Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Северной Руси Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

А.В. Галанин © 2010

Где же был Великий Новгород ?
(свободные размышления о русской истории)

 

Даже часы истории имеют своих часовщиков.

Богуслав Войнар

 

В переписке Василия I Македонянина с германским императором Людовиком II в 871 г. наряду с Аварским и Хазарским каганатами упоминается «Норманнский каганат». Многие восточные авторы X–XIV вв., сведения которых восходят к VIII – началу IX в., также упоминают о русах (или об «острове русов») с каганом во главе, называя этот племенной союз государством наравне с Хазарией, и сообщают, что в каганате русов имеются «большие богатые города».

Таким образом, западные и восточные авторы единодушны в том, что в VIII в. на севере существовало государственное образование и это было государство русов. Арабо-персидский географ Ибн Русте писал: «Они (русы) нападают на славян, садятся на суда, отправляются к ним, полонят их, вывозят в Хазаран и Булгар, продают их; нет у них полей пахотных, так как они едят то, что привозят из земли славян». Здесь ясно сказано, что русы - не славяне, что они живут севернее славян, что они хозяйничают в землях славян и берут с них дань. Юг же славянских земель тогда находился в подчинении хазарского каганата.

Вот что еще о русах писал Ибн Руста. "Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь ты этим мечом». И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют (ими). У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, также как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем. Случается, что они приказывают принести жертву Творцу тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва Богу. Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях".

Ар-Русийя - это главный город-крепость русов, и находился он на острове посреди озера. Остров довольно большой, в поперечнике не менее 60-80 км (три дня пути), сильно заболоченный и покрыт лесами. Я уже писал, что таким местом, скорее всего, был Онежский полуостров на Белом море. В те времена он вполне мог быть островом, так как и сегодня этот полуостров соединен с материком довольно узким и низким перешейком.

 

Космоснимок Белого моря и его побережья. В нижней части находятся Онежский полуостров и Онежский залив, в который впадает река Онега. Считаю, что островом русов, упоминаемым Ибн Рустом, является Онежский полуостров. На северо-запад от полуострова расположены знаменитые Соловецкие острова. Загадочная Соловецкая крепость, строительство которой приписывают православным монахам, которые пришли сюда в XVI-XVII вв., значительно древнее христианства на Руси. Но и в далеком прошлом это место было культовым, хотя тогда здесь молились другим богам.

 

На этом фото мы видим современный Онежский полуостров, покрытый болотами и лесами.

 

Вот что о русах писал Ибн Руста: "Что же касается Ар-Руссийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором русы живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги".

 

Ибн Руста был прав. Онежский полуостров лесист и заболочен. Но этим потомкам древних русов все нипочем. Это им мы обязаны возможностью увидеть фотографии этих мест в интернете.

Я уже писал о русском типе домов с трехскатной крышей и обязательной светелкой. На Онежском полуострове и сегодня почти все дома русского типа. А может, именно здесь и находилась древняя Ар-Русийя, в которой жили арии русы?

 

А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский (2001) показали несостоятельность отождествления Господина Великого Новгорода и Новгорода на озере Ильмень. Однако их концепция Великого Новгорода не как города, а как некоторой центральной области Руси, в состав которой входили Ярославль, Ростов, Кострома, Переяславль, Молога, Владимир, Суздаль, мне кажется не вполне убедительной. Все же городами на Руси называли конкретные укрепленные поселения. И мы имеем несколько Новгородов в разных частях Восточной Европы. Новгородская земля действительно была обширной территорией, подвластной Новгороду, она вполне могла включать в себя перечисленные города. Поэтому новгородский князь в IX-XI вв. был главным или великим князем Северной Руси, а знаменитое Новгородское вече было Главным русским вече.

Но где же был Великий Новгород IX-XV веков? Этот вопрос не дает мне покоя с того момента, как прочитал книгу А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского. Не скрою, критика, которой они подвергают принятые исторические концепции, меня убедила в том, что традиционная концепция Великого Новгорода на Ильмене, скорее всего, неверна. Правда, исторические концепции, предлагаемые самими этими авторами, убеждают меня не больше, чем традиционные. Заслуга А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского в том, что они многих заставили задуматься и усомниться в ставших "истинами" шатких гипотезах. Наверное, с ответом на вопрос "где же был Великий Новгород" пока спешить и не следует, надо собирать факты, накапливать их и анализировать. А если уж что-то и предлагать, то не теории, а предварительные рабочие гипотезы.

 

Древняя карта Белого моря и его окрестностей.

В качестве гипотезы я предлагаю следующую: никакого Великого Новгорода в IX и X веках на Руси не было, в древних рукописях говорится о Холмгарде, который историки почему-то отождествили с Новгородом на Ильмене. Согласитесь, в словах Холмгард и Новгород нет никакого созвучия, кроме может быть "гард" и "город". Вместе с тем близ города Архангельска есть Холмогоры - древнее село, которое в древности было городом, о чем сообщают и письменные источники. А рядом с Холмогорами есть еще более древнее село - Матигоры.

Обратите внимание на то, как много вокруг Белого моря на старой карте населенных пунктов, но городами из них названы только Холмогоры и Архангельск.

Кстати, Онежский полуостров на этой карте отделен от материка и показан островом. На этом острове находится населенный пункт с названием Артный.

Не могу понять, почему на побережье Балтийского моря жизнь, по мнению историков, что называется, била ключом, а на побережья Белого моря стояла историческая тишина. Климатические условия в северной Финляндии и северной Швеции нисколько не лучше, чем на южном побережье Белого моря, а в те времена вообще было глобальное потепление.

Норманы - это не только норвежцы, шведы, фины, лапланцы, но и варяги русь, давшие название новому этносу великороссов, возникшему в IX-XIV веках на основе нескольких угрофинских и славянских племен, которые подчинили себе русы.

На этой карте Онежского полуострова видно, что полуостров в прошлом действительно мог быть островом, что мы и видим на древней карте. Земная кора в районе Белого моря после разрушения мощного ледника испытывала гляциоэвсттическое поднятие. Примерно 9-10 тыс. лет назад Белое и Балтийское моря вообще могли соединяться между собой проливами, соединявшими их с Онежским и Ладожским озерами, а озера были тогда соединены между собой тоже проливом. Скандинавия тогда была огромным островом.

Обратите внимание, в некоторых названиях на полуострове сохраняется корень "яр": речка Яреньга, село Яреньга, озеро Большое Яреньгское. Скорее всего город назывался не Ар-Русь, а Яр-Русь. И русы те были ярые, то есть яростные.

В IX-X веках климат в северной Европе был мягче современного и побережье Белого моря было вполне пригодно для проживания значительного количества людей. На полях вызревали рожь, овес и ячмень. На огородах население выращивало овощи, море обеспечивало рыбой, процветал промысел морского зверя - нерпы и моржа.

Леса были источником древесины для строительства жилья и отопления. Ледниковые валуны мешали возделывать поля и огороды, но они были отличным строительным материалом для возведения крепостных стен и башен.

Освоение речных путей позволило наладить торговлю с южными и восточными странами.

Карта Онежского полуострова

Село Холмогоры в нижнем течении Северной Двины сегодня совсем не похоже на древний Холмгард. Только полуразрушенные храмы говорят о том, что так было не всегда. Такой собор (фото справа) в заштатном селе никто бы не построил.

Считать, что только сегодняшние "центры" мира и в древности были центрами мира, наивно. Центры политической, военной и экономической активности на Земле возникают, действуют и угасают. Неоторые угасают совсем (Аркаим), некоторые частично (Великий Устюг, Ростов Великий), а некоторые угасают очень сильно (Холмогоры). Некоторые практически не угасают (Владимир, Ярославль, Тверь).

Но я надеюсь на то, что историки обратят внимание на беломорскую гипотезу происхождения Руси. Не стоит отмахиваться от гипотез, предложенных неспециалистами; снобизм никогда не был науке во благо.

Холмогоры сегодня. Руины Спасо-Преображенского собора

Спасо-Преображенский храмовый комплекс в Холмогорах. Так он выглядел в начале ХХ века.

Развалины собора в Холмогорах.

Как же надо было одичать русскому народу, чтобы допустить такое? А ведь это наша история. К сожалению, наши новоявленные капиталисты и сегодня, похоже, ничего кроме яиц Фаберже в российской истории не ценят. А ведь Россия - это не только Москва, и не с Москвы, кстати, Россия начиналась.

 

А это село еще древнее Холмогор, это Матигоры.

Оно расположено рядом с Холмогорами на берегу очень старой протоки (курьи) Северной Двины. Но когда-то эта протока была связана с рекой, возможно, это было одно из главных русел Северной Двины. Наверняка закладывали Матигоры на берегу Северной Двины, но за 1000 лет река "забросила" старое русло и "ушла" на восток. Пришлось переносить туда и большую часть строений. Постепенно на берегах действующей протоки возникло большое поселение - Холмогоры, а старое - Матигоры - хотя сильно поубавилось в размерах, но сохранилось и сегодня. Обратите внимание на дома, они построены в традиционном русском стиле. Здешний храм имеет вполне достойный вид.

 

А это тот же храм в Матигорах. На куполах стоят очень древние кресты с полумесяцем в основании. Возникновение таких крестов не совсем понятно, даже загадочно. По всей вероятности, мода на такие кресты возникла в монгольский период истории Росссии. На одних храмах на крестах полумесяц есть, но большинство же православных крестов без полумесяца. Церковь об этом сообщает что-то невнятное - якобы христианство попирает мусульманскую религию... Странная версия. Но об этом я уже написал отдельную статью.

