Пусть Америка, Лондон пусть…
Разве воды текут обратно?
Это пляшет российская грусть,
На солнце смывая пятна.
С. Есенин
Энергетика древней Руси
Энергия Солнца и древние биотехнологии
Ярило – бог летнего Солнца. Рисунок с сайта: http://wldpolitics.ru/photo/go…
После христианизации Руси Ярилу стали называть святым Георгием \ Юрием \ Егорием Храбрым. |
Идёт удалый бог, Ярило-молодец,
И снежный саван рвёт по всей Руси широкой!
Идёт могучий бог, враг смерти тусклоокой,
Ярило, жизни царь и властелин сердец,
Из мака алого сплетён его венец,
В руках — зелёной ржи трепещет сноп высокий,
Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки,
Идёт весёлый бог, цветов и жатв отец!
Пётр Дмитриевич Бутурлин
Солнце в небе засветило - это шествует Ярило
На пылающем коне в ослепляющем огне.
М. Волкова |
Наши предки поклонялись Солнцу как божеству. А ведь Солнце, скорее всего, и есть главное Божество в Солнечной системе, поддерживающее гравитационное равновесие и дающее световую энергию.. Еще 130 лет назад было научно даказано, что биосфера Земли работает за счет энергии нашего светила. Улавливателями и преобразователями энергии солнечного света в химическую энергию органических соединений являются содержащие хлорофилл растения. Они производят зеленую массу травы и листьев, массу плодов и семян, массу корневищ и массу древесины. Продукцию растительного мира используют различные животные. Одни из них листогрызущие, другие травоядные, третьи зерноядные, четвертые питаются отмершим веществом – ветошью и опадом, пятые доедают то, что плохо разложилось (гумус) в почве. Умирая, животные становятся пищей организмов сапрофитов. А многие виды животных поедают другие виды – они являются хищниками. И все эти мириады живых тварей в биосфере уравновешивают друг друга и поддерживают некое динамическое равновесие.
Мы, люди – один из видов живых существ, и нам в биосфере отведена определенная роль, определенная экологическая ниша. Вне биосферы, т.е. если биосфера разрушится, человечество как вид существовать не может, и все индивидумы человеческие погибнут. Потребляя ресурсы биосферы, человечество не должно нарушать сложившееся в ней динамическое равновесие, а нарушив его, должно обязательно восстанавливать.
Похоже, что наши предки в древние времена и в средние века экологическое равновесие в биосфере сильно не нарушали. А если и нарушали, то Природа наказывала людей, – сокращала численность людской популяции болезнями, смертями от голода, войнами за ресурсы, войнами за идеи, снижением рождаемости и другими неизвестными мне способами. Еще 200 лет назад на Земле жило около 1 млрд. человек, сегодня численность выросла до 8 млрд. Равновесие в биосфере резко нарушилось, а качество жизни снизилось у подавляющего большинства людей, за исключением разве так называемого "золотого" миллиарда. Несмотря на открытие и использование новых источников и видов энергии, изобретение супертехнологий и открытие суперматериалов, большая часть людей испытывет постоянный дискомфорт, а треть населения Земли просто голодает.
Главные производственные процессы, которыми заняты люди сегодня – это добывание пропитания, т.е. растениеводство и животноводство. В конечном счете все другие производства существуют для того, чтобы способствовать этим двум. Когда-то важную роль в обеспечении людей пропитанием играли собирательство, охота и рыболовство. Сегодня их роль третьестепенна.
Растениеводство в странах с высокой плотностью населения играет наиважнейшую роль. Собственно, оно и обеспечивает высокую плотность людей в пересчете на площадь этих стран. Животноводство без растениеводства практикуют в засушливых районах, – это так называемое отгонное животноводство. Животные питаются тем, что выросло в степи или полупустыне без вмешательства человека. Плотность населения в таких странах на порядок меньше по сравнению с растениеводческими. При охоте на диких животных и собирательстве в дикой природе, когда люди и не выращивают растения, и не пасут домашних животных, плотность населения на порядок более низкая, чем при отгонном животноводстве. Таким образом, существуют три уровня обеспечения человечества пропитанием и три уровня плотности населения. Исключением являются приморские этносы, занимающиеся добычей морских биологических ресурсов. Вплоть до середины прошлого века человек использовал ресурсы моря, ничего там не выращивая и не выпасая, т.е. действовал по принципу собирания, охоты и рыболовства. Лишь в последние десятилетия, заметно подорвав биологические ресурсы моря, начали заниматься марикультурой – выращивать морские организмы на специальных заводах.
Карта местности на востоке Архангельской области. Масштаб примерно 1:1 000 000 (в 1см – 10 км) |
По этой карте мы можем судить о плотности населения, ведущего образ жизни полуоседлых охотников-рыболовов-собирателей. На территории в 4000 кв. км здесь находится только 9 селений. В каждом селении примерно по 7–8 домов, в каждом доме живет семья по 5–8 человек. Следовательно, на территории 4000 кв. км проживает примерно 500–600 человек, что соответствует плотности населения 1 человек на 10 кв. км.
Избы на этой карте – это временные места проживания охотников и рыболовов. Сельское хозяйство в этом районе практически не развито, хотя жители и занимаются огородничеством, держат коров.
Вот в такие малонаселенные края в X–XIV веках в таежную зону продвигались с юга земледельцы, а чаще и не сами земледельцы, а культура земледелия-скотоводства, которую подхватывали и приспосабливали к местным условиям аборигены, отчего численность населения при переходе к новой культуре жизнеобеспечения возрастала примерно в 10 раз.
Но и охотники и рыболовы, не знавшие земледелия и животноводства, не были несчастными и обездоленными. Они неплохо обеспечивали себя мясом и шкурами, из которых изготавливали одежду, обувь и жилища. Они совершенствовали способы и орудия лова и охоты, сочиняли сказки и былины, пели песни, танцевали, поклонялись своим богам. |
В соответствии со способами добывания пропитания сформировалось и несколько типов цивилизаций: 1 – полуоседлых охотников, собирателей и рыболовов, 2 – кочевников животноводов, 3 – оседлых земледельцев, 4 – оседлых морских охотников и рыболовов и 5 – оседлых земледельцев и животноводов. Историки стремятся распределить эти типы цивилизаций в некий ряд якобы от примитивных к более развитым (путь прогресса). Однако эти типы цивилизаций отражают в первую очередь приспособленность к определенным природно-климатическим условиям и в ряд прогрессивного развития не укладываются. Так, например, в таежной зоне чистое земледелие и чистое животноводство были малоэффективны, поэтому здесь главными направления добывания пропитания являлось собирательство, охота и рыболовство. Этот тип цивилизации может быть как более примитивным, так и весьма продвинутым и совершенным. Охотиться можно с дубиной, но можно с луком и арбалетом, можно ловить животных в ловушки, а рыбу можно ловить руками, а можно ловить сетью и неводом, можно консервировать с помощью соли, а можно ее замораживать и хранить в ямах-холодильниках.
Цивилизация кочевников животноводов в Арктике и Субарктике тоже может находиться на разных уровнях совершенствования. Можно одомашнить оленей и пасти их в тундре и лесотундре разными способами. Такая цивилизация тоже может быть более продвинутой и менее продвинутой. В продвинутой знать и уметь оленеводы должны очень многое, в противном случае в первую же гололедицу их олени погибнут. Оленеводы Чукотки для своего передвижения по тундре используют собак, а оленеводы Кольского полуострова – оленей. При этом надо уметь лечить оленей от болезней, защищать их от волков, рационально использовать пастбища и т.д.
На этой карте середины XIX в. изображена местность на севере Ярославской области в среднем течении реки Ухра. Масштаб примерно 1:100000 ( в 1 см – 1 км). |
Обратите внимание на то, как много деревень было на реке Ухре в середине XIX века. Такая плотность населения в зоне тайги поддерживалась благодаря земледельческо-животноводческому типу производства. В селах тогда было до 60–70 дворов, а в деревнях по 7–12 дворов. Семьи были довольно многочисленными – в каждом доме обитало по 5–9 и более человек.
