Чему же учит наша жизнь?
Тому, что всё на свете – тленно.
Пока ты жив – крепись, борись,
Одно на свете неизменно:
Когда ты полон сил, здоров и молод,
Тебе раскрыта даль, всё трын-трава;
Но с каждым годом – крепче сердца холод,
Умнеет и седеет голова...
Виктор Вага
Чудь заволочская
А. В. Галанин © 2013
Вага и Кокшеньга (княжество Бохтюжское)
Главным постулатом в древней российской истории являются две волны новгородской колонизации Заволочья, в результате которых русские освоили Север. Начало колонизации относится к периоду призвании варягов в 862 г. и княжения потомков Рюрика в Ладоге, Белозере и Полоцке. Считается, что в IX–X вв. новгородцы заняли территории по реке Сухоне и ее притокам. Потом у них появились "конкуренты" из Ростово-Суздальского княжества, которые также захотели присоединить северные территории. Ростово-Суздальское княжество подчинило себе Великий Устюг и Белоозеро. В это время к югу от бассейна реки Ваги установилась якобы "чересполосица" уделов, принадлежавших Новгороду и Ростову.
Новгородцы же, когда Белозеро и Сухону захватили ростово-суздальцы, якобы начали колонизацию земель, заселенных чудью, продвигаясь не вниз по Сухоне, а идя от Белого моря вниз по Сухоне, затем на Вагу, то есть с севера на юг (! невероятная версия). Сначала новгородцы с левобережья Онежского озера вышли к реке Онеге через озера Волоцкое и Кен-озеро. Выйдя на реку Онегу, они далее продвигались двумя направлениями: 1 – на север – по Онеге к Белому морю; 2 – по реке Емце в нижнее течение Северной Двины и 3 – на юг по реке Моше в бассейн реки Ваги. Так, якобы, зародились две географические области – Поморье и Поважье. Если путь по Онеге к Белому морю был относительно свободен, то на юг в бассейн Ваги приходилось преодолевать серьезные препятствия. А.Н. Насонов считал, что Заволочьем в те времена называли только бассейн Ваги, так как побережье Белого моря, нижнее течение Северной Двины и Емцы, Пинега, Мезень уже тогда назывались Поморьем.
С Онеги на Вагу новгородские ушкуйники проникали по реке Моше до самых ее верховьев, из нее волоком прошли к реке Пуе, а по ней – к Ваге. Был и второй путь на Вагу – с Моши на реку Подюгу и далее на реку Вель. Третий – из бассейна реки Волошки (это более южный, чем Моша, приток Онеги) к речке Вохтолице, берущей начало у Вели, и далее по этой реке уже к Ваге. Кстати, этот третий путь по очертанию маршрута полностью совпадает со старой каргопольской дорогой, которой позже пользовались столетиями. Считается, что колонизация Важского бассейна новгородцами продвигалась с севера на юг в сторону Шенкурска, Вельска, Устьян, Верховажья и Тарноги. В IX–XI веках в Новгороде различали два региона – Поморье и Поважье (Заволочье).
За историческую аксиому принимается также утверждение, что Великий Новгород был обществом относительно свободных людей, этакой "демократической республикой" со своим "парламентом" (вече) и наемной временной "исполнительной властью" – князь "приглашался" на временное правление, его кандидатура обсуждалась и одобрялась на вече, с ним заключался договор на определенный срок и с оговоренными полномочиями. В IX–X веках Великий Новгород являлся одним из богатейших государств Европы. Это благополучие и процветание обеспечивалось за счет эксплуатации территорий на севере и на востоке (в Поморье и Поважье), где проживали угро-финские племена. С этих владений новгородцы собирали дань.
Историки определили четыре формы колонизации Русского Севера Великим Новгородом: военную, феодальную, церковную и крестьянскую. Сначала в Важский край по рекам на своих легких ладьях проникали военные отряды новгородцев – ушкуйники. В их задачу входило сломить сопротивление местных аборигенов и основать на этой земле свои опорные пункты – погосты. Вслед за воинами-ушкуйниками приходили купцы, затем феодалы, скупавшие землю. Новгородцев интересовали богатые пушниной промысловые угодья, сбор дани и богатая добыча с покоренного чудского населения. Все это в конце концов освящалось благородной целью православного миссионерства, стремлением донести до диких племен божественный свет христианства.
Наконец, на новые территории устремлялись крестьяне-переселенцы, не имевшие возможности выжить у себя на родине из-за малой площади обрабатываемых земель. Приходили в Заволочье и беглые люди, по каким-то причинам вынужденные бежать из Новгорода и ростово-суздальского княжества.
Киевская Русь в IX в. и ее окружение. Карта с сайта: http://venedia.ru/news/news/it…
Судя по этой карте, власть киевского князя в то время еще не проникала в Заволочье, а восточные славяне славянами не являлись. Кривичи, полочане, дреговичи, голядь – это балты, а не славяне. Весь, меря, мурома – угрофинны.
Большинство историков утверждают, что колонизация новгородцами Заволочья проходила "мирно" и "бескровно", что местные чудские племена не оказывали серьезного вооруженного сопротивления и быстро адаптировались к новой жизни, новой вере, новым реалиям, а через 300-400 лет окончательно ассимилировались и растворились, утратив свою самостоятельность. Но П.С. Воронов выдвинул версию о жестокой борьбе заволочских аборигенов с новгородцами. Рассказывая о важских городищах, он писал о жестокой брани чуди с новгородцами, продолжавшейся с 862 по 1051 гг. В пользу версии П.С. Воронова говорит то, что даже в середине XIV в. новгородские купцы и бояре покупали у "чудских князьков" земли. Странно, что спустя 300–400 лет с начала колонизации новгородцами Заволочья здесь все еще существовали угро-финские "князьки". Это может означать одно – не все так гладко проходило в первый этап новогордской колонизации, не сдавались безропотно аборигены на милость новгородских завоевателей, иначе не было бы к XIV в. в Заволочье никаких местных "князьков" и не пришлось бы новгородцам у них что-то покупать.
