.

 

Таким образом, на приведенных примерах храмов разных религий можно убедиться, что православные храмы Руси и России больше похожи на храмы мусульманские и индийские, чем на католические и Византийские. В этой статье я хотел не столько объяснить происхождение формы куполов и глав, возводимых над православными христианскими храмами, сколько обратить внимание на проблему их происхождения, на неслучайность распространения глав в форме луковиц в России и в Индии. Наша дохристианская история гораздо богаче и интересней, чем принято считать, и нам не следует об этом забывать. У меня не вызывает сомнения то, что цивилизация ариев-ориев сформировалась на территории Северо-Восточной Европы в эпоху голоценового оптимума. Похолодание вынудило часть из них уйти на юг в Индию и Иран, но часть осталась на месте, распавшись на множество этносов, населяющих сегодня Восточную Европу и Западную Сибирь. Темных пятен незнания на истории Руси-России гораздо больше, чем светлых пятен знания.

 

Процитируем здесь слова кн. Е.Н.Трубецкого из работы "Два мира в древнерусской иконописи":
"Мы чувствуем, что в этом луковичном стиле в Древней Руси строились не одни храмы, но и все, что жило духовной жизнью, - вся церковь и все мирские слои, в ней близкие, от царя до пахаря. В древнерусском храме не одни церковные главы - самые своды и сводики над наружными стенами, а также стремящиеся кверху наружные орнаменты зачастую принимают форму луковицы. Иногда эти формы образуют как бы суживающуюся кверху пирамиду луковицы. В этом всеобщем стремлении ко кресту все ищет пламени, все подражает его форме, все заостряется в постепенном восхождении. Но, только достигнув точки действительного соприкосновения двух миров, у подножия креста, это огненное искание вспыхивает ярким пламенем и приобщается к золоту небес. В этом приобщении - вся тайна того золота иконописных откровений, о котором мы уже достаточно говорили: ибо один и тот же дух выразился в древней церковной архитектуре и живописи.
В этой огненной вспышке весь смысл существования "святой Руси". В горении церковных глав она находит яркое изображение собственного своего духовного облика; это как бы предвосхищение того образа Божия, который должен изобразиться в России."


 

Использованные источники информации

Информация о куполах мечетей взята на сайте по адресу: http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/arx/AK.htm#got

Новые технологии в храмоздательстве куполов церквей. Сайт по адресу: http://www.npf-lad.com/

Статьи храмовой тематики – Исторические типы куполов. Сайт: http://hram.www108.ru/art.php?rids=3&ids=3

Купола Мусульманская архитектура. Строительные приёмы. Сайт: Купола http://arttobuild.ru/

Крестово-купольные храмы Древней Руси. Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Купол. Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/

КУПОЛА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА. Сайт: http://www.roschinohram.ru/page65.php

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА. Сайт: ModernLib.Ru

Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси.

Заграевский С. В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. – М.: Алев-В, 2008 г . ISBN 5-94025-096-3. http://www.zagraevsky.com/glavi.htm

Часть фотографий для этой статьи позаимствованы мной с сайтов Google Earth и официального сайта Архангельской области.

Всем авторам фотографий выражаю искреннюю признательность.


Rambler's Top100