В 22 селениях на площади 250 кв. км проживало тогда как минимум 1500 человек, т.е. плотность населения составляла около 6 человека на 1 кв. км.
В Петровской и Церковнической волостях в Архангельской губернии на 1 января 1909 г. числилось 974 двора, в которых проживало 2674 мужских и 2754 женских душ.
Всего 5428 человек. В пользовании у крестьян находилось 7905 десятин угодий, т.е. на каждого крестьянина приходилось по 1,4 десятины сельхозугодий (десятина = 1,1 га). Семья из 6–7 человек имела около 7–8 га угодий.
|
В Нижегородской губернии плотность населения была еще больше. Так в слободе Заидомская в конце XIX в. числилось 19 крестьянских дворов, в древне Турбенцова – 21 двор, в деревне Верхополье – 16 дворов, в д. Янино – 19 дворов, в д. Платцова – 15, но были деревни и по 10 дворов и даже меньше.
Сравнивать между собой типы цивилизации на предмет "отсталая или продвинутая" нельзя, как нельзя сказать что лучше – верблюд или олень. В пустыне лучше верблюд, а в тундре лучше олень. Вот так и типы цивилизаций. Думаю, что с экологической точки зрения самая несовершенная цивилизация – технократическая, которая сегодня грозит гибели большей части людей на Земле. Но такая точка зрения неприемлема для подавляющего числа людей, так как люди зомбированы технократической цивилизацией. Именно поэтому в своем высокомерии эти люди не видят красоты жизни в иных типах цивилизации и тупо навязывают свою цивилизацию всем. Я видел, например, как в СССР за полярным кругом и в районах, где зимой морозы до –60°C, возводили панельные дома (г. Анадырь, г. Певек), а в приморских районах, где выпадает много осадков, строили дома с плоскими крышами (г. Владивосток).
В этом очерке я ограничусь рассмотрением только цивилизации оседлых земледельцев-животноводов, к которой принадлежали наши предки – северные русские. Они были не просто земледельцами, но земледельцами и животноводами одновременно. Именно это позволило им интенсифицировать производство продуктов питания в таежной зоне и эффективно заниматься земледелием на бедных и холодных почвах – там, где прежде была возможна только цивилизация охотников и рыболовов. Они создали на севере особую ландшафтно-экологическую технологию, ускорив круговорот вещества в аграрных экосистемах – по сравнению с природными экосистемами этих мест в несколько раз, сохранив при этом биогеохимическое равновесие в ландшафтах. Урожаи ржи, ячменя и овса, которые земледельцы получали с помощью внесения навоза в зоне тайги, были вполне сопоставимы с урожаями зерновых, которые получали на черноземах в лесостепной зоне скифы пахари.
Проклюнувшиеся на поле, посеянные зерна ржи. Фото с сайта: http://kseidor.ru/hlebnye-zlaki/rozhi/802-proklyunuvshiesya-zerna-rzhi.html |
Озимь ржи. Рожь сеяли в начале сентября, быстро появлялись всходы, и к концу октября поле зеленело изумрудной зеленью. Озимь засыпало снегом и она под снегом сохранялась живой до весны, а весной продолжала свой рост, и к началу августа рожь созревала. Фото с сайта: http://kseidor.ru/hlebnye-zlaki/rozhi/805-rozh-v-snegu.html
|
В таежной зоне северо-восточной Европы был создан особый тип цивилизации земледельцев-скотоводов. За несколько тысячелетий развития эта цивилизация смогла встроиться в естественный ландшафт, сохранив в нем экологическое равновесие. К сожалению, это равновесие было полностью разрушено в период с середины XIX в. до начала XXI в. За счет чего же в северной Руси сохранялось ландшафтно-экологическое равновесие?
Во-первых, треть площади ландшафтного района здесь оставалась занята лесами, выполнявшими водоохранную водорегулирующую роль. Сохранялись массивы водораздельных верховых болот – накопители и удерживатели воды. Сенокосные угодия были разпределены в ландшафте небольшими контурами по ручейкам, ручушкам и речкам, низинным осоковым болотам. Большая часть пашни была представлена небольшими по площади полосами, перемежающимися с массивами леса, которые тоже были представлены небольшими по площади участками. Леса задерживали снег зимой, препятствуя его сдуванию с полей, накапливали влагу и во время засухи слегка увлажняли поля через более высокое стояние грунтовых вод. К тому же деревья перехватывали из почвы питательные вещества, которые вымывались с полей, и за счет этих веществ деревья росли быстрее. Лесные полосы вдоль рек препятствовали выносу питательных веществ в реки. Занимаясь биогеохимией ландшафтов в Калининградской области в середине 70-х годов прошлого века, мы установили, что примерно 70–80% химических элементов, внесенных на совхозные поля с минеральными удобрениями, с полей смываются и попадают в реку Неман и Куршский залив.
Рубки леса, как правило, производили выборочно и делали это вполне осознанно. Таким образом, лесной массив как экологическая система от рубок не переставал существовать и выполнять свою биогеохимическую функцию.
Выпас скота нашими предками производился только в лесах, простираясь от сел на 2–7 км. Прогоны для скота были огорожены изгородями. Пастбища были огорожены вкруговую, чтобы исключить возможный выход скота из лесов к сенокосным и пахотным угодьям. Огороженные пастбища назывались поскотинами, их каждую весну ремонтировали всем миром. Все сенокосы и пахотные угодья вкруговую огораживались изгородями, через которые не могла пройти скотина.
Каждая крестьянская семья ограждала свои пахотные угодья и луга от стоящих близко к поверхности грунтовых вод. На заболоченных осоковых лугах делались канавы, которые ежегодно ремонтировались и содержались в исправном состоянии. После посева на полях на каждой полоске делались борозды для стока поверхностных избыточных вод, поля пахали поперек склона, чтобы снизить смыв почвы поверхностными водами. И сегодня грибники могут еще видеть странные канавки, непонятно как образовавшиеся в дремучем лесу. Это значит, что лет 150–200 на этом месте были поля. Каждый участок сенокоса и пашни охранялся от наступления на него леса и кустарников, поэтому всякие всходы кустарников и деревьев на лугах обязательно скашивали.
Следы полей в лесном массиве на севере Ярославской области. До революции 1917 г. это были поля, после революции их забросили, но потом на их месте были кое-где сенокосные луга – пустоши. В 1960 г. этом году мне пришлось неделю работать в бригаде сенокосчиков именно на этом участке. Эти сенокосы назывались Гари. Сегодня и эти сенокосы заросли лесом, но лесом лиственным (береза, осина), который на фоне коренных еловых лесов выделяется светло-зеленым цветом. Фото с портала Google Earth. |
Следы полей в лесном массиве на юге Вологодской области. В начале ХХ в. в таежной зоне произошло сокращение пахотных угодий примерно на 20–30%. А в 2000-е годы – еще на 80%. Вот таков прогресс в рамках технократической цивилизации. Фото с портала Google Earth. |
На фотографиях из космоса видны следы полей-полосок, которые возделывались в досоветский период. Тогда в северной России было общинное землепользование. Все пахотные земли были разделены на поля в зависимости от плодородия почв и их удаленности от селения. Каждое поле делилось на участки – полоски, и каждая семья получала на каждом поле столько полосок, сколько в ней было работников. В результате каждая семья имела полоски и на хороших, близких к деревне землях, и на удаленных от нее. Периодически (раз в несколько лет) происходило перераспределение количества полосок в зависимости от структуры семьи и количества работников в ней. Таким образом достигалась справедливое распределение земельных ресурсов и относительное равенство членов общины.