Булгарское государство в IX – начале XIII вв. согласно Булгарской летописи Гази-Барадж Тарихты (с изменениями).
|
Сравнивая карты Киевской Руси и Великой Булгарии, существовавших в одно время, невольно удивляешся, насколько велики расхождения. Кому же верить? Оказывается, на землях вепсов и мери в то время существовала булгарская губерния, которая называлась Шуд, вся ростово-суздальско-владимирская земля тоже была не частью Киевской Руси, а частью Булгарии. Нижний Новгород тогда уже существовал, он был основан, оказывается, в 922 г., но назывался тогда Джун-Кала и принадлежал Булгарии. Русские только в 1220 г. выстроили на его месте крепость – Нижний Новгород. В 1221–1225 гг. этот город опять находился под властью Булгарии, в 1226–1237 гг. входил в составе Суздальской земли, в 1237–1262 гг. вновь подчиняется Булгарии, а в 1262 году его захватили суздальцы, но в 1237–1445 гг. он опять входит в состав сначала Булгарии потом Золотой Орды, и только осенью 1445 г. окончательно захватывается русскими. Ростов Великий в составе Булгарии назывался Джир, Муром тогда назывался Кан. Кострома, Галич Мерский, Вологда, Великий Устюг, Колин (Вятка) тоже входили тогда в состав Булгарской империи.
Весь бассейн Печоры, а также бассейны Вычегды, Сухоны и Юга входили в состав Булгарии. Бассейны Оби, Иртыша, Таза и низовьев Енисея являлись тоже частями Булгарии. Оказывается, Булгария тогда была огромной империей с территориальной структурой из 14 провинций. На территории этой империи располагалось большое количество городов, многие из них существуют и сегодня, хотя и поменяли свои названия.
А где же в это время находилась Киевская Русь? А она была к западу от реки Дон, в верховьях Оки и в истоках Волги, занимала часть бассейна Днепра.
Джир – булгарская верхневолжская губерния – позднее была включена в состав Киевской Руси и получила название "Ростовская земля". В Булгарии новгородцев тогда называли галиджийцами, а их страну - Галидж, и столицей ее вначале был город Ладога, а затем Новгород Великий. А вот теперешний Галич Мерский в Булгарии назывался Балык.
Новгородцы (Галиджийцы) в 1111 г. отняли у Булгарии Северный Шуд, расположенный между Белым озером и Сухоной и бассейн Сухоны.
Историки не верят булгарской летописи на том основании, что изложенное в ней не всегда совпадает с изложенным в русских летописях. Но ведь по той же причине можно не верить и русским летописям. Думаю, что истина, как всегда, посередине. Остается вопрос: а что же было в это время в Беломорье – в бассейнах Онеги, Северной Двины и Мезени? |
Страна Вага
Историки утверждают, что в XII–XIII вв. новгородцам пришлось якобы "поделиться" с ростово-суздальцами, которые также проникали на Вагу, землями в Заволочье. Но, судя по данным булгарской летописи Гази-Барадж Тарихты, Ростов и Суздаль, входящие тогда в состав Булгарии, владели этими землями в Заволочье еще с IX в. Хотя отношения между Новгородом и Ростовом были весьма натянутыми и напряженными, прямых конфликтов между княжествами на важских землях до поры до времени не возникало. Первая официальная власть в Важском крае появилась в XI в. и была она не светской, а церковной. Так утверждает в своей работе "Исторические сведения о Кокшеньге" М.Н. Мясников. Тогда вместо названия "Заволочье" появилось первое название области –"Вага", или "страна Вага". Судя по Грамоте Святослава Ольговича, в середине XII в. церковный владыка еще имел серьезное влияние в стране Ваге. Совершенно определенно можно утверждать, что "костяк" страны Ваги в XI–-XII вв. составляли земли современных Шенкурского, Вельского, Верховажского, Устьянского и Коношского районов, так как в документах указываются ключевые погосты и реки, находящиеся на их территории. И в дальнейшем, при всех последующих административных преобразованиях, эти первоначальные "опорные пункты" составляли остов Важского края. Это погосты Вель (Вельск), Вага (Шенкурск), Кокшеньга, Валдит (Валдеево), мелкие населенные пункты по Пуе, Кулою, Волошке, Устье, Пежме, Подюге.
В VIII–IX вв. ильменские словене и кривичи создали протогосударство в районе Валдайской возвышенности в истоках Волги и вокруг оз. Ильмень, которое булгарские летописи называют Галиджия. Земледельческие племена мери и муромы создали другое протогосударство в районе среднего течения Волги в междуречье Волги и Оки со столицей на берегу озера Неро (город Ростов Великий). В других местах этого края возникли города Суздаль и Муром. Вскоре на Верхней Волге с ее притоками возникло обширное Ростово-Суздальское княжество, которое впало в зависимость от Булгарии и вошло в ее состав на правах провинции (княжества). Оно быстро росло в экономическом и политическом отношении. Именно в нем происходила консолидация разных фино-угорских племен и закладывались основы великорусской народности. Во второй четверти XII в. Ростово-Суздальское княжество под руководством сына Владимира Мономаха Юрия Владимировича (1125–1157), посаженного отцом «в удел» в Суздале, объявило себя независимым от Киева. Вероятно, оно вновь подпало под юрисдикцию Буларской империи. В этот период его княжения на реке Клязьме был выстроена новая столица – город Владимир, а на Москве-реке возведена деревянная крепость, которой в будущем суждено было стать столицей Российской империи. Следовательно, исток Владимиро-Суздальско-Ростовской земли как государства следует искать не в Киевской Руси (Галиджии), а в Булгарии.