 

Обратите внимание на то, что Сийский монастырь, расположенный в окрестностях Холмогор и основанный в XVI веке в одно время с Соловецким монастырем, обнесен невысокой стеной. Это значит, что крепостью он никогда не был. Монахи здесь жили мирные, не то, что на Соловках.

Холмогоры – это старинный город Русского Севера. На протяжении нескольких столетий он был административным, религиозным и культурным центром всего Двинского края, через него в средние века Россия осуществляла свои внешнеэкономические контакты.
Первые летописные сведения о Холмогорах относятся к 1137 году (Холмогоры древнее Москвы!). По преданию, в этих местах когда-то было главное селение Чуди Заволоцкой. К сожалению, об этом народе очень мало что известно: какова была область расселения, на каком языке говорили, почему обрусели раньше, чем лопь, вепсы, карелы и коми?

Петр I в самом начале XVIII века трижды посетил Холмогоры. Здесь русские построили военные корабли, которые через реки, волоки и Ладожское озеро довели до Финского залива Балтийского моря и отняли у шведов выход в Балтику ("прорубили окно в Европу"). Здесь в окрестностях Архангельска по указу Петра построили (а я думаю, восстановили построенную когда-то в древности ) Новодвинскую крепость.

В 3-х км от Холмогор родился и вырос великий русский помор М.В. Ломоносов. Здесь находится родина землепроходца Ф.А. Попова, который вместе с Семеном Дежневым впервые в 1648 г. достиг восточной оконечности Азии и обогнул Чукотский полуостров. В Холмогорах родился и жил скульптор Федот Шубин, здесь неподалеку родные места замечательного поэта Николая Рубцова.

В XVII веке административным центром на Русском Севере стал Архангельск, и Холмогоры постепенно превратились в провинциальный городок. В 1707 г. Холмогоры получили статус посада, причисленного к Архангельску, а в 1784 г. - уездного города Архангельской области.
Но великое прошлое Холмогор все еще не стерто полностью. Холмогоры славятся как центр художественного промысла - в мире известна холмогорская резная кость. Здесь в Холмогорах ежегодно проводятся Ломоносовские чтения, а в Емецке - литературные чтения памяти поэта Николая Рубцова.

В XI-XV веках Холмогоры были важной политической и экономической единицей Господина Великого Новгорода на Белом море. Тогда здесь возводились посады и храмы, тогда построили деревянную крепость с башнями на насыпном холме, за которой до сих пор сохранилось название Городище. По преданию, крепость была разрушена в конце XV в., после падения Новгородской республики. В 1478 г. при Иване III вся Двинская земля была подчинена Москве.

В Холмогорах отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов - отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых. Никита Романов был насильно пострижен в монахи с именем Филарет, но впоследствии, после избрания царем его сына, Никита был Патриархом Московским и Всея Руси (с 1619 г.).

В XV-XVI вв. Холмогоры превратились в крупный торговый порт, административный, культурный, и религиозный центр, через который Россия осуществляла свои внешнеторговые контакты. Удобный водный путь по Северной Двине давал возможность Московскому государству установить политические и экономические связи с Западной Европой. Близ порта были построены гостиные дворы, сосредоточены купеческие дома, лавки и склады, монастырские подворья. Здесь же находились и правительственные учреждения. Вблизи Троицкой церкви стояли таможня, съезжая изба, селились корабелы и моряки. Здесь Двинская власть приняла в 1553 г. английских купцов, которым Иван Грозный разрешил беспошлинную торговлю и строительство своих домов. Это событие имело важные последствия для всего Русского государства, и особенно для губерний, лежащих вдоль северного речного пути, и стало новым стимулом для дальнейшего развития Холмогор.

Уже в 1557 г. организованная в Лондоне «Московская торговая кампания»» завязала торговлю с Россией, а Холмогоры стали единственным русским городом, через который тогда шли в Россию иностранные товары. Территория города тогда тянулась вдоль берега Северной Двины на 5 верст (это около 8 км) и состояла из пяти крупных торговых посадов. В 1557 г. английский купец Ричард Грей построил в Холмогорах специальную канатную мануфактуру. По соседству с мануфактурой сформировалась первая и самая многолюдная в России немецкая слобода.

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь в окрестностях Холмогор стал крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша (1583), панагия (1608) (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подаренное в 1628 г. Патриархом Филаретом драгоценное паникадило.
В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

Каменный ансамбль пятиглавого кафедрального Спасо-Преображенского собора с двухъярусной шатровой колокольней и архиерейскими палатами с надвратной церковью Иакова в Холмогорах был построен в 1680-1690 гг. Этот собор во многом напоминал Успенский собор Московского Кремля. До 1825 г. собор служил усыпальницей холмогорских епископов. В настоящее время он находится в аварийном состоянии.
Двухэтажное здание архиерейских палат сохранилось с некоторыми изменениями, от него веет стариной и историей. При первом архиепископе Афанасии в палатах располагалась великолепная библиотека (более 500 книг). Здесь же занимались переводом книг с латинского, греческого, немецкого языков и составлением различных рукописных сборников. Позже в архиерейских палатах размещались мореходная школа и Успенский женский монастырь.

Таким образом, феномен М.В. Ломоносова не является случайностью. Интеллектуальный уровень населения Беломорья был в то время нисколько не ниже, чем населения Москвы. Не потому ли Михаил Ломоносов так удивлял преподавателей Московской духовной семинарии своей ученостью, тягой к знаниям и способностями.

Уместно напомнить и о том, что в окрестностях Холмогор была выведена порода крупного рогатого скота, которая так и называется - холмогорская. Далеко не каждый регион России может похвастать своей породой домашнего скота. Для того, чтобы вывести породу животных, требуются многие столетия.

 

 

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 г. преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму носит имя - Свято-Троицкий монастырь.


А.М. Васнецов. На волоке.

Верховья реки, куда еще можно добраться по воде на небольшом челне. Здесь лодки и челны разгружаются. К услугам купцов большие трехосные телеги, на которых через водораздел возили не только грузы, но и челны. В амбарах и под навесами грузы могли храниться некоторое время. Такие волоки обслуживали местные жители и, вероятно, не бесплатно. Владеть такими волоками было выгодно, и они быстро становились собственностью князей, а позже бесчисленных монастырей. Духовная власть на Руси никогда не чуралась материального обогащения. Монастырям принадлежали не только волоки, но и обширные земли с селами и деревнями. Монастырские крепостные крестьяне эксплуатировались часто более жестко, чем помещичьи и боярские. И суды у монастырей были свои, и тюрьмы страшные, и пыточные камеры. В этом отношении православная церковь мало чем в то время отличалась от католической. Инквизиция была и у нас, только называлась иначе.

Волго-Окское междуречье и земли за волоками в бассейне Северной Двины, Сухоны, Ваги и Онеги в средние века были заселены многими этносами. Историк М.П. Погодин считал, что все эти этносы в VII-VIII веках объединились в моноэтнические княжества - Полоцкое, Белозерское, Смоленское, Суздальское, Ростовское, Ярославское и др., которые постоянно конфликтовали друг с другом и не было между ними "наряду" (т.е. эффективного управления и порядка).

Еще в середине прошлого века у нас на севере Ярославской области говорили "бригадир ушел наряжать на работу колхозников", "хозяйка ушла обряжать скотину на двор". Это сегодня смысл слов "наряд" и "наряжать" сузился до наряда невест, барышень и наряжанья новогодней елки. В древности значение слова было более широкое. Оно означало "наводить и поддерживать порядок, управлять хозяйством".

М.П. Погодин считал, что перечисленные моноэтнические княжества принадлежали Новугороду искони. Это значит, что новгородские дружинники собирали с князей этих земель дань, а в случае войны эти княжества должны были поставлять в княжеское войско вооруженных воинов. В Северной Руси уже тогда была иерархия управления: Великий князь управлял князьями удельными.

Размеры территорий моноэтнических княжеств не могли быть очень большими, в их пределах должна была существовать сеть сухопутных дорог или водных путей с волоками, по которым княжеские люди могли быстро передвигаться и творить на своих землях так называемый "наряд". Дань со смердов (огнищан) в деревнях и селах, скорее всего, собирали не новгородцы, а местные князья, а они делились этой данью с Великим князем. Главный принцип феодализма был таков: «Вассал моего вассала - не мой вассал», и этот принцип действовал на территории Северной и Новгородской Руси.

На карте обозначен маршрут следования военных судов, построенных в Архангельске по указанию Петра I, в Балтийское море. Надо полагать, маршрут этот был давно хорошо известен русским поморам, и они подсказали Петру такую возможность.

Обратите внимание на то, что Ботнический залив Балтийского моря находится на одной широте с Белым морем, климат этих регионов сходный, следовательно, и Белое море было обжито людьми так же хорошо, как и Балтийское, по крайней мере, север Балтийского.

Шведы, финны, корелы, весь, лопь, чудь и русь вполне могли разместиться на данной территории. В Византии, Хазарии и арабских странах всех их называли норманами - северными людьми, а еще викингами и варягами. Думаю, что норманны, викинги и варяги - это не этносы, а группы разноплеменных людей, выделяемые по общности занимаемой территории, по сходству занятий.