Общинному землепользованию был положен конец реформами П. Столыпина, когда общину разделили на отдельных собственников. Каждая крестьянская семья получала надел "одним куском", и никаких переделов уже не производилось. Землю крестьянин при таком землепользовании мог сдавать в аренду или вообще продать. Так П. Столыпин "убивал" сельскую общину ради развития капитализма в России. При этом одни получили землю более плодородную, другие менее, отчего многократно усилилось расслоение, и так на селе появились кулаки. Но не все крестьяне соглашались выходить из общины, а тем, кто соглашался, давали лучшие земли и ссуды, чем порождали у общинников зависть и ненависть к кулакам.
На космоснимках мы видим следы именно общинного землепользования, когда земельные угодья были поделены на полоски. "Только не сжата полоска одна. Грустную думу наводит она", – писал Н.А. Некрасов. Может быть, заболел или умер хозяин этой полоски. Так что, собирая в лесу грибы и наткнувшись на мелкие заросшие канавки, остановитесь и подумайте о тех людях, которые трудились на этой земле.
Следы заброшенных в начале ХХ века полей в лесных массивах в Архангельской области на левобережье Северной Двины. Фото с портала Google Earth. |
В некоторых местностях крестьяне для удобрения полей использовали низинный торф, для чего его, устраивая осушительные канавы, вырывали и складывали в бурты. Бурт в течение лета просыхал, и осенью его вывозили и складывали на дворе или в хлеву, используя как подстилку в хлеву. На торфяной подстилке содержался зимой скот. Образовавшийся при этом компост и навоз в июне вывозился на поля.
В советских колхозах еще в конце 1950-х годах весь навоз с колхозного скотного двора, от конюшни и от частных хлевов вывозили в качестве удобрения на поля. Нам, ребятишкам 13–16 лет, доверялось возить его на телегах и сгружать мелкими кучками на поле. Сидеть на груженой навозом телеге было не с руки, приходилось ехать стоя в заднем конце на самом краешке телеги. Устоять было не просто, иногда приходилось падать на кучу навоза, что вызывало смех едущих рядом товарищей. Но крестьяне навоза не боялись, а мы, пацаны – тем более.
В начале 1960-х в колхозах стали практиковать передовые методы содержания скота, при которых навоза просто не образовывалось. Коров держали на привязи в ошейниках. Короткой цепью корову привязывали к столбу так, что она не могла повернуться, а могла только лечь и встать. Никакой подстилки корове не полагалось, она стояла и лежала на голых досках. Моча и фекалии с досок пола сгребались на транспортер и транспортером вывозились за пределы коровника. |
Должен пояснить, что жидкие коровьи фекалии – это не навоз. Навоз – это солома или торф, пропитанные мочой и фекалиями, навоз – это ценнейшее органическое удобрение, сформировавшееся в результате деятельности мириадов бактерий. А жидкие фекалии – это субстанция для растений даже ядовитая. В общем благодаря такому нововведению и интенсификации, навоза в колхозах не стало, зато скотные дворы стали тонуть в жидком г.... Иногда в этих огромных кучах вязли коровы и даже люди. Такая куча сверху покрывалась казалось бы твердой корочкой, но если человек ступал на нее – корочка раскалывалась, и можно было провалиться и оказаться в полужидком г.... по пояс. До сих пор помню, как мой отец материл всех членов ЦК КПСС за то, что приказали коров посадить на цепи. На Руси, как и в Индии, корова была священным животным (арийская традиция).
Поле в конце августа – начале сентября рыхлили сохой или плугом, разбрасывали семена ржи или озимой пшеницы и заделывали их неглубоко в почву боронами. Через несколько дней семена прорастали и давали всходы. Осенью на поле появлялась озимь, точнее, все поле покрывалось зеленым озимым ковром. Каждая особь ржи кустилась и в таком виде уходила под снег. От вымерзания зимой озимь спасал толстый слой снега. Если снег с поля сдувало, то озимь вымерзала, и весной поле приходилось пересевать яровой пшеницей, ячменем или овсом. Если зима была слишком теплой, то под снегом температура становилась положительной, озимь оживала, но вскоре мороз крепчал – и тогда озимь погибала (выпревала, как говорили крестьяне). Урон озими под снегом могли нанести и мышевидные грызуны, которые просто ее поедали. В этом случае помощниками земледельцев были лисы и собаки, которые ловили мышей под снегом – мышковали.
Уже в конце мая рожь на полях начинала колоситься, а в конце июня поле желтело. Даже загадка есть такая: "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?" Это бывает в июле, а в августе рожь уже можно жать. Шел крестьянин по дорожке рядом с полем приспевающей ржи и радовался, что зимой хлеба будет вдоволь. Благодарил Ярилу за хороший урожай. А что может быть вкуснее ломтя ржаного хлеба с молоком!
Озимая пшеница развивается почти так же, как рожь, но на ее развитие требуется времени несколько больше, поэтому она созревает не в августе, а в сентябре. В северной России яровая пшеница вызревала не каждое лето, поэтому крестьяне чаще сеяли рожь и яровую пшеницу. Забыли русские люди своего бога Ярилу, а в русском языке по-прежнему много слов, в которых этот бог до сих пор скрывается: яр, яровой, яростный, ярославль, яркий. Помните песню: "Пусть ярость благородная вскипает, как волна. Идет война народная, священная война". Ведь помог русским людям бог Ярило фашистов победить!
Рожь созрела. Фото с сайта: http://desktopwallpapers.org.u…
|
Колосья озимой пшеницы со спелым зерном. Фото с сайта: http://ru-quotidiano.livejourn…
|
Жатву ржи начинали в Ильин день и заканчивали к середине августа. Предпочитали жать серпом, а не косить косой: при жатве серпом потери зерна были меньше, а выращенным урожаем крестьяне очень дорожили. Рожь вязали в снопы и снопы устанавливали в суслоны, которые еще называли "бабками" за схожесть с женщиной в традиционной одежде. Затем в сентябре жали овес, ячмень, пшеницу. В начале сентября начинали копать картофель. Последней, как правило, убиралась репа. Кстати, до того, как в России появилась картошка, русские люди в больших количествах сеяли и заготавливали на зиму репу. Вот про то, как дед вырастил репку, народная сказка есть, а о том, как они с бабкой вырастили картошку, сказки пока еще нет.
Суслоны. Эту полоску ржи посеяли вручную (дедовским методом). Теперь у хозяев на зиму будет не только картошка (полоса слева), но и вкусный ржаной хлеб. Фото с сайта: http://www.vishkil.ru/wp-content/uploads/2011/09/Snopyi.jpg |
Поля – это "биофабрики" по улавливанию и накоплению солнечной энергии. Вырастить такое поле пшеницы – разве это не использование биотехнологии в промышленном масштабе? Народная мудрость гласит: "Хлеб – всему голова". Фото с сайта: http://desktopwallpapers.org.u…
|
Мать с дочерьми на уборке хлебов. Фото Н. И. Свищова-Паола с сайта: http://www.planeta-l.ru/bit |
Отец учит сына косить. Фотограф Н. И. Свищова-Паола с сайта: http://www.planeta-l.ru/bit |
Снопы в суслонах сохли при благоприятной погоде одну–две недели, в дождливую же сушка затягивалась до трех и более. Затем на телегах снопы свозились к овинам, где производилась окончательная их досушка. В овине, в специальной сушилке, куда входило до 500 снопов, хлеб сушился 3–5 часов, в зависимости от степени влажности. Просушенные снопы обмолачивали цепами прямо в овинах или на гумне. В день сушили не более двух овинов, чтобы можно было обмолотить снопы до наступления сумерек. Сушили вымолоченное зерно на печах в избах.