Юрий Владимирович проложил ростово-суздальцам путь в Заволочье, подчинил Белозеро и реку Сухону от истока до слияния с рекой Югом. По-видимому, тогда появились первые русские люди в Кокшеньге и на реке Устье. Ростово-Суздальцы тогда еще не строили здесь своих сел, а пользовались имеющимися погостами. В XII в. в этой части Заволочья не было построено и ни одного новгородского погоста. Кокшеньга и Устья уже тогда были ростовскими.
До начала XII в. между Великим Новгородом и ростово-суздальскими князьями серьезных споров из-за Заволочья не возникало, так как новгородцы опасались спорить с Булгарией, но позже, когда Булгария начала слабеть и разваливаться на свои провинции, между ростово-суздальскими «низовскими» князьями и Великим Новгородом (Галиджией) из-за Заволочья начались военные столкновения. Первой была битва в 1135 г. при Жданой горе, находящейся в 25 верстах от Переславля Залесского. Новгородцы тогда потерпели поражение.
Вторично ростовцы и новгородцы (галиджийцы) воевали в 1149 г., когда новгородские данщики шли из Заволочья «в мале». Конфликты возникали и позднее. Обозначая в Заволочье сферы своего влияния, новгородцы и «низовцы» делили между собой чудскую дань, но земли, леса, реки и озера оставались при этом собственностью аборигенов. Чудь заволочская считались свободными людьми, обязанными лишь платить дань тому или иному князю.
Светская власть появилась в стране Ваге, вероятно, около 1315 г. в форме посаднического правления. Посадники – это новгородские граждане (не обязательно знатного происхождения), имеющие право голоса на вече и готовые в любой момент встать в ряды новгородского войска. Только с этого времени, по-моему, можно считать Вагу частью новгородской республики.
Бассейн Северной Двины. Картосхема Сафронова А.В. с сайта: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Severnaya_Dvina.svg?uselang=ru
|
Среднемесячные расходы воды (куб.м/сек.) в реке Ваге в районе г. Шенкурска за период с 1914 по 1975 гг. Схема с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Замерзает Вага в середине ноября, вскрывается в конце апреля. В истоки Ваги волоками легко придти по Кубене из Кубенского озера, а также волоками из левых притоков реки Сухоны. Реки Юг, Сухона, Кубена и Вага всегда контролировались и осваивались ростово-суздальцами, а не новгородцами. Резкий рост количества поселений в этих местах зафиксирован в XI–XIII вв.
Готский монах Йордан упоминал этносы чудь, мерю и мордву около 550 г.
|
На реке Шексне в Х в. известны два крупных поселения – Белоозеро и Крутик в 30 км к югу от Белозера. Оба селения возникли как торгово-ремесленные поселения и являлись в то же время центрами контроля и обслуживания важных водных путей. В древнейших культурных слоях Белоозера обнаружены основания бревенчатых домов, деревянные мостовые улиц. Селения были окружены частоколом – традиционным финно-угорским типом изгороди. При раскопках встречено очень много стеклянных бус, серебряных монет, фибул, замков, бронзовых рукоятей огнив со стилизованым орнаментом из Прикамья, фризские гребни, византийские стеклянные браслеты, булгарская керамика и причерноморские амфоры, прибалтийский янтарь и даже грецкие орехи.
Селение Крутик представляло собой древневепсовский торгово-ремесленный центр, прекративший свое существование уже в первой трети Х в. На поселении не встречено находок, относившихся к земледелию, но обнаружены горны, тигли, литейные формочки, инструменты кузнецов и их продукция, изделия из рога и кости, стеклянные и каменные бусы, украшения скандинавского, прибалтийско-финского и восточного происхождения, булгарская керамика, арабские монеты, чашки и гирьки от весов. О большом значении охоты в жизни здешних людей рассказывают наконечники дротиков и стрел, манки, а также амулеты: подвески из рога, изображающие бобра, клыки медведя и куницы с отверстиями. Из костного материала две трети принадлежало диким животным, из которых наибольшая часть принадлежала бобру.
Судя по этим археологическим находкам, совсем не дикими были жители бассейнов Шексны, Белозера и Сухоны в IX–X вв. Что-то неверное есть в нашей официальной истории, не все сходится с археологическими и этнографическими фактами, с летописями булгар и арабов. Не знаю, входили или нет эти земли и эти народы в состав Биармии, но то, что они с Биармией были тесно связаны, у меня не вызывает сомнений. Может быть, тогда на этой огромной территории Заволочья существовало несколько протогосударств, которые затем и были объединены варягами русами с Белого моря в единое государство. А началось это объединение с появления в г. Ладоге и на Белозере князей варягов Рюрика, Синеуса и Трувора. Не случайно же легенды и летописи донесли до нас эти имена.
