Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Северной Руси Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

Пусть Америка, Лондон пусть…
Разве воды текут обратно?
Это пляшет российская грусть,
На  солнце смывая  пятна.

С. Есенин

Энергетика древней Руси

© Галанин А.В. Энергетика древней Руси // Вселенная живая [Электронный ресурс] – Владивосток, 2013. Адрес доступа: http://ukhtoma.ru/plotina1.html

Лошадиная сила || Энергия ветра || Энергия малых рек || Энергия Солнца и древние биотехнологии || Технологии сенозаготовки

 

 

Эту статью хочу посвятить использованию энергии нашими далекими и не очень далекими предками, жившими до так называемой технической революции. Многие считают, что понятие энергетика не применимо к древним временам, когда не было даже паровых машин, не говоря уж об электростанциях, автомобилях и поездах. Почти все сегодня уверены, что до технократической эпохи люди жили очень плохо, тяжело и неинтересно. По-моему, это большое заблуждение. Техническая революция, из которой мы сделали некое божество, на самом деле принесла людям больше бед, чем облегчения. Загрязнение среды вредными веществами, нездоровая и невкусная пища, шумовое загрязнение, возмущения в атмосфере и литосфере, новые страшные болезни, психические расстройства, безработица или "лишние" люди, войны, в которых погибают миллионы человек в расцвете сил, еще сотни тысяч гибнут в автомобильных катастрофах и при техногенных авариях. И это – плата за возможность часами, а то и сутками "балдеть" на диване перед телевизором или монитором, дрыгаться и бесноваться в идиотских плясках на площадях под сатанинскую музыку и вопли ПОПзвезд. Всех ужасов нашей цивилизации не счесть!

Лошадиная сила

Хищен и спокоен взор кошачий,
Злобен или предан взгляд собак.
Только лошадь смотрит в мир
иначе,
Потому что мир – в её глазах.

Вера Вдовина

Считается, что предком домашней лошади является тарпан, который обитал в южных русских степях. Тарпаны были серо-мышастой масти с темным ремнем по спине, темными ногами и стоячей гривой, длинным не густым хвостом. Местные жители преследовали и истребляли тарпанов, так как они вытаптывали посевы и уничтожали стога сена. Приручать тарпанов не удавалось, они плохо переносили неволю и в неволе быстро погибали. Обуздать их не удавалось. Последний дикий тарпан погиб в конце 80-х годов XIX века, а пойманный жеребенок прожил в табуне домашних лошадей до 1919 года.

Кони на выпасе поздней осенью. Фото И.Н. Маврина.

Домашние лошади разводились в Восточной Европе на территории современной Украины примерно 6 тыс. лет назад. В то время эту территорию населяли предки киммерийцев. Возможно они и одомашнили тарпанов.  Имеются доказательства того, что лошадей вначале разводили на мясо и только потом начали использовать в качестве тягловой силы.

Самые древние останки домашней лошади найдены в Южном Предуралье на стоянках Муллино и Давлеканово, расположенных на территории Башкортостана. Они датируются рубежом VII–VI тыс. до н. э. Лошади в Муллино все молодые (до 5 лет). Кости их часто разрубались вдоль для обработки и изготовления орудий.

Найдены костяные кинжалы из костей лошадей с прорезями для вставки в них кремневых лезвий. Если бы это были дикие животные, то среди них были бы представлены все возрасты лошадей. На некоторых стоянках Южного Урала больше половины всех костей – кости лошади. На отдельных памятниках их число составляет приблизительно 80–90 % всех костей.

Носители ботайской культуры (северная часть теперешнего Казахстана) освоили езду верхом с целью охоты на диких лошадей. В ботайских поселениях найдены сотни тысяч костей животных, из которых от 65 до 99% составляют кости лошадей. В одном из поселений ботайцев для лошадей был устроен загон, в котором остался толстый слой навоза, а в керамических сосудах ботайцев обнаружены остатки кобыльего молока. Характерные следы удил на коренных зубах появились 5,5 тыс. лет назад. Предполагают, что навыки разведения домашних лошадей ботайцы переняли от соседней  хвалынской культуры населения западного Урала, где разводили лошадей и овец и, возможно, там на территории современного Башкортостана одомашнили лошадь ещё в 4800 г. до н. э.

Лошадь Пржевальского. Фото с сайта: http://macroclub.com.ua/photo/…

Табун лошадей Пржевальского. Фото с сайта: http://chornobyl.in.ua/loshad-…

Домашняя лошадь якутской породы переносит мороз до –60° С. Фото с сайта: http://clubs.ya.ru/46116860184…

Домашняя лошадь происходит от видов диких лошадей Старого Света, из которых до наших дней дожила только лошадь Пржевальского, обитающая в степях и полупустынях на юге Монголии. Однако генотип лошади Пржевальского состоит из 66 хромосом, а у домашней лошади – из 64, к тому же различны их митохондриальные ДНК. А это означает, что предком домашней лошади, вероятно, был тарпан.

Судя по наскальным рисункам из пещеры Ласко, предок домашней лошади внешне напоминал лошадь Пржевальского и был рыжей масти, с большой головой, толстой шеей, жесткой стоячей гривой и короткими ногами. В старом свете в период одомашнивания обитало четыре подвида тарпана. Люди охотились на лошадей ради мяса, и многие подвиды лошадей ледникового периода были полностью истреблены или вымерли в начале голоцена из-за климатических изменений.

В Якутии до сих пор лошадей выращивают на мясо. Полудикие табуны низкорослых лохматых лошадок пасутся летом и зимой. Зимой они добывают корм из-под снега (тебенюют), благо снега в Якутии выпадает не много. Лошадь якутской породы используется и под седлом, и запряженная в повозку.