Северорусский овин – место бога огня Сварожича. Здесь сушили и обмолачивали хлеб и лен. Рисунок с сайта: http://alternative-view.info/d…
На рис. справа: При раскопках мерянского Сарского городища (Х век) на берегу озера Неро в Ярославской области были обнаружены остатки строения, которое, по мнению А.Е. Леонтьева, вероятно, было овином ямного типа. Центральная его часть размером 5,5 на 2 м была на метр углублена в землю, посередине ее был расположен развал камней от очага или печи. |
Рисунок с сайта: http://vadim-blin.narod.ru/mil… |
Овин для сушки снопов. В большой клети в ее верхней части развешивались снопы, а в маленькой находилась печь, сложенная из крупных камней насухо. Горячий дым из малой клети проникал в большую через широкие щели, проходил между снопов и вытягивался в волоковое оконце или уходил в приоткрытую дверь. Фото с сайта: http://m-der.ru/store/ |
Овин мог стоять отдельно, примыкать к гумну или входить с ним в один сруб, тогда такая постройка называлась ригой. Фото с сайта: http://m-der.ru/store/
Топить овин надо было соблюдая большую осторожность, чтобы с дымом в клеть со снопами не попали искры. Дрова не должны были быть слишком сухими, а доступ воздуха к огню – слишком большим. При сушке в овине все время дежурил истопник, которому спать не полагалось. |
Обмолачивали высушенные снопы цепами (цеп – это две палки, соединенные друг с другом цепью или ремнем). Ударяя такой палкой по колосьям, выбивали из них зерно. Работать цепами требовалась сноровка. В хорошую погоду в деревне удары цепами слышались отовсюду. Фото Н.И. Свищова-Паола 1900 г. с сайта: http://www.planeta-l.ru/bit
Работают отец, мать и дочь. Дети начинали помогать родителям и участвовать в жизни семьи рано, но никакого изнурительного детского труда, конечно, не было. |
Крестьяне. 1890–1900. Фото Н. И. Свищов-Паола с сайта: http://www.planeta-l.ru/bit
Трудно представить, что это несчастные, замученные непосильным трудом люди! |
Васильки и ромашки во ржи. Фото Прокудина-Горского с сайта: http://www.prokudin-gorsky.ru/Russian/database.php3?first=60&sAlbum=&sText=&nAlbum= |
В суслоне 7 снопов ставились колосьями вверх, а 1 сноп одевался сверху, и по нему вода во время дождя стекала вниз и не намачивала колосья на семи снопах. Детишки любили прятаться в суслонах, попробуй найди – суслонов-то на поле много. Фото Прокудина-Горского. |
Веяли зерно и отделяли от него солому, мякину, сорняки и пыль, подбрасывая его лопатой или лотком. При этом мякина уносилась ветром далеко в сторону, а зерно ложилось в зависимости от веса на определенном расстоянии от кучи. Ближе всего находилось тяжелое зерно – самое лучшее, которое шло на семена. Легкое зерно обычно скармливалось скоту, а среднее употреблялось в пищу – его перемалывали в муку.
Т.И. Осьминскнй подсчитал, что в год в VII в. корова в северной европейской России давала 600 л молока. От каждой коровы получали в год пуд масла. Так, в инструкции того времени читаем: "А от коров... от каждой по 30 фунтов масла самого доброго и чистого с солью".
Из записок поляка Ст. Немоевского (1606–1608 гг.), жившего ряд лет в районе Белоозера: "Скотный двор построен довольно скверно: как скоро отелится корова, теленку не дают сосать: только выдоивши корову, поят того теленка. Зима действительно длинная и три четверти года надо скот кормить в скотном дворе. Как скоро масло приготовят, его топят. Коров летом и зимою только два раза в день доят".
Но несмотря на постоянный дефицит кормов, крестьяне умудрялись в нечерноземье прокормить лошадь, корову, бычка и овцу. Надо заметить, что в начале XVII в. в России было Смутное время, когда системный кризис потряс страну.
Поле цветущего льна. Фото с сайта: http://abrosait.ru/lino-part-1…
|
Жизнь наших предков невозможно представить без выращивания и использования льна. Лен давал людям одежду и прекрасное льняное масло.
Лен сеяли рано весной на поле, освободившееся из-под ржи, удобрение не вносили, так как лен не любит почвы, богатой азотом. Зацветал лен в конце июня, а созревал в августе. Лен с полей убирали в сентябре, выдергивая стебли из земли – теребили.
Обработкой его занимались всю осень и зиму. Сначала его вязали в снопы и ставили в груды-домики для просушки и дозревания. Когда льносемя в коробочках дозревало, лен обмолачивали, а снопики развязывали и стебли тонким слоем рядами выкладывали на скошенных лугах в поймах рек. Здесь стебельки льна начинали мацерироваться (частично разлагаться). Мацерации способствовали густые росы и теплые дни бабьего лета.
После этого стебли льна снова собирали и вязали в снопики, высушивали и начинали мять на специальных мялках. Размятые стебельки льна трепали специальными деревянными трепалами, похожими на широкие кинжалы. Так льноволокно очищали от костры – измельченных остатков стебельков. Извлеченное и очищенное от костры льноволокно затем пряли – делали из него нити, а уже из нитей на ткацких станках ткали полотно. Из льняного стебля получают различное по качеству длинное волокно, а из обработанных отходов трепания – короткое волокно.
Очень непростое дело – прясть и ткать. Поэтому и обещала одна из пушкинских героинь: "И на весь бы мир одна наткала я полотна". Но непрактичный оказался царь, выбрал ту, которая обещала к исходу сентября родить ему богатыря.
|
Школьниками в конце 50-х и начале 60-х мне и моим сверстникам приходилось участвовать в тереблении льна. При этом руки пропитывались запахом льна, а спелые льняные головки мы даже с удовольствием жевали. Под домиками из снопиков льна было хорошо прятаться или отдыхать в тенечке. Самые ловкие за день выдергивали льняные стебли с поля размером 10 соток (10х100 м).
Лен вытеребили и связали в снопы, снопы поставили в кучки-домики, чтобы дозрели семена в головках. Фото с сайта: http://www.agrohiminvest.ru/no… |
Обмолоченный лен прошел мацерацию на лугу, его подняли для просушки. Сухой лен свяжут в снопики и отвезут дл получения волокна. Фото с сайта: http://www.agrohiminvest.ru/no… |
Обмолачивали лен путем околачивания головок и их раздавливания. Прежде это все делали вручную, но в середине прошлого века обмолачивали лен на специальных молотилках. Если молотилок не было, то в советских колхозах прибегали даже к такому методу: в сухую погоду, на утрамбованной проселочной дороге сметали пыль и выкладывали два ряда стеблей льна так, чтобы головки попадали под колеса грузового автомобиля. Автомобиль несколько раз проезжал по такому коврику и раздавливал зрелые сухие головки. Затем стебли льна убирали, а давленные головки и льносемя так и оставались на дороге в пыли. Мне могут не поверить, но именно таким способом студентами мы околачивали лен в Ярославской области в сентябре 1966 г. Крестьяне в дореволюционном прошлом с выращенным урожаем так никогда не поступали.
Стебель льна пропитан растительным "клеем", который связывает волокна. Для удаления этого клея в стебле вызывали брожение посредством росы, для чего
лен расстилали на лугах, желательно пойменных, где он подвергался действию дождя, росы. Был и второй способ, когда лен в снопиках
погружался в воду (лен-моченец). После намачивания он сушился, в результате чего
достигалось разрушение связи между волокнами. Процесс разрушения стебля назывался мацерацией. После мацерации лен мяли на льномяльных приспособлениях – мялках. Окончательное удаление
частиц размятого стебля (костры) производилось путем трепания льна. Полученные волокна
сортировали и чесали, чтобы выпрямить волокна, разделить их на более тонкие и окончательно
удалить мелкие сорные частички и короткие волокна.
Затем волокна на ручных прялках соединяли в одну нить вытягиванием и скручиванием. Полученную пряжу
ткали на ручных ткацких станках в светелках или избах. И, наконец, выработанное полотно отбеливали.