На реке Кокшенге. Фото с сайта: http://www.fototerra.ru/Russia/Vaga/Byaka5917-6994.html
|
Река Кокшеньга на большом отрезке своего пути до слияния течет паралельно Ваге. Фото с сайта: http://www.fototerra.ru/Russia/Vaga/Byaka5917-6994.html |
Я привожу многочисленные фотографии рек, озер и лесов Заволочья с единственной целью – показать масштабы пространств и богатств этой земли. Когда смотришь на эти реалии и читаешь "вирши" официальных историков о том, как новгородские ушкуйники якобы легко шастали по этим просторам, начинаешь невольно сомневаться. А можно ли за один летний сезон на ушкуях пройти путь из Новгорода на Ильмене до Шенкурска и вернуться обратно? А ведь идти приходилось и против течения, преодолевая пороги и перекаты. Да и заблудиться на этих замысловатых речных путях можно было запросто. А главное – не сотни, а тысячи километров надо было пройти за один сезон. Да и аборигены далеко не всегда были мирными, и не принимали ушкуйников как друзей. Нам давно уже пора отойти от сусальной версии своей истории, не идеализировать ее и не относится к нашему прошлому уничижительно.
Сосновый лес на Кокшенге. Фото с сайта: http://www.fototerra.ru/Russia/Vaga/Byaka5917-6994.html
|
Река Вага. Фото с сайта: http://www.fototerra.ru/Russia/Vaga/Byaka5917-6994.html |
Река Вага возле г. Шенкурска в начале ХХ в. Фото с сайта: http://photo.pervom.ru/display…
|
Шенкурск в начале ХХ в. Фото с сайта: http://photo.pervom.ru/display… |
Северо-Восточная Европа в Х в. Картосхема (с изменениями) с сайта: http://www.uhlib.ru/istorija/_russkaja_zemlja_i_obrazovanie_ territorii_drevnerusskogo_gosudarstva/p8.php
|
Историки утверждают, что нарастание территории Новгородской республики в Заволочье шло как бы окружным путем, не прямо на восток от Ладоги и Новгорода, а в направлении к Заонежью. Белоозеро было ростовским, Сухона тоже была ростовской. Получается, что Северная Двина и Вага осваивались с севера, а не с запада. Новгородцы совершали походы в Поонежье и Заонежье. А вот с реки Онеги на Северную Двину новгородцев не пускала емь, о чем имеются и письменные сведения о том, что некто Улеб «иде» на Железные ворота и «опять мало их прииде». В XI–XII вв. новгордцы с большими трудностями проникали в бассейн Северной Двины. Представить, что они с устья Емцы еще и на юг по Северной Двине в это время ходили, просто невозможно. А вот ростово-суздальцам было куда легче проникать на Северную Двину, чем новгородцам. Имеется масса волоков с левых притоков Шексны и Костромы в правые притоки Сухоны.
На этой карте отлично видно, как расширялась на север Ростово-Суздальская земля, давшая начало Великой России. П.С. Ефименко писал, что по народным преданиям, существующим в Шенкурском уезде, тамошние обитатели – чудь – отчаянно защищали свою землю от вторжений новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам. Услышав и узнав о пришествии новгородцев, туземцы во всяком возвышенном и удобном месте строили крепости, которые с остервенением защищали. Однако новгородцы были сильнее, и чудь вынуждена была уступать одно место за другим. При поражении некоторые из чуди бежали в леса, другие добровольно умерщвляли себя копьями и луками, иные со всем своим имуществом погребались живыми в глубоких рвах. Чудь, согласно преданиям, выкапывала ямы, ставила по углам столбики, делала над ними крыши, накладывала на крыши камни и землю, потом сходила в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибала.
Чудских крепостей в Шенкурском уезде весьма много. Один из чудских городков тогда стоял на высоком взгорье на речке Нюма, другой находится в Топецком приходе, на том самом месте, где ныне стоят церкви.
Село Борок также имело тогда свою крепость. (http://www.mosjour.ru/index.php?id=434) |
Существование чудских кладбищ доказывается высыпающимися из размываемых берегов реки человеческими костями. Живо в народе предание, будто все округлые холмы сделаны искусственно, что новгородцы и чудь вели перестрелку из огнестрельных орудий. Шенкурск до 1300 г. назывался Шеньге-Курье, от реки Шеньги, впадающей в Вагу возле города. Это было чудское городище (Арханг. губ. вед. 1846 г., № 14). На месте городища еще в начале XIX в. были видны земляные валы и тайные подземные выходы к Большому ручью и к Ваге (Описание Арханг. губ. Пошмана 1802 г.).
Филолог и краевед А. Угрюмов (2003) рассказывает об агротехнике местного земледелия, ремеслах, типах деревенских построек, одежде и пище крестьян, о том, как здесь варили пиво и играли свадьбы. Бассейн реки Кокшенги, расположенной на границе Архангельской и Вологодской областей, в Заволочье играл особую роль, это был центр страны Вагии. Кокшеньга течет на север и впадает в реку Устье – правый приток реки Ваги. "Столица" края – бывший Тарногский Городок, ныне поселок Кокшеньга. Здесь пролегали речные и сухопутные пути из Сухоны в Вагу.
Расположение погостов и городищ в районе Шенкурска. Карта с сайта: http://www.booksite.ru/fulltext/kok/she/nga/ugru/mov/index.htm
|
Д.В. Бубрих считал, что, владея западным и юго-западным входами в Заволочье, предки вепсов всегда ездили туда с промысловыми целями. Но там они встречались с представителями этноса мери, проникавшими на Сухону по рекам Костроме, Ветлуге и Югу из Ростово-Суздальского княжества. В Кокшеньге чудью белоглазой называли светловолосых и голубоглазых белозерских вепсов, а обладавших монголоидными чертами, черноволосых и темноглазых мерян называли «черной чудью».