Кроме того, должны были быть укрепленные места в пределах княжеств, в которых дружинники местного князя могли безбоязно жить во время своих походов и хранить собранную дань. Если посмотреть на карты местностей в центре России, то можно и сегодня увидеть в названиях множества населенных пунктов слова «погост», «княжий починок», «князево», «владычное» и т.д. Вывод М.П. Погодина о тождестве территорий разных племен с территориями позднейших княжеств должен быть положен в основу изучения истории средневековой Руси. Этнос мурома, например, имел свой город Муром и своего князя, этнос кострома имел свой город Кострому, у этноса Мери главным городом был Ростов, у этноса веси - Белозеро и т.д.

С.М.Соловьев считал, что настоящее государство появляется тогда, когда возникает монархическая власть. Неважно, как называется монарх – князь, царь, хан, король, или герцог, важно, чтобы при нем была сильная, верная и смелая дружина. С помощью дружины князь защищал свой народ от врагов.

Собрание племени назначало, выбирало или приглашало со стороны князя с дружиной, который обязывался защищать народ. Народ же обязывался содержать князя и дружину, давать им дань. Размер ее оговаривался в начале сделки (договора). По сути на этом этапе народ нанимал князя с дружиной. От размера дани зависел размер дружины, а также качество вооружения а, следовательно, и безопасность людей этого племени. "Только до поры до времени", - как говорят в народе.

В русских былинах рассказывается о таких князьях, хороших дружинников князья нанимали, это были профессионалы - богатыри-наемники. Наемникам надо было платить, и платить хорошо. А чтобы платить хорошо, надо было собирать много дани. А много дани можно собрать на землях соседнего княжества, а это - война, это - грабеж и разбой. Мне всегда противно читать в летописях, как киевский князь хвастал как он ходил на Рязань, на Булгар, повоевал Суздаль и Ростов. Я представляю, читая это, как наемники убивали мирных людей, насиловали девушек, уводили в полон в рабство толпы пленников, жгли дома. И никакого уважения и пиититу у меня не вызывают ни Владимир ясно солнышко, ни Ярослав Мудрый, ни Всеволод большое гнездо.

Протогосударственные образования (княжества или союзы племен) на Руси сложились в незапамятные времена, задолго до принятия христианства. Возникли они из необходимости защищаться от соседей и князей-разбойников. Чем больше было мелких независимых княжеств, тем тяжелее жилось простым людям - огнищанам. Так что желание построить большое монархическое государство, объединив в него мелкие княжества, было желанием оправданным и в то время прогрессивным. Для простого народа жить в империи было лучше, чем в маленьком княжестве. Поэтому простой народ вставал на сторону царей и императоров. Великие князья драли со своих вассалов семь шкур, народ при этом роптал, иногда, доведенный до отчаяния, восставал, а когда приходил со стороны более сильный и более справедливый царь или хан с войском, переходил на его сторону и вместе с его воинами громил собственных зарвавшихся супостатов. Наверняка нечто подобное имело место и при нападении на Русские княжества варягов, а позже татро-монголов, еще позже - при усилении великих князей московских (отсюда проистекает любовь народа к царю Ивану Грозному). Просто придворные прокняжеские летописцы преподнесли потомкам все перипетии войны с монголами и действия Ивана Грозного весьма однобоко. Мы сегодня знаем, что когда не стало Ивана Грозного и в России наступила смута-демократия в начале XVI века, то население страны сократилось более чем в два раза. И нечего списывать это на польско-литовскую интервенцию. Виновны в смуте бояре московские, передравшиеся друг с другом.

Другой путь с Белого моря в Волго-Окское междуречье проходил по реке Онеге, через озеро Лача мимо города Каргополя и далее через волок в озеро Белое. На реке Онеге и сегодня можно увидеть много сел и деревень, в том числе брошенных людьми. Величественные храмы напоминают о былых временах, когда жизнь кипела в этих местах.

В городе Каргополе было большое собрание древних рукописей, книг, архивных материалов. Последним, кто эту библиотеку видел, был поэт Державин. В конце XVIII века она сгорела. Случайно ли?

Несчастная Россия: летописи сгорели, архивы сгорели, рукописи куда-то исчезли. От древнего Египта больше осталось информации, чем от средневековой Руси.

Озеро Лача в Каргополе.

Город Каргополь на озере Лача.

 

Каргополь. Дом в русском стиле.

 

Город Галич Мерский на Галичском озере. Обратите внимание на то, что купола на храме в форме шлемов, а не луковиц.

 

Ростов Великий на оз. Неро

Но я отвлекся от главной темы статьи, - что же такое феномен Великого Новгорода на Руси. Так, В.В. Фомин в книге «Варяги и варяжская Русь» (2005) писал: «Нет никаких оснований доказывать норманство варягов (варяжской Руси)», это показывают раскопки в Минино близ оз. Кубенское. Шведский археолог Ева Свенссон, сравнивая раскопки на берегу Кубенского озера с произведенными ею раскопками на шведских селищах Скрамле и Скиннерудом, подчеркивала, что, если в Минино собрано 3700 средневековых предметов, то на шведских памятниках их на порядок (!) меньше — соответственно 659 и 270 единиц. Причем мининская коллекция включает в себя «богатый и разнообразный набор вещей», а шведские находки являют собой «простой и однообразный бытовой и хозяйственный инвентарь». Хочется спросить: кто и кем должен был «володеть», шведы русскими, или русские шведами, кто и куда переселялся? Скорее всего, дело было так: единая норманская общность, сформировавшаяся на северо-востоке Европы, со временем расселилась и распалась на несколько дочерних соперничающих этносов: шведов, норвежцев, русь.

История Белоозера в IX веке остается туманной. Сегодня нам известно, что уже во второй половине IX столетия оно оказалось вовлеченным в международную торговлю, основной магистралью которой служил великий Волжский путъ. Волжский путь делал ответвление через Словенский волок к Кубенскому озеру и через Сухону выходил на Северную Двину, а через реку Кубену - на реку Вагу и тоже на Северную Двину. Из Белого озера через волок и озеро Лача можно было попасть в реку Онегу и приплыть к Онежскому полуострову на Белое море. Кому принадлежал Словенский волок, кто его «оседлал», тому принадлежало и начало Двинского (по Северной Двине) и Онежского и Шехоньского на Волгу путей. Известно, что волость Волочок вначале принадлежала местным удельным князьям, затем ею завладели князья Ростовские.

После князя белозерского Синеуса этот край подчинялся новгородским князьям - Рюрику и Олегу. А кому в то время принадлежали кубенские земли? Сказать трудно, но в той же Повести временных лет, в которой упомянуто, что Синеус «седе на Белеозере», описан поход князя Олега в Киев с многонациональным, говоря по-современному, войском, включавшим отряды словен, чуди и веси, то есть тех племен, которые, без сомнения, проживали в окрестностях Кубенского озера, по Онеге, Ваге и Сухоне. По всей видимости, в эти века Кубенское озеро тоже принадлежало новгородцам, на что имеются и другие косвенные данные: от основания ими первых погостов на берегах озера (к примеру, Кубенского городка) до присутствия в языке современных кубян специфических новгородских слов и выражений.
Южная граница Северо-Восточной Руси тогда проходила южнее Ростова, Суздаля и Владимира, где-то в районе теперешней Москвы. Ростов, как известно из летописей, является ровесником Белоозера, он упоминается Нестором в Повести временных лет в 862 г. Ныне Ростов Великий - заштатный райцентр Ярославской области, но в XII в. это был один из крупнейших европейских городов, превосходящих, к примеру, Лондон и по территории, и по населению. Город на Белом озере, вероятно, тогда был не меньше Ростова.

Но во время похолодания в XIII-XIV веках центр волго-балтийской и волго-беломорской торговли из города Белозера сместился на юг в Ростов и в Новгород.

Во всяком случае, в XV веке район Кубенского озера уже принадлежал Ростовскому князю. Но Бохтюжское княжество в районе Кубенского озера существовало вплоть до XV века. Предполагают, что столица этого княжества была в теперешнем селе Архангельское. Но так ли это было на самом деле, неизвестно.

Город Ярославль. Стена монастыря, выдаваемого сегодня за Ярославский кремль.

Около 1024 г. Ярослав Мудрый приезжал из Новгорода усмирять восстание волхвов в Суздале и «устави ту землю». Город Ярославль был основан этим князем. Основание крепости при впадении реки Которосли в Волгу было связано с необходимостью обеспечения безопасности пути от Волги к Ростову. Из Волги в Ростов можно попасть по р. Которосли. В этих местах тогда промышляла шайка разбойников. Забота о военных и торговых связях Ростова - это свидетельство того, что Ярослав действительно княжил в этом городе. Хотя известно, что еще в 1014 г. Ярослав занимал новгородский стол.

Антифеодальное восстание волхвов в Ростове было подавлено Ярославом в 1024 г. Есть летописное известие об «уставлении» Ярославом Ростовской земли после подавления этого восстания. В условиях острого недовольства феодально-зависимого населения Ростовской земли Ярослав, по-видимому, вынужден был пойти на строгую фиксацию размеров дани. Фиксация дани должна была сопровождаться точным указанием пунктов, где эта дань взималась. Поэтому в Ростовской земле в 1024 г. была организована сеть погостов - центров сбора дани. Таким образом, возникновение древнерусского княжеского центра в Волго-Окском междуречье свидетельствует о стабилизации подвластной этому центру территории, о проведении феодально-административного деления последней, произведенного как в интересах местной знати, так и в интересах знати «Русской земли». Об одном из таких погостов в с. Всехсвятское (бывшее с. Шелешпань) я уже писал в своих статьях.