Фото Прокудина-Горского, начало ХХ в. Крестьянка мнет лен на мялке. Фото с сайта: http://1mqas50gmj.edu.ms/?c=r&…
|
Ткацкий станок. Прежде такие станки стояли в каждом крестьянском доме. |
Относились ко льну с уважением: льняным тканям приписывали очистительные и обережные свойства. Одежда из льна считалась ритуально чистой и охраняла тело человека. К сожалению, сегодня из-за высокой цены и малого производства льняные ткани стали элитным материалом. Лён – экологически чистый материал. Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных, они меньше загрязняются и легче отстирываются, ткань с каждой стиркой становится только мягче и приятней телу. Пожалуй, единственный недостаток льняной одежды в том, что замачивать ее перед стиркой надолго нельзя – льняная нить разбухнет и изделие деформируется.
Льняная ткань препятствует возникновению грибковых заболеваний, воспалений, инфицированию повреждений кожи. Это свойство льна люди оценили очень давно (они заметили, что раны под льняными бинтами заживали быстрее, чем под хлопчатобумажными). Лён - великолепный теплоизолятор. Температура под льняной тканью в жару остается на 3–4 градуса ниже атмосферной. А в холодную погоду лён заботливо сохраняет тепло человеческого тела.
Женщина за ткацким станком. Фото с сайта: http://www.radimir.net/publ/po… |
Прядение с помощью ручной прялки. Фото с сайта: http://www.perunica.ru/tradici… |
Прялки часто были произведениями прикладного искусства. Их украшали резьбой и раскрашивали. Фото с сайта: http://nnm.ru/blogs/andrei-sto… |
Маковский К. Е. Портрет дочери Ольги. За прялкой. Были и такие продвинутые прялки. Фото с сайта: http://rexstar.ru/content/id10… |
Лен выращивали уже 7000 лет назад. В V–IV тысячелетиях до н.э. льноводство процветало в Древнем Египте, Месопотамии, Ассирии, на землях теперешней Индии, Китая, в Закавказье. Лен в большом количестве выращивали наши предки задолго до возникновения Киевской Руси. Достоверно установлено, что скифы носили льняную одежду. Семена культурного льна были найдены вместе с остатками ткани на поселении Модлона в бассейне оз. Воже в Вологодской обл., эта стоянка датирована III тыс. лет до н.э. Одичавший лен встречается в Канинской тундре, где последние три тысячи лет никто земледелием не занимался, земледелие там было возможно в так называемый голоценовый оптимум – в первой половине голоцена. Вероятно, с тех времен там и растет одичавший лен.
Во многих районах лен сеяли обязательно в новой льняной рубахе. В Московской губернии «сеяли лен без порток вообще голыми. В Олонецкой губернии женщины, уходя сеять лен, надевали новую льняную рубаху, но при севе снимали ее. Сеяли лен голышом, чтобы лен вышел хорошим» (Маслова, 1984). Нагота при посеве льна – это обрядовая форма, уходящая корнями в глубочайшую арийскую древность. Возможно, так льноводы показывали богам потребность в льняной одежде – дескать, смотри, бог, ведь мы же совсем голые. А может, этим хотели богу показать, что ценят льняную одежду, берегут ее.
Когда человек умирал и его тело отдавалось земле – уходило в мир предков, его отправляли «на новое житье» обязательно в одежде из льняного холста – «шили все холстовое», а рубашка, надевавшаяся «на смерть», не имела пуговиц, всегда завязывалась тесемками из льна (Маслова, 1984). Это говорит о том, что льняные одежды носили еще тогда, когда и пуговиц-то с петельками не было, а использовали тесемки. Еще в XIX в. полотенца, вывешивавшиеся на божницу и те, на которых опускали в могилу гроб, обязательно должны были быть льняными. Стоит вспомнить, что на языке санскрит слово «пряжа» обозначает народ, население, а «пряжати» – означает размножение, деторождение.
До ХХ в. Россия была великой льняной державой. Доля нашей страны в мировом
производстве льна составляла 80%.
Приблизительно 1/4 часть товарного льна потреблялась отечественной
промышленностью, а 3/4 – продавалось за границу в виде волокна. Кроме волокна из льна получали льняное семя, из которого выдавливали льняное масло, после выжимки масла оставался жмых, который прессовали и скармливали животным. Иногда в детстве мы попадали на колхозный склад, где в сусеках хранилась дуранда – пресованный льняной жмых. Брикеты его напоминали пряники и приятно пахли, но разжевать их было почти невозможно, хотя мы отчаянно пытались это сделать.
Затраты труда в человеко-днях на гектар в крестьянских хозяйствах были следующие: озимая
рожь – 52; овес – 31; ячмень – 29; лен – 104; картофель – 67; клевер – 21; естественные
сенокосы –
19. Итого получается 323 человеко-дней. В семье, угодья которой 7 га, как правило было 3–4 трудоспособных человека. Следовательно, на каждого с начала мая по начало ноября (за 6 месяцев) приходилось интенсивно отработать примерно по 100 дней, примерно по 16 дней в месяц. По-моему, это не столь уж и каторжный труд, как пишут сердобольные жалельщики крестьян.
Куда же тратили другие 10–12 дней в месяц крестьяне? У них были еще огороды, на которых выращивали овощи, которые надо было полоть, поливать. Затрат времени требовал уход за скотиной и домашней птицей, многие держали пчел. Лениться было некогда, но и страшной каторжной изнуренки не было.
Ростовская земля в Ярославской губернии – родина и
центр северного огородничества, которое
имеет здесь историю не менее 3 тысячелетий. Известно, что этим промыслом
занимались меряне (этнос меря), которые жили вокруг озера Неро более тысячи лет назад.
Почвы вокруг озера Неро уникальны, они богаты органическими веществами, более пригодными для выращивания
овощей, нежели зерновых культур.
Овощи здесь являлись наиболее дешевыми, доступными продуктами
питания, что и предопределило интенсивное развитие огородничества в Ростове и его опредместьях – Поречье Рыбном, Угодичах, Сулости, Львах и в других населенных пунктах, расположенных вокруг озера и вдоль реки Сары.
Уже в XIV–XV вв. огородничество достигает здесь столь высокого развития, что овощи
становятся товаром, который широко расходился за пределы Ростовской земли.
Краевед П. Критский отмечает, что почти каждый домохозяин Ярославского края
имел в XIX в. при доме огород, с которого получал необходимые для себя овощи: лук, свеклу, морковь,
капусту, огурцы и картофель.
В.И. Даль писал, что ростовчан дразнили присловьем: «Унас-ти в Ростове
чесноку-ти, луку-ти, а навоз все коневый».
Важность этого промысла оценил и Петр I, который отправил
несколько ростовских огородников за границу обучаться искусству выращивания, разведения и
селекции культурных растении.
В 1880 году в Поречье Рыбном культивировалось около 30 видов овощных культур и
лекарственных растений.
В начале XIX в. первенствующее значение приобрело разведение
цикория и картофеля.
Крестьяне села Поречье Рыбное выращивали
ежегодно 40 тысяч пудов цикория на сумму до 200 тысяч рублей. В связи с развитием
текстильной и кондитерской промышленности, использующей картофельный крахмал, картофель стали выращивать в промышленных объемах. Хотя еще в XVIII в. в «Топографическом
описании Ярославского края конца XVIII в.» губернский землемер, надворный советник Иван
Коренев писал:
«Земляные же яблоки (картофель) редко где садят».