Недалеко от истока кокшеньгской речки Илезы В.С. Буторин выпахал в поле клад: небольшие карманные весы, болгарские и арабские гирьки, железный наконечник копья, одиннадцать ножевых клинков и кусок застывшего воска. Находка, по мнению ученых, относится к дотатарскому, то есть к булгарскому периоду. Волжские булгары проникали сюда по реке Юг и, возможно, по реке Ветлуге.
В 921–922 гг. в городе Булгар побывал арабский ученый географ Ахмед ибн Фадлан. Он беседовал с царем Волжской Булгарии о его стране и соседях, записывая все услышанное. Из его записок известно, что к северу от Волжской Булгарии жили народы вису (весь) и юра (югра). До ближайших селений от Булгара до страны Вису было двадцать дней пути (сообщение Марвази), дальние же земли страны вису лежали на расстоянии трех месяцев санного пути (Ахмет ибн Фадлан). Булгарские купцы с Волги на север шли к чудскому городу Гледену (Великий Устюг), а дальше пересекали Заволочье от Северной Двины до озера Белого и озера Онежского. Кокшеньга была как раз на этом пути.
Булгары ездили в страну Вису преимущественно зимой, на санях, запряженных собаками. Обозы шли в сопровождении лыжников. Приезжие купцы раскладывали свои товары на открытой поляне, расположенной недалеко от вепского поселения, и удалялись на расстояние дневного перехода. «Чудины» в их отсутствие осматривали привезенный товар и возле каждого иноземного предмета клали шкуры белок, горностаев, бобров и других зверей и уходили. На следующий день приезжали купцы-булгары и, если они были удовлетворены условиями обмена, забирали шкурки зверей и иные изделия веси, оставляя свои товары хозяевам. Если же цена казалась им недостаточной, торг продолжался еще несколько дней. |
Осторожность аборигенов была вызвана опытом торговли с новгородскими (галиджийскими) купцами-разбойниками. Когда же вису убедились в лояльности булгар, торговля велась уже через толмачей, которые сопровождали торговые экспедиции. Места торговли становились постоянными, иноземцы строили в этих пунктах склады товаров, как было, например, в чудских городах Колмкaре (норвежцы называли его Гoльмгардом, русские – Хoлмогорами) и в Чердыни. Склады с товарами оставались без охраны на год и более, и ничего из них не пропадало.
Река Кокшеньга. Фото с сайта: dreampicture.ru
|
Дом типично финноугорского типа на Кокшенге. Фото с сайта: http://woodenlife.wordpress.co…
|
Места традиционной булгаро-вепской торговли позднее превратились в укрепления-городища. Это Ивасское городище в Верхнем Спасе, Ромашевское, Ваймежское и Новгородовское. Об Ивасском городище в прошлом веке ходила легенда, будто когда-то здесь жила чудь, которая стреляла из луков по снопам конопли, расставленным на поле русскими крестьянами, приняв эти снопы за подкрадывающихся врагов. В Ромашеве рассказывали, что чудь утонула в Синяковском озере, рядом с городищем. Следы Ваймежского городища уже еле заметны. Ваймеж в чудскую пору, вероятно, носил название Воймвесь, потому что жила в том месте весь, у которой была войм - власть над остальными чудскими родами в округе. Новгородовского городища теперь уже нет, его смыла река Кокшеньга, но именно на его остатках в начале XX века была найдена витая гривна и две шумящие подвески – чудские женские украшения. На территории Заволочья "бок о бок" друг с другом жили разные финские народы (этносы), и термином "чудь заволочская", скорее всего, тогда называли конгломерат многих финно-угорских племен: мери, веси, коми, саамов и югры. В Кокшеньге же, судя по топонимам и гидронимам, преобладали весь и меря.
Вот такие запруды из камней на малых реках делали русские и чудинские землепроходцы, чтобы поднять уровень воды в речке и так приспособить ее для продвижения своих судов. Фото с сайта: http://images.yandex.ru/yandsearch?text
|
Запруда из камней на р. Ильмеж возле оз. Воже. Фото с сайта: http://images.yandex.ru/yandsearch?text |
Начало земледелия в Кокшеньге А. Угрюмов относит к ХII–ХIII вв. Меря, пришедшая из земледельческой зоны, начинала заниматься земледелием много раньше, не бросая при этом охоту и рыболовство. Но то было примитивное земледелие. По-настоящему земледелием здесь занялись низовские русские поселенцы в XIII–XIV вв. Вся пригодная для земледелия земля числилась за деревенской общиной. Хозяйство же велось единоличное – за каждым крестьянским двором числился отдельный участок в поле, на сенокосном лугу – паволоке и в запольках. Полевая земля делилась между хозяйствами на полосы. Деревенская община не прибавляла пахотной земли вновь образовавшейся семье. Новая семья сама должна была расчистить и распахать новину в лесу, если пашни ей досталось мало.
Одному и тому же хозяйству полосы в поле нарезались не в одном месте, а в разных, так как почвенные условия на разных полях были разные. Между полосами пропахивались борозды, между участками, принадлежавшими разным хозяйствам, оставляли межи – узкие непаханые бровки. Периодически, раз в пять-шесть лет, полевая земля подвергалась переделу. Каждый раз передел земли волновал деревню, так как крестьяне боялись, что новый надел им достанется на участке поля с более плохой почвой. Участки при каждом дележе получали по жребию.