Село Всехсвятское (бывшая Шелешпань). Слева на высоком берегу речки Шелекши в начале XI века князь Ярослав Мудрый приказал создать погост - опорный пункт для сбора дани.

Озеро Лача. Долбленая лодка.

Не случайно привожу здесь эту фотографию из интернета. Долбленые лодки однодеревки использовались для передвижения по северным рекам с незапамятных времен. На моей родине на долбленке в большую воду перевозили людей через Ухтому в д. Новинка. Называлась такая лодка "комяга". Правда, ствол использовали раза в три потолще. А к долбленому стволу (колоде) с боков прикрепляли для устойчивости два плотика из нетостых бревнышек. Эти плотики назывались "крыльями". Ширина каждого из них была 70-80 см. Длина такой комяги окло 4 м. На такой лодке грузоподъемность была 3-4 взрослых человека.

А вот таких комяг из двух скрепленных "корыт" у нас не делали.

Дерево для изготовления комяги использовали с мягкой древесиной - липу или осину. Корыто вырубали специальными теслами или выжигали раскаленными на костре камнями. На таких лодках, думаю, плавали еще в палеолите.

Такие лодки после использования в течение 20-30 дней вытаскивали на берег для просушки.

Город Белозеро на озере Белом.

 

Город Переяславль на озере Плещеевом.

Известен летописный рассказ о подавлении Яном Вышатичем восстания смердов на Белоозере в середине XI века., и это было не единственное восстание смердов в Ростовском Поволжье. Около 1065 г. Город Белоозеро тогда, по-видимому, был центром владений Святослава, в эти владения входили также погосты по реке Шексне и ее притокам. Интересно, что в Великом Новгороде тогда княжил сын Святослава Глеб.

Следовательно, Белозеро, а не Новгород, тогда было главным городом, раз в нем княжил отец. Похоже, что Великий Новгород того времени находился где-то между Белым озером и озером Неро, на берегу которого расположен Ростов Великий. Вообще только три города в средневековой Руси имели титул "Великий", это: Ростов, Новгород и Устюг. Ни Суздаль, ни Владимир, ни, тем более Москва Великими на Руси не были.

Восставшие смерды дошли до Новгорода, где восстание было подавлено. Сомневаюсь, что они с Волги пришли на озеро Ильмень, чтобы поучаствовать в восстании совсем в чужой земле, где люди говорили на другом языке. Скорее всего, в летописи речь идет о Новегороде не на Ильмене, а где-то между городами Ярославлем и Белозером.

Озеро Плещеево возле Переяславля.

Город Чухлома на озере Чухлома.

 

 

Чухлома на Чухломском озере. Дом в русском стиле.

Река Кубена. По этой реке проходил водный путь на реку Вагу - левый приток Северной Двины.

От Муромской земли землю Ростовскую тогда отделяли дремучие леса. По-видимому, городов на пути от Мурома до Суздаля в конце XI в. еще не было, так как первый город Ростовской земли, который взял Олег - князь Муромский, двигаясь из Мурома на Ростов, был Суздаль. Затем он взял Ростов, захватив его, Олег «дани поча брати». Надеясь и «Новъгородъ переяти», муромский князь послал своего брата Ярослава «в сторожЪ» на реку Медведицу (левый приток Волги в районе города Углича). Судя по дальнейшему описанию событий, Ярослав стал на устье реки Медведицы. В сторону Новгорода им были посланы данщики, которых «изъима» воевода Мстислава Добрыня Рагуилович. Ростов Олегу Муромскому был не по зубам. Олег Муромский к устью Медвидицы наверняка пришел из Ростова через Переяславль и озеро Клещино (Плещеево)., рассчитывая до Новгорода добраться сплавом вниз по Волге. Но я не могу себе представить, чтобы этот князь вверх по Медведице и затем по реке Мста намеревался добраться до озера Ильмень. Уж очень далек путь, чтобы тащить награбленное в Ростове и Суздале добро сначала на озеро Ильмень, потом, добавив к нему еще трофеев, тащиться обратно в Муром. Ну не дурак же он был в самом деле. А вот доплыть до устья Мологи или Шексны эти ребята от устья Медведицы могли довольно легко, так как плыть в этом случае надо было вниз по течению Волги. Столь же легко можно было двигаться и дальше вниз по Волге до устья Оки, затем вверх по Оке можно добраться до родного Мурома.

От Ростова можно было пройти вниз по Которосли до Волги и пограбить Ярославль, но потом пришлось бы подниматься вверх по Волге. Ребята выбрали более легкий, я бы сказал, оптимальный в этой ситуации путь, чтобы достичь устья Мологи или устья Шексны. Вероятно, где-то там находился и богатый Великий Новгород.

Город Суздаль - старинный русский город, вероятно, ровесник Ростова Великого.

Город Суздаль.

Посмотрите на эту карту. Так историки представляют себе границы административных образований на территории Северо-Восточной Руси в XI-XII веках до монгольского нашествия. Обратите внимание на Новгородские владения в виде огромного ареала, по сути, не имеющего границ, а также второго небольшого ареала (анклава) возле города Вологда, окруженного землями Ростовского и Владимирского княжеств, а еще и третьего новгородского ареала в районе Волока Ламского, окруженного землями Смоленского и Переяславского и Владимирского княжеств. Земли Ростовского княжества представлены здесь тоже тремя ареалами (анклавами), между которыми расположены земли Ярославского княжества, Новгородской республики и княжества Владимирского.

Не представляю себе, как можно было управлять княжеством, состоящим из двух или трех разных кусков. Невозможно было управлять тогда и слишком большой территорией, как обозначенная здесь территория Новгородской республики. Или как можно было разграничить низменность в междуречье Шексны и Мологи, поделив ее между Ростовским и Ярославским княжествами?

А что такое совместные владения Новгорода и Ростова? Это что, со смердов на этой территории брали дань те и другие? Сомнительно, чтобы так могло быть когда-нибудь. Разбойничать на этой территории могли и новгородские ушкуйники, и ростовские разбойники. Но чтобы совместно управлять, то бишь "наряжать" эту землю? ...

Несуразность таких карт очевидна, - они противоречат здравому смыслу.

Город Углич.

Город Углич. Вид с Волги.

А на этой карте изображено территориальное деление Северо-Восточной Руси уже в XIII-XIV веках. Интересно, как сборщики дани из Ростова добирались до Устюга и обратно? Путь проходил через владения Новгорода, Костромское и Ярославское княжества. Странно, в лесах орудовали шайки разбойников, бояре новгородские, костромские и Ярославские тоже были не прочь поживиться собранной данью.

На этой карте мы видим новые княжества: Городецкое, на территории которого располагалась крепость Нижний Новгород, Стародубское, Московское, Дмитровское, Углицкое, Галицко-Дмитровское и Костромское княжества. При этом сильно "усохло" Владимирское княжество. Московское княжество еще ничем территориально не выделяется из других, у него есть сильные соперники: Тверское, Рязанское, Владимирское княжества и, конечно же, загадочная Новгородская республика. Однако все русские княжества тогда были данниками Золотой Орды.

В XIII-XIV веках также сохраняются два новгородских анклава: на Волоке Ламском под носом у Москвы и в районе Вологды и оз. Кубенского. Двумя анклавами на этой карте представлено и Ярославское княжество. Странно, почему это не смущает историков? Как могла случиться такая неразбериха? Скорее всего, внося измененеия в летописи в угоду "текущему моменту", летописцы не учли того, как это все ляжет на географическую карту.

В борьбе г. Ростова за политическое влияние и первенство, достигшей наивысшего напряжения в убийстве великого князя Андрея Боголюбского, победил "пригород Ростова" - город Владимир, и тогда область Ростовско-Суздальская получила название великого княжества Владимирского. Возвышение г. Владимира относится всецело к деятельности Всеволода по прозвищу Большое Гнездо, хотя ни он, ни в особенности его сын Константин никогда не теряли связи с Ростовом. Со Всеволода начинается дробление дотоле единой, неделимой Ростовско-Суздальской области на уделы. Первым выделился Ростовский удел, Всеволод в 1207 году отдал Ростов "и иные 5 городов" (вероятно Ярославль, Великий Устюг, Белоозеро, Углече-Поле и Кострому), своему старшему сыну Константину. С этого времени начинается эпоха самостоятельного удельного существования Ростовского княжества.

Обратите внимание на купола владимирских храмов. Они имеют форму шлемов, а не луковиц. Что бы это значило?

Город Владимир

Город Владимир. Блеск былого могущества. Город Владимир когда-то был столицей России, которая в то время уже собирала русские земли в империю. Соперником Владимира тогда был Великий Новгород.