Фото с сайта: http://www.nipigrad.ru/lib/history/foto_hutor_zemleustr.php
Хутор в Витебской убернии образован в 1908 г. Площадь хутора 5,05 дес, в том числе 4,05 дес. пахотной и усадебной земли и 1 дес. сенокоса. В хозяйстве имеются 2 лошади и 2 коровы, плуг, соха, 2 бороны. Севооборот трехпольный с посевом на 1 десятине клевера.
|
Фото с сайта: http://www.nipigrad.ru/lib/history/foto_hutor_zemleustr.php
Хутор во Владимирской губернии. Площадь хутора 12 ? дес, в том числе 12 дес. пахотной и усадебной земли и ? дес. сенокосной. Постройки состоят из жилого дома, сарая и амбара; на участке устроен колодезь. Живой инвентарь – 2 лошади, 1 жеребенок, 2 коровы, 3 телки. Сельскохозяйственные орудия состоят из двух плугов, бороны, веялки и мялки. На участке введен девятипольный севооборот с посевом вики и клевера с тимофеевкой, давшим в 1910 году богатый урожай.
|
Фото с сайта: http://www.nipigrad.ru/lib/history/foto_hutor_zemleustr.php
Хутор в Гродненской убернии образован в 1909 г. Площадь хутора 6,8 дес, в том числе 3,36 дес. под пашней, 3,24 дес. под сенокосом и 0,2 дес. неудобной земли. На хуторе вырыт колодезь, возведены: дом, хлебный сарай, конюшня и хлев. В хозяйстве имеются 1 лошадь и 2 коровы. Сельскохозяйственные орудия состоят из железного плуга, бороны и обычных крестьянских орудий. Севооборот четырехпольный. Скот пасется на привязи под надзором малолетних членов семьи. Посмотрите, какой хороший урожай ржи вырастили крестьяне!
|
Фото с сайта: http://www.nipigrad.ru/lib/history/foto_hutor_zemleustr.php
Хутор в Череповецком уезде, Новгородской губернии образован в 1908 г. Площадь хутора 7,45 дес, в том числе пахотной земли 4,98 дес, усадебной – 0,5 дес, выгонной – 1,84 дес и неудобной – 0,13 дес. На хуторе возведены: изба, баня, амбар, 2 сарая и овин; все постройки крыты тесом. Из крупного скота имеются 2 коровы и 1 лошадь. Сельскохозяйственный инвентарь состоит из плуга и бороны. Севооборот шестипольный с посевом кормовых трав. Хозяйство снабжается водой из вырытого при усадьбе колодца и из протекающего ручья.
|
Картофель широко культивировался также в Даниловском
уезде Ярославской губернии, в примыкавшей к ней Костромскойгубернии. В 1889 г. в Ярославской губернии насчитывалось 901 картофелеперерабатывающее
предприятие, а в 1909 г. количество таких
предприятий возросло до 1117.
Талантливый ростовский крестьянин овощевод-селекционер А.В. Грачев за успехи в земледелии получил высокое
признание, он был удостоен 11 золотых, 41 серебряной и 10 бронзовых медалей на международных выставках,
был избран в члены Парижской Академии сельского хозяйства.
Много диких растений приспособили наши предки для более эффективного улавливания солнечной энергии, изобрели множество агротехник и технологий. Для этого они вывели высокопродуктивные сорта растений, продуктивность которых в десятки раз больше, чем их диких предков. Улучшили качество получаемой продукции. Приручив животных и выведя породы домашних животных, расширили ассортимент продуктов биосферы, используемых человеком. Растительность лугов и степей питала многотысячные стада скота. Сегодня мы смотрим на результаты селекционной работы наших делеких предков как на чудо и не понимаем, как это им, диким по определению, удавались такие дела. Мы все еще уверены в том, что наше поколение умнее, грамотнее и прогрессивнее наших предков. Поэтому для объяснения таких фактов обращаемся к пришельцам из космоса или из параллельных миров. Не можем никак допустить, что далекие предки могли быть умнее нас!
Сегодня поборники технократической цивилизации говорят, что, обеспечивая себя продуктами питания и занимаясь жизнеобеспечением, человек должен был трудиться по 15 часов в сутки. Что жизнь его была беспросветной и невыносимо тяжелой. Я же считаю, что это, мягко говоря, ложь. Работая физически по 8–9 часов в день, человек в XIV–XV веках мог с лихвой обеспечить себя прекрасной едой, красивой и удобной одеждой, мог построить теплый и просторный дом, вовремя ремонтировать его, запасаться на зиму топливом и жить-не-тужить припеваючи. При этом у него оставалось достаточно времени для того, чтобы заниматься прикладными искусствами, сочинять и петь песни, сказывать сказки, устраивать танцы и пляски, рожать и воспитывать детей, заботиться о стариках.
Приведу информацию о том, как жили русские люди до преобразований, которые начались с приходом к власти прозападной династии Романовых. Мне приходилось бывать в старообрядческих селах Забайкалья, которые до сих пор сохраняют принципы русских традиций. Могу сказать, что в этих селах порядка и счастья на порядок больше, чем в селах центральной и северной России, которые замучены безумными реформами начиная со времен П. Столыпина, пытавшегося уничтожить сельскую общину и столкнуть сельскую Русь в канаву капитализма.
Семейские – это староверы, очень древняя ветвь русского народа, частица допетровской Московской Руси, потомки раскольников, высланных властями в Сибирь и другие края Российской империи в XVII–XVIII столетиях.
Прошло около 250 лет с момента поселения семейских в Забайкалье. За это время они обрели здесь вторую родину. Избы семейских – это высокие деревянные постройки. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Наряден внешний вид семейских сёл. Карнизы, наличники, фронтоны декоративно оформлены и окрашены, преобладают красный, синий, зелёный, белый и голубой цвета. Дома красят внутри и снаружи и моют два раза в год. Мытьё наружных стен вызвано эстетической потребностью. Семейским нравится, когда стены сверкают янтарным блеском, «браво вымыты», «как жар горят». Вымытые стены придают внешнему виду села свежесть и радуют глаз.
Редко в каком селе найдёшь повторение одного и того же орнамента. Все в их селениях говорит о жизнелюбии народа и достатке.
Любовь семейских к чистоте возведена в культ. По ней оценивают трудолюбие человека. Старые люди сказкой, присказкой, побасенкой, песенкой, пословицей внушали молодёжи чистоту дел и помыслов. Народная педагогика рождалась из практики жизни. У хорошего хозяина или хозяйки чистота и порядок наблюдается везде: в доме, в сенях. На крыльце и в ограде. Полы чистые и застелены домоткаными половиками. Печь побелена, постель застлана чистой простынёй и покрывалом. В отменной чистоте содержится посуда, она для разных хозяйственных нужд отдельная.
Семейские с XVII–XVIII веков до наших дней сохранили без изменений старинную форму одежды. Сказочно красивы наряды семейских женщин: рубашки вышиты птицами, яркие сарафаны и фартуки украшены лентами, на голове кичка, на груди многорядные янтарные ожерелья.
(Использована информация из реферата Анны Большаковой "Старообрядческое село-Тарбагатай")
Мне довелось побывать в 2005 г. в Красночикойском районе Забайкальского края – в "стране" семейских староверов. Я был удивлен и восхищен порядком в селениях, трудолюбием, оптимизмом и талантливостью жителей. Я словно увидел наяву Русь ушедшую, Русь погибшую от бесконечных реформ. Здесь ее осколочек еще сохранился.
|
Горсточку русских сослали
В страшную глушь за раскол,
Землю да волю им дали;
Год незаметно прошёл –
Глядь – уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит,
Мельницу выстроят скоро.
Уж запаслись мужики
Зверьём из тёмного бора,
Рыбой из вольной реки.
Вновь через год побывали, новое чудо нашли:
Жители хлеб собирали
С прежде бесплодной земли.
Дома одни лишь ребята
Да здоровенные псы,
Гуси кричат поросята
Тычут в корыто носы…
Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад –
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!
Н.А. Некрасов.
Красив наш суровый лесной, дивный край,
В который я с детства влюблён,
Есть в сердце Сибири – Тарбагатай –
Старинный сибирский район.
Сюда наши прадеды семьями шли,
Неся тяжкий крест до конца,
И веру святую для нас сберегли,
Отдав завещанье отцам:
Хранить истоки старины!
Вершить историю страны!
Чтоб процветал и был силен
Тарбагатайский наш район!
........
Здесь мой дом, моя крепость, земля, здесь мой тыл
И в каком бы я не был краю,
Чтоб очаг мой родной не погас, не остыл,
Я вернусь и конечно спою:
Мне в наследство достался мелодий родник
И старинной иконы оклад.