Первым православным храмом в Кокшеньге была церковь Преображения Всемилостивого Спаса, упоминание о которой относится к 1435 г. Чудские капища в Кокшеньге русские поселенцы не уничтожали, а «крестили» их. Следы такого «крещения» видны на Тиуновском камне-алтаре, где поверх чудских петроглифов высечены христианские кресты. Жители деревни Тиуновской до сих пор зовут этот камень Крестовым. Православные священники нередко объявляли, что на том или ином капище неожиданно появлялась икона. Такое место объявлялось священным – уже православным. На нем воздвигалась часовня, у которой раз в году проводились церковные праздники. «Святые» языческих времен родники также присваивались православной церковью, в таких местах часто возникали монастыри. Но приобщение чуди к христианству было делом непростым. Смена религии воспринималась чудью как нечто трагическое и вызывала сопротивление. Дело доходило до случаев коллективного самоубийства. Когда язычников стали заставлять отказаться от своих богов и принять христианство, они начали рыть обширные ямы, закрывали их накатом из толстых бревен на тонких подпорках, заползали в эти ямы под накат всей семьей. Отец семейства подрубал столбики, и вся семья погибала, задавленная бревнами и засыпанная землей.
В Важской области територия от Ваймуги и Емцы по Двине и по Ваге не хранит следов древнего славянского населения. Местные предания помнят о временах, когда тамошние обитатели, чудь, защищали свою землю от вторжения новгородцев. Местные князьки в качестве «старост» стояли во главе Шенкурского погоста еще в начале XIV в. Их имена: Азика, Харагинец, Ровда и Игнатец. Территория, подведомственная им, тянулась от Ваймуги на севере до «ростовских меж» на юге.
Владения Спасо-Каменного
и Глушицкого монастырей в Бохтюжской волости в XVII в. Картосхема с сайта: http://www.booksite.ru/fulltext/suda/kov/1_14.htm
|
В XIV в. владения бояр Своеземцевых на Кокшеньге и Кулое по своим размерам превышали многие западноевропейские герцогства. С.Ф. Томилов в книге «Север в далеком прошлом» подметил: «Владения Борецких в Беломорье, а Своеземцевых на Ваге были поистине необозримы». Сами Своеземцевы жили в Новгороде, лишь временами наезжая для ревизии в свои важские и кокшеньгские владения. Землями в их отсутствие управляли назначаемые ими приказчики, бирючи и кунщики, которые беспощадно взыскивали с «челяди дерноватой» и с чуди-половников натуральный оброк (зерно, мясо, рыбу, лен, куньи и собольи меха), при этом брали дары для бояр и для себя.
В 1471 г. великий князь московский Иван III совершил удачный поход против Великого Новгорода. Основные силы московского войска нанесли новгородским полкам сокрушительный удар на реке Шелони (а может Шехони? Так тогда называлась Шексна. Сейчас только город Пошехонье напоминает об этом). В это же время наместник и воевода Василий Федорович Образец выступил из Великого Устюга и повоевал Двинскую землю. В 1478 г. Новогород Великий признал главенство над собой великого князя московского. Поважье и в его составе Кокшеньга с этого времени становятся личными владениями московских царей. Этими землями стал управлять приказ Большого дворца, и они стали называться дворцовыми. Только в XV в. Заволочье действительно стало русским, и разноплеменная чудь заволочская окончательно обрусела. В следующем XVI в. при Иване Грозном Заволочье стало полноправной частью Московского царства, и даже при борьбе с боярами Иван Грозный нашел здесь, в Северной Руси, опору, создав здесь опричину. Он даже столицу государства хотел перенести в Вологду.
В XIV–XV веках на территории современных Сокольского и Усть-Кубинского районов Вологодской области существовало удельное Бохтюжское княжество. История бохтюжской округи была освещена в 1980-х годах В.А. Кучкиным. Реальность существования Бохтюжского княжества – наследственного удела князей ростовского дома – следовала из пяти актов Дионисиево-Глушицкого монастыря. Территория княжества охватывала бассейны рек Бохтюги и Глушицы, а также земли в верховьях реки Сухоны и в верхнем течении реки Пельшмы (Адаменко, 2007). |
На карте Русских земель в конце XIV в. нелепо выглядят владения Новгородской республики. Например, у Новгородской республики имелся район, расположенный на границе Тверского и Московского княжеств. Кроме того, Новгородской республике принадлежала длинная и узкая область к северо-востоку от Вологды. Поражают размеры Новгородской республики, соизмеримые с размерами Золотой Орды. При этом замечу, войска своего эта республика не имела, князей с дружинами нанимала от случая к случаю. Не знаю, кого как, но меня такая модель истории совершенно не устраивает, есть в ней какая-то крупная ошибка в самом ее основании. Глядя на такую карту, даже если и не хочешь, все равно историей займешься, пытаясь докопаться до истины.
В Заволочье прежде считали, что "заслышав звон колоколов, дьявол бежит прочь от человека". Для того, чтобы защититься от хищных зверей,
русские Вологодского уезда в Великий четверг ходили в лес и кричали: "Волки, медведи из слуха вон; зайцы, лисы к нам в огород!"
При этом стучали в сковороды и звонили коровьими колокольчиками.