С территориальным дроблением начинается политическое подчинение Ростовских и Белозерских князей Москве. Великий князь Иван Калита начал скупать села и города у обедневших Ростовских князей. В это время в Ростове прекратило свое существование вече. Вообще ХІV век в истории Ростовского княжества был эпохой его окончательного падения; князья плодились, и все более и более дробилось княжество, а "мелкие" князья мало-помалу превращались в мелких владетелей-помещиков, находившихся в полном подчинении у Московских князей. Владетельные князья Ростовские во второй половине XIV века до того ослабели и подчинились Москве, что в конце этого столетия и в начале ХV превратились в обыкновенных слуг великого князя Московского. С великого князя Московского Димитрия Донского установилось полное подчинение Ростовских князей Москве. Перечисление последних в летописи за ХV в. представляет печальный некролог вымирающего потомства Константина Всеволодовича; уступая свои владения Московскому князю, Ростовские князья перед смертью поступали в монахи, принимали схиму; и к концу XV века все уделы Ростовского княжества уже вошли в состав Московского княжества.

История Белозерского княжества уходит вглубь веков и, вероятно, древнее истории Ростовского княжества. Однако в XI веке оно попало в зависимость от Ростовского княжества и стало на некоторое время его частью. Вновь самостоятельным Белозерское княжеств становится в связи с отделением его от Ростовского при князе Глебе, о чем сообщают летописи.

Глеб Василькович Белозерский (1237-1278 гг.) , князь Белозерский и Ростовский (колено от Рюрика XII) - сын Святого князя Василька Константиновича - родился в 1237 году. В следующем, 1238 году был убит татарами его отец, и князь Глеб "сел на Белоозере". Будучи 7-ми лет от роду, он сопровождал брата в Орду для утверждения за ними ханом их наследственных уделов, и Белоозеро ханом было укреплено за Глебом. В 1249 году, по-видимому, один, без брата, который был в Орде в 1245 году. Глеб ездил в Орду к сыну Батыя — Сартаку, по всей вероятности для представления и для нового утверждения в правах на удел, так как Батый совершенно отказался от дел и ханом фактически был Сартак. В 1251 году князь Глеб в первый раз поехал в свой удел на Белоозеро и поселился там. В 1257 году он ездил в Орду с братом своим Борисом и там женился на родственнице хана, названной во св. крещении Феодорой, и в том же году возвратился в Ростов; "и бысть", замечает летопись, "в Ростове радость велика о Глебове приезде". В 1259 г., вместе с братом и матерью, он принимал и чествовал в Ростове князя Александра Невского, проезжавшего из Новгорода во Владимир.

В Белозерское княжество при Глебе в то время входили 5 городов: Вологда, Устюг, Белоозеро, села: Сугор, Шелешпань, Карголома, Каргополь, Андома, Вадбола, Белое село и др. Утвердившись за потомством Глеба Васильевича, княжество существовало, как самостоятельное до половины ХІV в., когда было куплено великим князем Московским Иваном Калитою у размножившихся и обедневших Белозерских князей.

После Глеба княжил сын его Михаил; сын последнего - Роман Михайлович был в оппозиции властолюбивым замыслам Ивана Калиты. После Романа княжил сын его Федор, павший геройской смертью со своим сыном Иваном на Куликовом поле. Гибель белозерских князей явилась причиной конца независимости Белозерского княжества. Уж не от рук ли людей Дмитрия Донского погибли князья отец и сын белозерские? Я не исключаю такой версии. То, как трусливо вел себя князь Дмитрий, ставший в истории Донским, когда на Москву напали татары, ведомые ханом Тохтамышем, позволяет подозревать Дмитрия в вероломстве. По сути, он сбежал тогда из Москвы, бросив ее на растерзание врагу.

Последним самостоятельным князем Белозерским был племянник Романа - Юрий Васильевич, при котором, в период с 1380 по 1389 гг., Белозерское княжество и перешло к Москве, раздробившись при этом на целый ряд мелких княжеств: Шелешпанское, Сугорское, Кемское, Карголомское, Ухтомское, Андожское, Вадбольское, Белосельское (по некоторым данным еще Осготинское и Лозское). Димитрий Донской отказал Белозерское княжество своему сыну - князю Можайскому Андрею, от которого оно перешло к его сыну - Михаилу, а после смерти последнего, по договору с великим князем Московским Иваном III, было окончательно присоединено к Москве.

 

Устьшехонский-Троицкий на Устье монастырь основан в 1251 г. у истоков Шексны (Шехони) белозерским князем Глебом (в летописи исток именуется устьем). Согласно летописцу, древний город Белозерск находился у истока Шексны, а на новое место он был перенесен через 200 лет после основания монастыря "вверх по Белуезеру от Шехонского устья 10 поприщ", т.е. на южный берег Белого озера, к западу от истока Шексны, где находится в настоящее время.

Эта церковь была построена на месте Устьшехонского-Троицкого на Устье монастыря в XVIII веке. В настоящее время в результате подтопления Рыбинским водохранилищем она практически разрушена.

 

 

С именем Глеба связано возникновение монастырей в Белозерском крае; им основаны: 1) около 1260 года Спасо-Каменный монастырь, на небольшом островке Кубенского озера, по случаю чудесного спасения от бури на озере, и 2) Устьшехонский Троицкий на Устье, в 1251 году, в благодарность за чудесное исцеление сына его Михаила от слепоты. Князь Глеб замечателен еще и тем, что первым в России возымел мысль об искусственных водяных сообщениях; местные (Ростовские) летописи рассказывают, что однажды он плыл из Белоозера в Устюг и, выйдя из Кубенского озера рекою Сухоной, заметил, что эта река образует недалеко от озера круглую излучину версты на две от прямого пути, между тем, как прямо, поперек, расстояние было бы не более, как на "вержение камня". Князь Глеб приказал перекопать этот перешеек, — и река пошла по каналу, который с тех пор стал называться "Княже-Глебовою простью"; такой же канал он сделал и на р. Вологде.

Глеб Константинович, князь Ростовский (колено VII, от Рюрика XVI), сын князя Константина Васильевича (68). Как и брат его Иван (60) упоминается только в родословных; с большим вероятием можно полагать, следуя Экземплярскому, что князь Глеб скончался в 1365 году, основываясь на сообщении Никоновской летописи, где под 1365 годом сказано: "того же лета князь Констянтин и з женою и з детьми преставись" (от моровой язвы); здесь следует разуметь, по-видимому, именно Ивана и Глеба Константиновичей, детей Константина Васильевича, так как другие его сыновья еще упоминаются в летописях после этого года.

В средние века монастыри на Руси были не только религиозными заведениями. Они выполняли роль философских школ, в них постигали тайны бытия.

Были соперничающие между собой религиозные течения, по сути, разные философские школы. Думаю, что русские монастыри выполняли в то время функцию университетов, правда, сроком обучения в них была вся жизнь.

Конечно учения были догматическими, они основывались на вере и анализе трактатов канонических авторов, а не на анализе действительности. Но и в современной науке примат веры в догматы очень велик. Учеников и студентов и сегодня учат не столько мыслить и анализировать факты, сколько запоминать канонизированные теории.

Призывы в университетах к проблемному обучению студентов (очень модные в 70-е и 80-е годы прошлого века), к сожалению, пока остаются только призывами за редкими исключениями. А в последнее время даже и призывов таких не слышно.

Монастырь на Каменном острове, построенный по распоряжению Глеба Белозерского в 1260 г. Так он выглядел в начале XX века. Разумеется, эти здания были построены значительно позднее XIII века, но построены они на именно на том месте, что и при Глебе.

Давид Семенович, князь Кемский (колено от Рюрика XVII), сын князя Семена Васильевича князя Кемско-Сугорского. Жил в ХІV—ХV вв. После смерти отца получил, с братом Константином, Кемскую волость Белозерского уезда; но Константин вскоре оставил мирскую жизнь для монашеской келии, — и князь Давид стал единоличным владетелем волости. От брака с Феодосией, известной только по имени, он имел 5 сыновей: Александра, Ивана, Афанасия, Юрия и Феодора, которые были уже простыми землевладельцами-вотчинниками но носили фамилию князей Кемских; поэтому князя Давида можно считать родоначальником угасших князей Кемских. Димитрий Семенович, князь Сугорский (колено от Рюрика XVII), сын князя Семена Васильевича князя Кемско-Сугорского. Жил в ХV веке.

А так сегодня выглядят руины монастыря, основанного в 1260 г. на Каменном острове

 

Князь Глеб приказал перекопать перешеек между двумя излучинами реки Сухоны близ выхода ее из озера Кубенского, и река пошла по каналу, который с тех пор называться "Княже-Глебовою простью". На космоснимке слева виден зигзаг, который спрямили по указанию Глеба. Сейчас чуть ниже спрямленного участка устроена плотина, которая поднимает уровень Кубенского озера на 2 метра. Слева от плотины виден шлюз. Но плотина и шлюз были построены значительно позже - во времена царствования Екатерины Второй.

Вологодский канал, прокопанный тоже по указу князе Глеба Белозерского в XIII веке, действует и ныне.

Канал по указанию Глеба прорыли в месте впадания в Сухону реки Вологды. Правда, в те времена она называлась река Молочная. Сейчас название Молочная сохранил один из больших притоков реки Вологды. Канал на карте обозначен красной пунктирной линией.

Не хилый, надо сказать, канал прорыли наши пращуры. А ведь копали вручную, тогда не было ни экскаваторов, ни автомобилей-самосвалов. Только высоко организованное сообщество могло проводить такие работы. Следовательно, такое сообщество в XIII веке в Северной Руси существовало.