Будем жить – не тужить, и опять возродим
Быта нашего строгий уклад.
Пусть в украшенных росписью новых домах
Наши дети и внуки живут.
И не время сейчас, православные, спать –
Созидать нас потомки зовут!
Из гимна забайкальского села Тарбагатай |
Семье из 6–7 человек на год требовалось около 15 мешков зерна (1 т), 40 мешков картофеля (2 т), бочка квашеной капусты (100 кг), бочка соленых огурцов (50 кг), бочка соленых грибов (100 кг), порядка 50 кг лука, 20 кг чеснока, 300 кг корнеплодов. Надо было держать 2 лошадей, 2 коров, 10 кур, по возможности несколько гусей или уток. При урожайность зерновых 20 ц/га, чтобы ежегодно собирать по 2–2,5 т зерна, требовалось засевать участок пашни площадью 2–2,5 га. Нужен был огород площадью в 1 га, на котором можно было выращивать выше обозначенное количество картофеля и овощей. Чтобы прокормить домашний скот, следовало заготовить около 10 т сена. А такое количество сена можно было накосить на лугу площадью 4–5 га. Для обогрева дома зимой требовалось 15–20 куб. м сухих дров. Можно было еще иметь 10–15 ульев пчел, вырыть пруд и развести в нем карасей или карпов.
Человек на лошади за рабочий день мог легко вспахать 0,5 га пашни, следовательно, на вспашку поля и огорода ему требовалось всего 6–7 дней. Чтобы посеять зерновые, посадить огород семье требовалось еще 10–15 дней, вывезти навоз на поле – 3–4 дня, скосить траву, высушить и уложить в стога требовалось около 30 дней, сжать хлеба и обмолотить их – 20 дней, убрать картофель и овощи с огорода – 10 дней. Итого требовалось 86 рабочих дней за период май, июнь, июль, август, сентябрь, т.е. за 150 календарных дней. Ну и где же тут каторжный труд? Оставалось у крестьянина время и для того, чтобы рыбу половить, и по грибы сходить, и ягод в лесу насобирать. Ведь в семье-то было 5–6 человек, из них 3 взрослых и трое детей. Дети тоже участвовали в работе, оказывая посильную помощь родителям. Не сидели сложа руки и старики.
В начале XIX в. из 138 миллионов десятин крестьянских надельных земель около 115 млн. дес., были общинными землями (Пушкарев С. Россия в XIX веке (1801–1914). В 1905 году из общего количества 12 млн. крестьянских дворов менее 5 десятин на двор имели 2.857 тыс. дворов, или 23,8% общего числа дворов. От 5 до 10 дес. на двор имели 5072 тыс. дворов (42,3%); свыше 10 дес. — 4070 тыс. дворов (33,9%) (Статистический Ежегодник, 1906 г ., с. XLI).
Так, например, в Алтайской губернии заимщик Поваренков прожил на заимке 14 лет, но сеял 4 десятины пшеницы и ржи и 2 десятины овса. Другой заимщик, ведущий хозяйство 11 лет, имел запашки 4 десятины. В 1901–1905 гг. урожайность пшеницы яровой в Сибири составляла 45 пудов с десятины, в Европейской России – 45 пудов; овса в Сибири – 47 пудов с десятины, в Европейской России – 49 пудов; ячменя в Сибири – 53 пуда с десятины, в Европейской России – 51 пуд с десятины. Высокая урожайность в Томской губернии была обусловлена хорошим качеством почв, что неоднократно отмечали многие исследователи. (Дмитрий Белянин. Столыпинская переселенческая политика в Томской губернии (1906–1914 гг.).
Да, для жизни нашим средневековым предкам требовались немалые физические усилия. Но их требовалось не больше, чем сегодня расходуют городские жители в фитнес-центрах и спортзалах, а то и просто в походах по магазинам и рынкам, трясясь в автобусах и трамваях. Ведь и сегодня продукты, выращенные на своем огороде, предпочтительнее, чем купленные в магазине или на рынке. А тогда люди постоянно употребляли действительно экологически чистую продукцию. Да, были болезни, смерти, увечья, несчастные случаи на работе. Ведь даже Остап Бендер умудрился попасть под лошадь. А что, разве сегодня люди стали бессмертны, не стареют и не болеют? Наши предки тоже умели лечиться, даже больные зубы могли выдирать, в деревнях были бабки-повитухи, принимавшие роды. И рождаемость тогда была на должном уровне. Люди доживали до 70 и даже больше лет. В нашеи селе, например, в пору моего детства было 15 человек старше 80 лет, из них 5 человек умерли в возрасте за 90, один дед дожил до 105, а одна бабушка (его жена) дожила аж до 115. Сегодня стариков старше 80 лет в моем родном селе нет. Надо учесть, что поколение, которое стало стариками в середине ХХ века, прожило очень тяжелую жизнь – войны первую и вторые мировые, революцию и гражданскую войну, коллективизацию и голод в начале 30-х и в конце 40-х.
Кажется, человечество не заметило, как проскочило свой золотой век, не задержавшись в нем, так и не научившись регулировать свою численность, не поняв, что удовлетворение растущих потребностей – очень плохая цель жизни, что потребление надо держать в разумных пределах. Может быть, не так уж и дики те племена и этносы, которые не спешили и не спешат в нашу технократическую цивилизацию, а живут в суровой Арктике – в Гренландии, полупустынях Австралии и в джунглях Амазонии? Я не утверждаю, я просто задаюсь таким вопросом. Индейцы в Америке не использовали колесо, хотя строили великолепные храмы. Может быть, им было запрещено традицией использовать колеса, может быть, так их мудрецы притормаживали падение своей культуры в технократическую яму? И ведь не хотят умные "дикари" в наше "светлое" будущее из своего "темного" прошлого.
Пруд в Княжем Починке на севере Ярославской области. Этот пруд образован плотиной на малюсеньком ручье, но он сильно расширен путем изъятия грунта, который уложен по его берегам. Создан этот пруд в момент основания Починка. Это единственный водопой для скота и источник воды для технических нужд селения. |
Глядя на этот брошенный дом в умершей деревне в Вологодской области, начинаешь понимать: что-то существенное сломалось в нашей России, коль люди вынуждены бросать такие дома. Ведь русские от добра добра не искали и не ищут. Фото с сайта: http://vaga-land.livejournal.com/139917.html
Судя по этому дому, совсем не бедно жили крестьяне в Северной Руси. Более 100 лет простоял этот дом, много безумных реформ повидал он на своем веку, но последние две не сдюжил. |
Многим моим сверстникам, кто родился в деревне сразу после Великой Отечественной Войны, пришлось в детстве жить еще при старом укладе жизни, отчего мы знаем его не по-наслышке. А в старости мы оказались в мире машин, компьютеров, шопингов и банковских кредитов. Мы можем сравнить то, что было, и то, что стало, и понять, что же произошло с Россией за 60 лет. Прямо скажу – сравнение не в пользу того, "что стало".
Этой статьей, как и многими другими публикациями, я призываю читателей задуматься над тем, а правильной ли дорогой мы идем, для чего мы в этой наземной жизни, для чего живем, в чем наше счастье? Мне кажется, что наши далекие предки знали ответы на эти вопросы. А если бы не знали, то нас бы с вами просто не было на этом свете.
Весьма интересны замечания Екатерины II, которая совершала в апреле-июне 1767 года
поездку по России. Возвращаясь из Симбирска в Москву, она написала из Мурома графу Н.И.
Панину: «Я на досуге сделаю Вам короткое описание того, что приметила дорогою. Где
чернозем и лучшее произращение, как-то: Симбирская провинция и половина Алатырской, там
люди ленивы и верст по 15 пусты, не населены, а земли не разработаны. От Алатыря до
Арзамаса и от сего места до муромских лесов земли час от часа хуже, селения чаше и ни пяди
земли нет, коя не была бы разработана, и хлеб лучше, нежели в первых сих местах, и нигде голоду
нет».