Без колокольцев был немыслим свадебный поезд: «Впереди всей церемониальной процессии, составляющейся из огромного поезда обрученных и деревенской родни, с множеством гудящих под дугами, на оглоблях и на шеях лошадей колокольчиков, шаркунов, бубенчиков, позвонков, – едут в санях, телегах или верхом на лошадях повозчики с опущенными на рукавах лентами». Свадебная обрядность, как и календарная, отличается наибольшей архаикой символов.
А кем были русские на Севере – по крови и обычаям?
Примесь угро-финских маркеров ДНК у поморов значительна, особенно по женской линии. Но встречаются группы русского населения, которые генетически не отличаются от угро-финнов и по мужской, и по женской линиям. И те, и другие в момент перехода в великорусский этнос не отказывались от своих представлений о мире, от своих традиций. Позабыв свои родные языки, они оставались верны этим традициям многие столетия. Фото с сайта: http://perunica.ru
|
Карта Новгородской феодальной республики в XII–XV вв. с сайта: http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000045/map002.shtml |
Со второй половины X в. по 1125 г. Ростов Великий был центральным городом северо-восточных владений русских князей, известных как Ростовская земля (позднее Ростово-Суздальское княжество).
Затем это государство вместе со всем Поволжьем отошло во владение Всеволода Ярославича.
Любечский съезд утвердил Ростовскую землю за Владимиром Мономахом и его потомством. С этого времени в ней появляется самостоятельный князь Юрий Долгорукий, который в 1125 г. перенёс столицу своих владений в Суздаль, а его сын Андрей Боголюбский – во Владимир. В 1207 г. ростовские земли были выделены в удельное княжение сыну великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо Константину, положившему начало династии ростовских князей. Во владения Константина тогда входили Белоозеро, Углич, Устюг и Ярославль. Младшему его брату Юрию после смерти отца в 1212 г. в нарушение установленного порядка дано было великое княжение. Между Юрием и Константином началась длительная междоусобная борьба, завершившаяся поражением Юрия в Липицкой битве в 1216 г. Константин тогда занял город Владимир. После смерти Константина в 1218 г. великое княжение уже законно получил Юрий, а Ростовское княжество было разделено на три части между его сыновьями: Василько достались Ростов и Белоозеро, Всеволоду – Ярославль, а Владимиру – Углич. Но вскоре началось татаро-монгольского нашествие, Ростов был захвачен и разорён. В 1238 г. дружина князя Василька в составе объединённых владимиро-суздальских войск под предводительством великого князя Юрия участвовала в битве с монгольским войском Бурундая на реке Сить. Русское войско было разбито. (Использована информация с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/).
Жестоко пострадало Заволочье в Смутное Время. В 1615 г. «от литовских людей и от русских воров, запустела и была разорена до основанья» Маркушевская Агапитова пустынь на реке Тарноге. В том же году «литва» разграбила Введенский Уздренский монастырь на Ваге, а в 1619 г. «литовские люди» грабили Пуйскую волость и сожгли несколько деревень. Только к середине XVII в. обстановка в России более менее стабилизировалась. Общее число жителей Кокшеньги, по мнению А. Угрюмова (2003), в конце XVII в. равнялось приблизительно 10000 человек.
Реформы Петра I принесли в Заволочье большое опустошение и упадок экономики. Ежегодно только кокшары вносили в казну 129 руб. 4 алт. 3/4 деньги с рыбных ловель, 99 руб. 26 алт. 5 ден. с бань и 18 руб. 16 алт. 1 деньгу с мельниц, а всего налогов платили 5063 руб. 4 алт. 1/2 деньги. Хорошая рабочая лошадь тогда стоила 6 рублей, туша говядины на городском рынке «тянула» на 2 рубля, баранья туша – на 0,5 рубля. Чтобы рассчитаться только с основными налогами, крестьянин ежегодно должен был отдавать больше двух третей того, что могла вырастить и собрать его семья. Еще были и косвенные налоги: померный (за взвешивание на весах), хомутейный, шапочный, сапожный, кожный (за право изготовлять хомуты, шить шапки, тачать сапоги, выделывать кожи), «подушной с извозщиков», с постоялых дворов, «пролубной» (за пользование прорубями на реках), водопойный, трубный с печей (за постановку трубы над печью), привальный и отвальный (с судов, шедших по рекам), «со всякой купли и продажи». Крестьянин у себя в волости носил бороду беспошлинно, но при въезде в город и выезде из него платил за бороду по 2 деньги. Дворяне, чиновники и рядовое купечество, желавшие ходить с бородой, вносили в казну по 60 рублей, а купцы первой гильдии – по 100 рублей в год. После уплаты этого оброка им выдавалась медаль с надписью: «з бороды денги взяты». С каждой варки пива бралась явочная пошлина, со свадеб – купичные и убрусные. Облагались «десятой деньгой» заработки деревенских батраков, плотников и бобылей. Кроме того, крестьяне платили за содержание земских властей – чиновников и приставов. Существовала также пошлина за земского дьячка – 50 копеек в год.
Многие крестьяне не выдерживали налоговых тягот, покидали свои дворы и, несмотря на объявленные за это законом строгие наказания: от порки до смертной казни, уходили в Сибирь, на Волгу, на Дон или прятались в непроходимых таежных дебрях. Если по переписи 1685 г. в кокшеньгских волостях числилось 1827 дворов, то к 1711 г. их осталось только 938. Так что "окно в Европу" и подражание царя Европе стоило ставшему к тому времени уже русским Заволочью очень дорого. Приобретя Чухонские болота в устье Невы, Россия обескровила страну Вагию, да и не только ее. Приемчики, которые использовал Петр I для подъема экономики империи, впоследствии не раз использовались царями и генеральными секретарями вплоть до полного разорения Руси. Во второй половине XVIII в. (При Екатерине II) тяготы на крестьян были снижены, и сразу же произошел довольно быстрый прирост населения. М.Н. Мясников писал, что в 1798 г. «в кокшенгских волостях удельных крестьян мужеского пола насчитывалось 9003 души». Следовательно, общее число жителей приблизилось к 19000, то есть по сравнению с 1711 годом увеличилось более чем в пять раз.