 

Таким образом, в урочище Устье Вологодское сливаются три большие реки: Сухона, Вологда и Лежа. По Леже и ее притоку Комеле можно выйти на три волока. Один волок ведет в верховья реки Костромы, второй в реку Обнору и в нижнее течение Костромы, а третий в реки Ухтому, из нее в Согожу, и далее в Шексну в ее нижнем течении.

Как видим, Устье Вологодское в экономике Белозерского княжества играло очень важную роль, и усилия князя Глеба по обустройству здешних водных путей были не случайны.

В этих местах стоило бы провести археологичесие раскопки. Наверняка в средние века здесь было поселение, сыгравшее в истории России не последнюю роль.

На космоснимке слева мы видим озеро Никольское и исток из него реки Комелы. Комела в этом месте сильно меандрирует (извивается), одна многокилометровая сложная петля спрямлена каналом, прорытым наверняка во времена того же белозерского князя Глеба. Кстати, урочище в этом месте и сейчас называется Перекоп.

В Никольское озеро впадает небольшая речка Соть Вологодская. Через волок в селе Исаково из Соти можно перебраться в реку Ухтому Ярославскую и по ней приплыть в Согожу, затем в Шексну и в Волгу.

Река Соть Вологодская.

Река Ухтома Ярославская.

Река Соть Вологодская впадает в оз. Никольское, а берет начало на водоразделе из Исаковского болота. Хорошо виден Комельский канал и урочище Перекоп, ниже по течению еще соединены две меандры реки. Надо полагать, что на водном пути, которым пользовались изредка, таких работ не проводили. Следовательно Шекснинско-Согожско-Ухтомско-Комельско-Лежско-Сухонский водный путь сыграл в становлении России не последнюю роль. Возможно именно этот водный путь и волок из Ухтомы в Соть в летописях назван Словенским.

В истоках Комелы на берегу озера мы видим урочище Прибой. Оно примечательно тем, что здесь был когда-то монастырь, контролировавший данный волный путь. Сегодня от него сохранилось только кирпичное основание и фундамент. Раскопки в этом месте, несомненно, смогли бы прояснить картину исторического прошлого этих мест.

Но я уверен, что и задолго до крещения Руси этот водный путь действовал. Языческие времена в этих местах не были совсем уж дикими. Люди шли вслед за отступающим Скандинавским ледником, вначале 9-10 тыс. лет назад это были охотники, рыболовы и собиратели, оленеводы (предки саамов). Затем, когда восстановились дремучие леса, пришли таежные лесные жители угро-фины, которые уже владели технологией подсечного земледелия - так называемые огнищане. В голоценовый оптимум (4-5 тыс. лет назад) за Северные увалы стали проникать из лесостепной зоны земледельцы-скотоводы, освоившие технологию трехпольного севооборота.

Разумеется, вновь приходящие племена взаимодействовали с местными коренными, наверное не всегда взаимодействие проходило мирно, но за сотни лет вражда утихала, появлялись смешанные браки, местными перенимались у пришельцев новые технологии, а пришельцы учились у местных жить в гармонии с природой.

В те времена в русские сказки пришла странная героиня - Баба Яга, имя которой в переводе с угро-финских яыков означает "лесная женщина".

Странными казались пришельцам местные леди. И съесть могли, и детей воровали (помните сказку "Гуси-лебеди"?), но договориться с ними было все же можно, а на Кощея Бессмертного они "зуб имели" и помогали пришельцам в борьбе с ним.

Земля Северной Руси скрывает много загадок. Вот и эту, например, она скрывала много сотен лет. Это - жертвенный камень, найденный мной в бывшем селе Шелешпань (ныне село Всехсвятское Ярославской области), где начинался волок из Ухтомы в Соть Вологодскую.

Шелешпанский жертвенный камень имеет форму конуса, направленного вершиной вниз. Это - обтесанный гранитный валун. Когда-то на нем приносили требы (жертвы) Даждьбогу или Велесу. Мы до сих пор нередко поминаем Даждьбога, когда восклицаем: "Дай бог!". Дай бог поскорее выздороветь, дай Вам бог счастья и т.д. Ну а я вот принес в жертву себя.

На космоснимке справа видны два канала, спрямляющие реку Сухону. Их искусственное происхождение вполне очевидно. Не совсем понятна только цель, которую преследовали устроители этих двух каналов, ведь путь на челнах по каналам сокращается незначительно, хотя работа по их сооружению проделана огромная. Возможно, каналы были прокопаны узкие, и только потом река промыла здесь себе широкую протоку. Может быть, на островах стояли какие-то укрепленные строения на случай нападения врагов.

Новгородское влияние прослеживается даже в современных говорах в районе реки Костромы, Галичского и Чухломского озер. Похоже, что вначале новгородское влияние здесь было больше, чем влияние ростово-суздальское. Только к югу от Галича – в Костромском Поволжье – господствует лексика, сложившаяся на основе ростово-суздальских говоров. Антропологически современное население Галичского края относится к верхневолжскому типу, распространение которого в общих чертах совпадает с территорией расселения летописных кривичей. Этнографические данные по Галичскому уезду показывают характерное смешение среднерусских и новгородских традиций. Тип жилища являет смесь новгородских и ростово-суздальских традиций и отражает сильное северное влияние. О глубоком смешении новгородских и владимирских традиций в Костромском крае свидетельствуют и археологические находки. Так, для XII-XIII вв. здесь характерны особые варианты серпов и кос-горбуш, соединяющие новгородские и владимирские черты. Аргументом в пользу ранней новгородской колонизации Галичских земель является наличие здесь храмов, посвященных главной святыне новгородцев иконе Софии Премудрости Божией.

Это говорит о том, что первая волна русской колонизации шла в эти края не из Южной Руси, а из Новгорода. При этом русские новгородцы освоили Галичский край раньше, чем лежащую южнее Кострому. Раннее проникновение новгородцев в Галичский край, по материалам раскопок городища у с. Унорож, фиксируется с начала Х в. В Галичский край они проникали по рекам Сухоне и Вычегде сначала к Галичскому озеру, а потом и далее по реке Костроме. Вторая, более мощная волна славянской колонизации, направлялась в Костромской край из Ростово-Суздальской Руси.

В этой связи необходимо заметить, что в середине 40-х – начале 50-х гг. XII в. во внешней политике Юрия Долгорукого взаимоотношения с Новгородом занимали место не меньшее, чем борьба за киевский стол. В 1145 г. новгородцы помогли во время похода Юрию Долгорукому, а осенью следующего года новгородский князь Святослав Ростиславич, совершил поход на владимирские земли, пытаясь захватить Суздаль, но был разбит, и в 1148 г. новгородцы заключили мир с Юрием Долгоруким, обязавшись выплачивать ему дань. Возмущенный ее малыми размерами, князь в 1149 г. совершил поход на Новгород, а в 1152 г. вразумленные новгородцы изгнали своего алчного князя Святослава Ростиславича и просили милости у Юрия Долгорукого и его сына Мстислава. Если князь не смог отстоять независимость своего княжества, то как сборщик дани для себя и чужого князя он народу не нужен.

Посмотрите на эту картосхему внимательно. Новгород на Волхове сильно удален от великих русских городов. Из него в бассейн Волги в IX-XV веках можно было попасть только по рекам, преодолевая тяжелые волоки. А вот такие города, как Владимир, Суздаль, Ростов, Переяславль, Углич, Ярославль, Кострома, устье Мологи и Шексны были соединены сухопутными дорогами. Ни в одной из летописей о передвижении князей или войск из ростово-суздальско-владимирской земли в Новгород и из Новгорода не говорится о плавании по рекам. А это по меньшей мере странно. Вот из Холмогор в Москву в XVI веке посланники Английской королевы добирались так: до Вологды на кораблях, а от Вологды на санях. Это засвидетельствовано в письменных источниках. Так где же был Великий Новгород?

 

Город Тверь. Так его изобразил Адам Олеарий, посетивший Россию пр царе Михаиле Романове в первой половине XVII века. Обратите внимание, посад расположен на одном берегу Волги, а кремль на другом. Стены кремля деревянные. Город Тверь тогда находился близ западной границы русских земель.

Первый русский князь Рюрик считается новгородцем. Следовательно, из Новгорода вышла княжеская династия. Новгородскими князьями именовались Владимир Святой, Ярослав Великий, Ярослав Всеволодович, Александр Невский и другте вплоть до Ивана Грозного, его сына Федора. До XVI века великие московские князья сохраняли в своем титуле слова "великий князь Новгородский и Владимирский". Например, Иван Грозный с гордостью считал, что он продолжает род Рюриковичей. Пресеклась эта династия в так называемую Великую Смуту в начале XVII века, на смену ей пришла династия Романовых.

Новгородский архиепископ занимал совершенно особое положение в русской церковной иерархии. Например, до середины XVI века только он имел право носить белый клобук - головной убор, который до сих пор носят русские патриархи. На протяжении всей русской истории до начала XVII века исторический, летописный Великий Новгород прочно занимал положение старой русской столицы. Летописный Великий Новгород - это знаменитый центр торговли Руси, как внутренней, так и внешней, крупный речной порт. Именно через Великий Новгород Русь торговала с Западной Европой. Великий Новгород находился на перекрестке главных торговых путей.

Имеется несколько исторических фактов, которые противоречат версии о том, что Великий Новгород находился на озере Ильмень. Так, из летописей мы знаем, что Великий Новгород и Москву соединяла "Великая Дорога". Но между Москвой и Новгородом на Ильмене дорога появилась не ранее XIX века, в этом месте сплошные болота и расстояние немалое.