Историк И.Е. Забелин писал: «...далекая Суздальская сторона в нашей земле и
в нашей истории очень рано без всяких воинственных походов и завоеваний становится очень
сильною, господствует над остальными княжествами, а потом втягивает в свое русло и всю
историю Русской страны.
Сила Суздальской земли были сила промысла и работы, а стало быть, и сила
устроенного хозяйства.
Таким образом, этот сравнительно небольшой угол между Окой и Волгой сам собою
возродился в великую земскую и государственную силу всей Русской земли, стал ее настоящим сердцем».
В течение длительного исторического периода: с 1724 по 1897 гг. ежегодный
прирост населения в России составлял 2%. Таким образом, население страны ежегодно прирастало на 2 процента и удваивалось через каждые 50 лет. А что по части прироста населения России имеем мы сегодня, в век нанотехнологий?
Английские путешественники Р. Ченслер и К. Адаме, побывавшие во многих городах и
селах России в XVI в., отмечали: «Сторона между ними (Москвой и Ярославлем)
изобилует маленькими деревушками, которые так полны народа, что удивительно смотреть на
них. Земля там хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном
количестве, что не веришь своим глазам. Каждое утро вы можете встретить от 700 до 800
саней, следующих туда с хлебом, а некоторые с рыбой».
Да, за 100 лет средства информации сформулировали в сознании людей устойчивое представление о тяжелой жизни наших предков до технической революции, и сегодня они активно поддерживают его. Когда-то мои родители устремились из деревни в города, убежденные в том, что только там можно жить "по-человечески". Их поколение да и мое поколение тоже были уверены, что технический прогресс неизбежно приведет нас к светлому будущему, когда все делать будут машины, а люди будут есть, пить, веселиться, заниматься науками и искусствами и совершенствоваться, осваивая новые миры, новые вселенные. По-моему, и сегодня многие еще в это верят.
Но похоже, что светлого будущего у человечества уже не будет. Мы уже столько натворили в биосфере, что с последствиями совладать не можем. У человечества было светлое прошлое, но человечество проскочило его, думая, что оно не светлое, а светлое – впереди. Неравновесие в душе народа, неравновесие в Природе, нас окружающей, а в некоторых местах – уже просто настоящая социальная, психологическая и экологическая катастрофа. Об этом можно более обстоятельно почитать и посмотреть вот по этому адресу:
Экологические кризисы и их причины (http://geobotany.narod.ru/theory10.htm)
Все слышали знаменитую фразу Гоголя про птицу тройку, но знают только начало ее, а мне хочется привести эту фразу из "Мертвых душ" полностью: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя
выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в
очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя расторопный ярославский мужик».
Использованные источники информации
Английские путешественники в Московском государстве. – Л., 1937. – с. 56.
Арефино, Церковь во имя Живоначальной Троицы. Адрес доступа: http://sobory.ru/article/?object=09879
Белянин Д. Столыпинская переселенческая политика в Томской губернии (1906-1914 гг.) Адрес доступа: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text
Бог Ярило. Адрес доступа: http://ruslife.org.ua/post111096901/
Большакова А. Старообрядческое село-Тарбагатай. Адрес доступа: http://shkola.tsu.ru/blog/index.php?page=post&blog=AnUn-blog-sh&post_id=1840
В Нефтекамске в 2 раза выросли показатели инвалидности от врожденных пороков развития. Адрес доступа: http://delogazeta.ru/news/a-3588.html
Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. Адрес доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/milov/01_7.php
Ветроэнергетика. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Ветряные мельницы в России. Адрес доступа: http://vetrodvig.ru/?page_id=98
Водяное колесо. Адрес доступа: http://istex.ru/fontany/27-vodyanoe-koleso.html
Засельский В., Лалаянц И., Сенюшина Е., Столяров Б. Генетические уродства. Адрес доступа: http://www.ogoniok.ru/archive/1996/4463/32-28-31/
Гумно и овины. Адрес доступа: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006350/10013003/
Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Введение. – М., 1876.
Использование энергии ветра и воды. Адрес доступа: http://www.pifos.ru/news/ispolzovanie_ehnergii_vetra_i_vody/2012-05-03-599
История: лошади и человек. Адрес доступа: http://www.zooeco.com/0-dom/0-dom-a220-0.html
Каменотёсные промыслы. Адрес доступа: http://vepsmuzei.narod.ru/httpvepsmuzeinarod2ruvepsiindexhtml/kamenotyosnie_promisli/
Карпачёв С.П. Лошадь на трелёвке леса – гармония с природой или экономическая выгода? Адрес доступа: http://www.lesopromyshlennik.ru/timber/tech.html
Канчаловский П. От Москвы до Архангельска. – М., 1897.
Крыштофович О. Сельское хозяйство // ИАОИРС. – 1911. – № 4. С. 142
Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX вв. – М.: Наука, 1984. С. 116.
Мельницы. Адрес доступа: http://www.m-der.ru/store/10006298/10006335/10006350/10012997/
Набокова О.А. Выращивание и обработка льна крестьянами Пудожского уезда на рубеже XIX–ХХ вв. Адрес доступа: http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-7/282.html
Неизвестная Марий Эл. Адрес доступа: http://mari-obereg.narod.ru/novosti8.html
Непростая коммуна. Адрес доступа: http://yarportal.ru/topic56368.html
Одомашнивание лошади. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. – М.: Изд-во «Искусство», 1983. – 287 с.
Постройка мельницы. Адрес доступа: http://narodnik.net.ua/index.php?id_post=18
Пушкарев С. Россия в XIX веке (1801–1914). Адрес доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/pushk/08.php
Разгон В.Н., Д.В. Колдаков, К.А. Пожарская. Демографическое и хозяйственное развитие западных волостей Алтайской губернии в начале ХХ в. (анализ базы данных крестьянских хозяйств по сельскохозяйственной переписи 1917 г. Адрес доступа: http://new.hist.asu.ru/biblio/demxoz/22-61.html
Ротенберг Ю.С. Загрязнения – адаптация – уродства // Химия и Жизнь №6, 1983 г., с. 52–55. Адрес доступа: http://zarchive.narod.ru/zagr.html
Рычков Л. Жатва урожая. Адрес доступа: http://www.vishkil.ru/istoriya/zhatva-urozhaya.html
Свойства льна и его история. Адрес доступа: http://www.narodko.ru/article/cloth/aboutnhi/cvoictva_lmna_i_ego_ictoria.htm
Сказание о чудесной мельнице сампо и злой колдунье Лоухи. Адрес доступа: http://lib.ru/PXESY/domik/come_on/sampo_1.htm
Словарь промысловой лексики Северной Руси 15–17 вв. – С.-Петербург: изд-во "Дмитрий Буланин", 2003. – Вып. 1 – 254 с. вып., 2 – 331 с.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1965. – Т. 27. С. 54.
Ткачество и льняная нить. Адрес доступа: http://www.narodko.ru/article/cloth/alin/tka4ectvo.htm
Федотов В.Г. Промыслы Ярославской губернии. Адрес доступа: http://xn----7sbbgizbicfdgyq0bk.xn--80aezclli6gta.xn--p1ai/files/item_100-fedotov.pdf
Финский овин. Адрес доступа: http://merjamaa.ru/news/finskij_ovin/2011-09-07-332
Шадрин И. Россия в половине XX в. // Журнал «Жизнь для всех». СПб. – 1914. №3 – 428 с.
Цинман А.З. Кризис помещичьей системы хозяйства в Вологодской губернии в первой половине XIX века // Материалы по истории местного края. – Вологда, 1967. Адрес доступа: http://www.booksite.ru/usadba_new/world/16_1_01.htm
Энергия воды и ветра. Адрес доступа: http://www.istex.ru/fontany.html
Энергия ветра. История и реальность. Адрес доступа: http://www.vifree.ru/articles/alternathive/wind-power/62-wind-power-history
Ярило. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/