Использованные источники информации
Адаменко О.Н. Бохтюжское княжество (по результатам историко-археологических исследований) // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. – Вологда: Книжное наследие, 2007. – С. 142–150. Адрес доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/suda/kov/1_14.htm
Архангельские тройники. Адрес доступа: http://museum.solovki.info/?action=galery&author_id=4&sub_act=galery&p=0
Беломорье. Адрес доступа: http://travel.murman.ru/murman/white_sea.shtml
Биармия. Путешествие Оттара из Халогаланда. Адрес доступа: http://nashkraysev.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=131%3A2010-10-24-11-34-53&catid=19%3Ahistory&Itemid=44
Гиперборея, возможно, существовала. Адрес доступа: http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=28&page=6&flagest=0&flaguserid =0&flagsort=2
Европейский север России: прошлое, настоящее, будущее. Адрес доступа: http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=28&page=6&flagest=0&flaguserid =0&flagsort=2. Материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня учреждения Архангельского общества изучения Русского Севера.
– Aрхангельск, 1999.
Джаксон Т.Н. Глава 6. Holmgar?r – Новгород: «Город на острове» или «*Хълмъ-городъ»? Имя Новгорода в топонимии пути «из варяг в греки». http://norse.ulver.com/articles/jackson/austr/chapter6.html
Емь летописная. Адрес доступа: http://www.ref.by/refs/33/33698/1.html
Ефименко П.С. Заволоцкая чудь. Адрес доступа: http://www.mosjour.ru/index.php?id=434
Загадка чуди. Адрес доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/96/
Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. – Т. 2. – СПб., 1908. – Стлб. 1-21
История Важского края. Адрес доступа: http://www.arhpress.ru/velsk-info/2007/8/13/47.shtml
Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1989. – С. 200–201.
Куратов А.А., Теребихин И.М. Легендарная "чудь заволочская" в свете археологических данных // Архив Архангельского областного краеведческого музея. Ф. III. Оп. 1. Д. 25.
Лебедев Г.С. Северо-восток европейской части России в сер. I тыс. н. э. // Материалы к этнической истории Европейского Северо-Востока. – Сыктывкар, 1985. – С. 29.
Полное собрание русских летописей. – Т. 4. СПб., 1848. – С. 2.
Поморская лодья. Из книги А.П. Энгельгардта «Русский Север: путевые записки». 1897. Адрес доступа: http://nashkraysev.ru/1/engelgardt.pdf
По пути древних новгородцев. Адрес доступа: http://www.karbas.narod.ru/statyi/strik.htm
Разное о Викингах. Адрес доступа: http://www.ibrest.ru/forum/?t=190
Ростовское княжество. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – 260 с.
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Изд-во "Гелиос-София", 2001. – 741 с.
Сага о конунге Рорике и его потомках. Адрес доступа: http://zaborische.narod.ru/history/rorik.html
Сакс Алексанрд.
Вепсы – древний народ Севера. 1998. Адрес доступа: http://vepsia.ru/history/istru.php
Северный край. Иллюстрированный альбом Архангельской губернии. 1914. Адрес доступа: http://nashkraysev.ru/index.php?option=com_content&view =article&id
Словарь промысловой лексики Северной Руси XV–XVII вв. / Ред. Ю.И. Чайкина. Сост. Е. Андреева, А. Баландина и др. – Вып. 1. А–И. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – Вып. 2. К–О. СПб.,: Дмитрий Буланин, 2005. 332 с.
Трусов С.В. Был ли Рюрик мореплавателем? К вопросам истории русско-норвежских отношений. Адрес доступа: http://skolo.ru/personality-dynasty/13-byl-li-ryurik-moreplavatelem-chast-1.html
Угрюмов А. Кокшеньга. Историко-этнографические очерки. Вологда, 2003. 181 с. Адрес доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/kok/she/nga/ugru/mov/index.htm
Угрюмов А. Что такое Кокшеньга? Адрес доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/kok/she/nga/ugru/mov/1.htm
Финно-угорская мифология. Адрес доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/
Чудские племена. Адрес доступа: http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=28&page=6&flagest=0&flaguserid=0&flagsort=2
Чудь заволочская (или заволоцкая). Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Чудь и Вятка. Адрес доступа: http://borgheus.livejournal.com/2486.html
Шедевры первобытного искусства. Наскальная живопись Танума. Адрес доступа: http://www.nasled.org/forum/viewtopic.php?f=12&t=8841
Шренк А. Путешествие к северо-востоку Европейской России через тундры самоедов к северным Уральским горам, предпринятое по высочайшему повелению в 1837 году. – Перевод с нем. СПб, 1855. – С.652.
Эта загадочная чудь. Адрес доступа: (Не было никогда на нашем Севере такого племени и такого народа) Адрес доступа: http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic id=28&page= 6&flagest=0&flaguserid=0&flagsort=2
Хольмгард. Адрес доступа: http://istorya.ru/forum/?showtopic=3298