В 1259 году братья Васильковичи принимали и чествовали в Ростове Александра Невского, останавливавшегося там проездом из Новгорода во Владимир. Непонятно, зачем было делать такой крюк. В то время дорог с Ильменя в Ростов не было, добраться можно было только водным путем, преодолевая порожистые реки и волоки.

В 1434 году великий князь Василий Васильевич был разбит под Ростовом князем Юрием, после чего убежал в Великий Новгород, а оттуда - в Кострому и в Нижний Новгород. Вот уж странно, - бежать в Нижний Новгород через Ильмень озеро... С головой у него не все хорошо было.

Через некоторое время, в том же году, князь Василий Косой Юрьевич пошел из Москвы к Новгороду Великому и оттуда к Костроме и сбирал войско. В Кострому из Москвы через Ильмень озеро - не ближний путь.

Известно, что Великий Новгород был союзником Ганзы, он вел международную торговлю. Заморские товары затем отправлялись в русские города, в том числе и в Москву. Возникает вопрос. Из каких же мест отправлял Новгород немецкие товары в Москву? Оказывается, основной торг на Руси тогда шел в устье реки Мологи. Историк XVII века, диакон Тимофей Каменевич-Рвовский в сочинении "О древностях Российских" писал: "На устье славной Мологи реки древле были торги великие, даже и до дней грозного господаря Василия Васильевича Темного... Приезжали торговать купцы многих государств немецких и польских и литовских и грецких и римских - глагалют же и персидских и иных земель". Оказывается в устье Мологи собиралось столько судов, что люди переходили через устье и даже через Волгу без моста, просто переходя с корабля на корабль. Торги происходили на Моложском лугу "великом и прекрасном иже имат воокруг свой семь верст. Сребра же того пошлинного пудового по сто восемьдесят пудов... и больше собираху в казну великого князя". С Мологской ярмарки товары направлялись непосредственно в Москву и другие русские города.
Как сообщает далее диакон Тимофей, впоследствии "Моложский превеликий и первый старый торг разно разыдеся", то есть разделился на несколько более мелких торгов. Из него произошла и ярмарка в Тихвине, то есть в окрестностях современного Новгорода на Волхове, которая, как мы видим, являлась всего лишь одним из осколков старого крупнейшего торга на Руси.
Можно предположить, что в окрестностях Мологской ярмарки был крупный город. Этим городом вполне мог быть исторический Великий Новгород. Сомневаюсь в том, что это был Ярославль. Во-первых, далековато он от реки Мологи, во-вторых, Ярославль в летописях часто упоминается одновременно с Великим Новгородом.

Город Тверь сегодня. Когда-то тверские князья оспаривали у князей московских право на великое княжение на Руси, но проиграли в этой борьбе раньше, чем Великий Новгород.

 

Современная Тверь. Вид с Волги. Заметьте, кремля-то нет в Твери на том месте, где его рисовал Олеарий.

Город Торжок.Так его изобразил Адам Олеарий. Название города говорит о той роли, которую он играл в истории России.

Торжок – древний город на берегах реки Тверцы, находится на отрогах Валдайской возвышенности к западу от Твери. Город с более чем тысячелетней историей, это славянское поселение появилось на рубеже IX-Х веков. Впервые Торжок упоминается в Новгородских летописях под 1139 годом в связи с захватом его суздальским князем Юрием Долгоруким. Торжок - один из интереснейших в историческом отношении русских городов - может быть отнесен к числу тех, что закладывали фундамент государства.

Не следует забывать то, что скандинавы, торговавшие с Русью, называли город, с которым они имели дело, Хольмгардом. Это название сразу вызывает в памяти широко известное место Холмогоры около Архангельска. В старых источниках говорят не об Архангельске, а именно о Холмогорах. Таким образом, Холмогоры - это старый порт на Белом море, являвшийся началом известного средневекового Северо-Двинского пути. Он сохранял свое торговое значение вплоть до основания Петербурга. Северо-Двинский речной путь из Белого моря во Владимиро-Суздальскую и Московскую Русь шел через Холмогоры, затем по Северной Двине до Великого Устюга, далее в Вологду и затем выходил к Волге по Шексне, которую тогда называли Шехонью (отсюда название города Пошехонье). Тут в устье Шехони и Мологи и был великий торг - Мологская ярмарка. Для скандинавов торговля с Русью связывалась именно с Холмогорами. А из Балтики товары везли по Неве, затем по Ладожской озеру, из которого по реке Свири попадали в озеро Онежское из него реками и волоком через Белое озеро плыли дальше по Шехони. Заезжать на Ильмень не имело смысла. А вот если добираться из Прибалтики, то можно добираться через Псков и Новгород на Ильмене, а можно по Западной Двине и волоками в Волгу или в Днепр. В общем, Новгород на Ильмене оказывается в стороне от главных путей на Волгу и из моря Балтийского, и из моря Белого.

На этой карте хорошо видно, что из Новгорода на Ильмене на Волгу можно было попасть либо по реке Мста через Вышний Волочек и далее в реку Тверицу, по которой через старинный город Торжок можно было добраться до Твери.

Кроме того, из Мсты можно волоками перебраться в реку Мологу, а по Мологе после долгого петляния по этой реке можно прийти в Волгу близ устья Шексны.

К Вышнему Волочку близко подходят истоки реки Медведицы, впадающей в Волгу немного выше города Углича.

Надо полагать, что Тверь и Тверские князья контролировали Вышний Волочек и Торжок. Именно этими пунктами "кормилась" и богатела Тверь. За обладание этими пунктами шла постоянная борьба между русскими князьями.

Фоменко и Носовский считают, что скандинавские источники называли Великий Новгород страной городов, - то есть считали его не одним конкретным городом, а совокупностью городов. Русские источники также говорят о независимых концах Новгорода, которые иногда даже воевали между собой. Эти концы были независимы друг от друга, каждый имел своего главу, свою печать. Каждый "конец" владел определенными областями в Новгородской земле. И вся Новгородская земля была поделена между ними. Причем к Новгородским грамотам привешивалось сразу несколько печатей - от каждого конца своя печать. Например, на одной из древнейших Новгородских грамот имеется восемь печатей. При решении важных вопросов представители новгородских концов сходились на одном из веч. Веч было по крайней мере два. "На Ярославле дворе", как писалось в грамотах, было одно вече и было еще одно - "Софийское вече". Основным считалось вече на Ярославле дворе. По-видимому, представители городов всей велико-княжеской области сходились в Ярославле и оттуда давали грамоты от "Господина Великого Новгорода, на Ярославле дворе".

А.М. Васнецов. Новгородское вече. Художник изобразил купола в форме шлемов. Почему?

Но где находилось Софийское вече, непонятно. В Вологде, например, до сих пор сохранился грандиозный Софийский собор. Однако построен он был только в XVI веке. А может быть, раньше?

С летописным Великим Новгородом связавается знаменитая русская икона "Знамение Пресвятыя Богородицы в Новеграде". Этот образ очень характерен: богородица изображена по пояс с двумя поднятыми руками. На груди у нее круг, в котором находится младенец Христос, причем также с поднятыми руками. Расположение фигур Богородицы и Христа резко отличается от всех других икон.

Но оказывается, существует и другой, менее известный вариант этой иконы, отличающийся только тем, что Богородица изображена здесь в полный рост. Это - Ярославская икона, называемая сегодня "Богоматерь Великая Панагия". Название это на самой иконе отсутствует и придумано, по-видимому, позднее, поскольку в церковных источниках такого названия тоже нет. А может, это та же Велико-Новгородская икона "Знамение", чтимая на Руси и имеющая свой праздник? Известная историческая Велико-Новгородская школа живописи очень близка к Московской. В то же время, Псковская школа иконописи сильно отличается от Московской и Велико-Новгородской. В волховском Новгороде роспись на стенах его старых храмов выполнена в духе Псковской, а не Велико-Новгородско-Московской школы. Волховский Новгород тяготел к Пскову, а Великий Новгород - к Владимирско-Суздальско-Ярославской. Скорее всего, летописный Великий Новгород и современный город Новгород на Волхове - это совершенно разные города, значительно удаленные друг от друга.

История Новгорода на Ильмене не выигрывает, а, напротив, только проигрывает от того, что ее отождествляют с историей Великого Новгорода. Думаю, что история этого города и без приписки очень интересна. Этот город больше был связан не с Ростовом, Суздалем и Владимиром, а с Псковом и Юрьевом. Через Новгород Ильменский Прибалтика взаимодействовала с Северной и Северо-Восточной Русью. А новгородов в Восточной Европе было много, так что запутаться среди них по упоминаниям в летописях очень легко. Но раскопанные под руководством академика Янина в Новгороде Ильменском многослойные мостовые, несомненно, говорят о древности этого города.

Хочу заметить, что многие древние города на Руси расположены на берегах озер, это: Переяславль на оз. Плещеевом, Ростов - на оз. Неро, Галич Мерский - на оз. Галичском, Белозеро - на оз. Белом, Чухлома - на оз Чухлома, Каргополь - на оз. Лача.

Новгород на Ильмене. Да, не Владимир это и даже не Ростов. В средние века этот город был сравним разве что с Устьем Кубенским или Каргополем. Через него Ливония торговала с Тверью, Угличем и Москвой.

Купола на новгородских храмах имеют форму луковиц, а не шлемов.

 

Устье Кубенское. Обратите внимание на дома, построенные в типично русском стиле. Обратите внимание на двойные купола храма: снизу в форме шлема, а над ним надстроены маленькие в форме луковиц.

 

Глушицкий храм расположен на территории Бохтюжского княжества в селе Архангельское. И здесь мы видим соединенные два типа куполов - шлемовидных и грушеобразных.

Хочу обратить внимание на еще одно озеро - Кубенское, в бассейне которого находилось Бохтюгское княжество, упоминаемое в летописях.

Известно, что в бассейне рек Бохтюга и Глушица в XIV — первой половине XV века располагалось Бохтюжское княжество. Владели им потомки Константина Всеволодовича, внука Юрия Долгорукого. Андрей стал в 1330-60 гг. первым удельным Бохтюжским князем. Надо полагать, что в более древние времена Бохтюжское княжество было самостоятельным и входило в состав Северной Новгородской Руси наряду с Белозерским.

Земли Бохтюжского княжества непосредственно примыкали, а может быть, и занимали территорию современного города Сокол. Некоторые историки считают, что центр этого княжества находился в селе Архангельское. В настоящее время это село находится близ городка Сокол. Сокол сегодня - это районный центр в Вологодской области. Старинное купеческое село Архангельское прежде было знаменито, многолюдно и богато на храмы. Их и сегодня в селе два: Храм Святого Духа и огромный красивый Михайло-Архангельский собор, величию которого может позавидовать иной город. Он построен еще в XV веке. Раньше прихожан только Михайло-Архангельской церкви было несколько тысяч.

В 15 верстах от Никольской пустыни святой Дмитрий выбрал подходящее место на р. Глушице, левом притоке р. Сухоны и поставил там крест, и небольшую келью. Через некоторое время к Дмитрию пришел некий старец, а затем и другие монахи, с которыми святой поделился замыслом основать киновию. Помощь Дмитрию оказал святой князь Димитрий Васильевич Заозерский, владевший землями вдоль берега Кубенского оз. и в бассейне р. Кубены. По просьбе святого он даровал братии землю для основания на ней обители, а также прислал «делателей», которые выкорчевали деревья, и на этом месте вскоре были возведены кельи. В 1402 г. Ростовский епископ Григорий благословил основание на Глушице монастыря. В 1412 г. в нем было завершено строительство новой, большой Покровской церкви.

Согласно Житию, к Дмитрию Глушицкому обратился бохтюжский князь Юрий Иванович с предложением любого «имениа на потребу». Бохтюжское княжество существовало и в XV в., располагалось по притокам Сухоны Бохтюге и Глушице. Князь Юрий Иванович происходил из рода ростовских князей и, вероятно, умер в моровое поветрие 1426-1427 гг. Он часто посещал святого и заповедал своим сыновьям заботиться о монастыре. По жалованной грамоте князя Юрия Ивановича Покровскому монастырю обитель была освобождена от всех податей и повинностей в пользу князя и приобрела право суда в своих владениях (кроме случаев убийства).

Село Архангельское ныне Сокольского р-на в середине XIX в. еще сохраняло два названия: официальное "Архангельское" и неофициальное, разговорное – "Бохтюга". Неофициальное название дано по р. Бохтюга. Этот же гидроним лег в основу наименования Бохтюгского княжества, располагавшегося в XIII–XIV вв. на южном побережье оз. Кубенского. Возможно, центром его было с. Архангельское. Во второй половине XIX–XX в. неофициальное название утратилось. Официальное же название селу дано по названию церкви.

 

Происхождение названий здешних поселений толкуется по-разному. Реки Бохтюга (вепсское) - "пенистая", Рабанга (вепсское) - "илистая", Литега - "песчаная", Пельшма - "рябиновая", Морженга - "ягодная". Название реки Кубена, возможно, произошло из древнего индоевропейского и переводится "хорошая, прекрасная". Тотьма на языке коми означает "болото, сырое место, заросшее кустарником". Название Вологды произошло от вепсского "белая", а с финского переводится как "масляная" река. Деревня Лендобово в XV веке именовалась Лендобой, где "ленд" в переводе с саамского означает "глухой лес", а "бой" - "маленькая река, ручей". Имя известной нам деревни Шитробово - слово саамское - "зимняя деревня, место торговли пушниной" .

 

Река Бохтюга в верховьях. Где-то здесь начинался волок в бассейн реки Ваги. А по Ваге можно было спуститься до Северной Двины и попасть в северную столицу Холмогоры (Холмгард).

Думаю, что историки обратили недостаточно внимания на верховья реки Сухоны. Первоначальное освоение Верхнего Посухонья человеком относится к глубокой древности. В месте слияния рек Вологды, Сухоны, Лежи известно крупное финно-угорское поселение эпохи неолита - Векса (открыто Н.В. Гуслистовым в 1980 г., исследовалось И.Ф. Никитинским, B.C. Патрушевым, Ю.С. Васильевым). Это поселение занимало очень удобное положение: отсюда можно было контролировать развязку всех водных артерий региона. Ученые считают Вексу предшественницей Вологды.

Датой основания города Вологды считается 1147 год. Но неоднократно проводившиеся археологические раскопки свидетельствуют об отсутствии в Вологде слоев XII века. В государственных актах Вологда упоминается с 1264 года. Этим годом датируется древнейшая из известных договорных грамот Великого Новгорода с тверским великим князем Ярославом Ярославичем. Волость Вологда называется в перечне других окраинных владений Новгорода.

Так Нижний Новгород изобразил Адам Олеарий. Посмотрите, какой большой город, как много в нем было уже тогда храмов. Крепостные стены и башни сделаны из кирпича.

С Нижним Новгородом по величине и по количеству храмов могут сравниться разве что Ярославль и Владимир.

Считаю, что Великий Новгород следует искать выше Нижнего по течению Волги.

Наиболее подходящее место для Верхнего Новгорода - это слияние Волги, Мологи и Шексны. К сожалению, места эти сегодня находятся на дне Рыбинского водохранилища.

Великий Новгород покорили и варварски физически разрушили Иван III и Иван IV (Грозный), а Романовы постарались стереть его и из истории.

Так что ищите Великий Новгород и обрящите, как говорили наши далекие предки.

А Господин Великий Новгород, вероятно, был государством со столицей в Верхнем Новгороде, и контролировало оно земли Северной Руси от Белого моря до Волги - то есть бассейны рек: Онеги, Ваги, Северной Двины, Сухоны, Шексны и Мологи.

Княжеская власть в Северо-Восточной Европе шла с севера на юг, с Белого моря до Новгорода, Владимира и Киева. Там она встретилась с властью церковной, двигавшейся из Византии. Христианизация Руси началась почти сразу, как только русские князья завладели Киевом. Так что Киев - это первичный центр церковной власти на Руси, а Новгород - первичный центр княжеской власти. Непросто князья и архиереи делили власть на Руси: соперничество длилось несколько столетий. Только Алексей Михайлович смог взять верх над духовными иерархами, а Петр I окончательно подмял церковь, доведя ее до статуса министерства. Еще более ощутимый удар по церкви нанесла Екатерина II. Большевики попытались вообще устранить церковь из государства, но ничего хорошего из этого не получилось, так как всякая система состоит из противоположностей, и эти противоположности должны находиться в состоянии подвижного равновесия. Если нарушается равновесие, то неизбежно погибает система.


При написании этой статьи мной использованы следующие источники информации:

 

Авдеев А.Г. О времени и месте основания Галича // Библиотека «РусАрх»: 2009. Электронный адрес: http://www.albrat.ru

Елена Сергеевна Галкина. Тайны Русского каганата // Электронная библиотека: ModernLib.Ru ГДЕ БЫЛ ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД?

Альтернативная история. Сайт по адресу: http://alternathistory.org.ua/

Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-восточной Руси в X–XIV вв. // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. Интернет ресурс по адресу: http://www.rusarch.ru/kuchkin.htm

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю. Книга 2. М.: Олимп, 2001. 621 с.

Олег Давыдов. Места силы. Пятьдесят третье и четвертое – Кушта и Сямжена. Статья в интернет: http://peremeny.ru

Сергей ШОКАРЕВ. Русские княжества в XIV – XV столетиях. К оценке москвоцентрической концепции
отечественной истории. Материал из сети интернет.

Ключевский Василий Осипович. Русская история. Полный курс лекций. Лекция двадцатая // Устьшехонский монастырь. Адрес доступа: http://www.ferapontovo.ru/

Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. Сайт: Древняя Русь глазами иностранцев. http://www.booksite.ru/enciklopedia/album/2.htm

Город Торжок, карта Торжка и района // Информационный портал города Бежецк.Статья в интернет: http://bezh-citi.ru/torzhok.html

Блог свободного фотографа - Холмогоры - Матигоры. http://daiwer.livejournal.com/472491.html

Фотографии Холмогор и Матигор взяты с сайта по адресу: http://images.esosedi.ru/panoramio/html

Часть фотографий взята на сайте по адресу: http://s514.photobucket.com/albums/

Живой Журнал: http://seredina77.livejournal.com/21569.html

Многие фотографии взяты на сайте по адресу: http://images.yandex.ru/

Всем авторам фотографий, карт и схем приношу свою благодарность.


Русь беломорская