Я считаю, что дикие лошади, обитавшие на территории среднего и южного Урала 15 тыс. лет, назад были очень похожи на якутских лошадок. Климат тогда в этих местах был похож на климат современной Якутии, это была зона холодных перигляциальных степей на вечной мерзлоте.

Изображение дикой лошади на стене пещеры. Этому изображению не один десяток тысяч лет. Фото с сайта: http://kohuku.ru/proishojdenie…

Домашняя лошадь – не только транспортное тягловое животное. От нее получают молоко, из которого приготавливают кумыс. Фото с сайта: http://archaeology.about.com/o…

Судя по генофонду домашних лошадей, одомашнивание происходило либо независимо в разных местах, либо к генотипу домашней лошади многократно добавлялся генотип кобыл, вновь отловленных из дикой природы. Последняя версия подтверждается существенно меньшим генетическим разнообразием жеребцов и большим генетическим разнообразием кобыл. Признаки, сцепленные с Y-хромосомой, у домашних лошадей менее разнообразны, чем признаки, сцепленные с Х-хромосомой. Эти результаты были получены генетиками Уральского университета.

Надо полагать селекционная работа с лошадьми велась на протяжении нескольких тысечилетий. При этом были выведены породы для кавалерии, для перевозки грузов – тяжеловозы, породы устойчивые к зимним морозам, породы устойчивые к климату жарких стран. Было создано множество приспособлений для верховой езды, для работы в легкой упряжке типа тарантаса, для работы в тележной упряжке, лошадей приучили таскать соху и плуг, вращать всевозможные механизмы. Это красивое, умное и трудолюбивое животное шло нога в ногу с человеком тысячи лет.

На среднюю и верхнюю Волгу лошадь попала уже одомашненной вероятно 5–6 тыс. лет назад.  К 4800–4400 гг. до н. э. относятся останки лошадей и их изображений в погребениях самарской и хвалынской культур Поволжья. Примерно в это же время лошади появляются  на территории провинции Ганьсу на северо-западе Китая. Лошади в лесной зоне Европы, а также в Китае появились в результате заимствования у степных кочевников, а часто приходили вместе с племенами кочевников, которые в засушливые переиоды сами приходили в более влажную зону. Благодаря этому в лесной зоне Европы сформировалась культура земледельцев животноводов.

Импорт лошадей в Месопотамию начался после 2000 г. до н. э. в связи с изобретением военных колесниц. Самые древние колесницы обнаружены в могилах древнего поселения Синташта в степях южного Урала между реками Тобол и Урал. Останки лошадей вместе с фрагментами колесниц датируются 2100–1700 гг. до н. э. Несколько позже колесницы появились в Греции, Египте, Месопотамии и в Китае.

Уже 4–5 тыс. лет назад на теперешней территории теперешней центральной России использовали лошадей в качестве тягловой силы. На лошадях перевозили грузы, пахали и бороновали пашню, трелевали лес, возили бревна. В общем, энергию лошадей в течение тысячелетий вплоть до середины ХХ века наши предки использовали очень широко. Да и сегодня мощность наших мерседесов и тракторов мы измеряем все еще в лошадиных силах.

Но если прежде одна лошадиная сила за день могла вспахать поле размером с гектар, то сегодня трактор в 100 лошадиных сил за день вспахивает от силы поле размером в 10 га. А вот 100 лошадей за день могли вспахать не 10 га, а 100 га, то есть в 10 раз больше. Это я говорю к вопросу об эффективности использования энергии прежде и теперь. Да для того, чтобы пахали 100 лошадей, требовалось 100 пахарей, а трактором управляет теперь только 1 человек. Но не надо забывать о том, сколько человек в это время сидит в конторах и управляет этим одним трактористом, сколько чиновников на всех уровнях протирает штаны вместо того, чтобы действительно трудиться, сколько человек добывает нефть и гонит из нее бензин и солярку. А сколько банкиров при этом наживается!

Пашущий крестьянин. С гравюры Д.А. Аткинсона. Рисунок с сайта: http://rusfolklor.ru/archives/…

Л.Н. Толстой на пашне. Картина И. Репина. Репродукция с сайта: http://allday.ru/index.php?new…

Прежде пахали сохой или конным плугом, при этом пахали на глубину верхнего плодородного слоя почвы – 10–12 см. Неплодородную глину наверх не выпахивали, отчего урожаи тогда были значительно выше, и главное, почва так быстро не истощалась. Перед вспашкой на поля вывозили удобрение – навоз. И таким образом восполняли в почве вещества, вынесенные с урожаем зерна и соломой, благодаря чему почва не только не истощалась, но ее плодородие возрастало. В нечерноземной таежной зоне земледелие без навоза было вообще невозможно. Поэтому на север земледелец мог продвигаться только вместе с домашним скотом – коровами и лошадьми.

Первые земледельцы в таежную зону пришли без лошадей, их называли огнищанами. Они сжигали участок леса и на этом участке, удобренном золой от сгоревших деревьев, в течение 4–5 лет выращивали зерновые культуры. Однако без внесения навоза почва быстро истощалась, и поле приходилось забрасывать и выжигать новый участок леса. Для того, чтобы выжить деревне из 5–7 домов, требовалось засевать не менее 40–50 га. Лес на заброшенном поле восстанавливался примерно 60–80, а то и 100 лет. Для существования такой деревни требовалась общая площадь земель под полями, лесами и лугами порядка 1250 га (грубо гворя, около 125 кв. км). И действительно, маленькие деревеньки тогда находились друг от друга на расстоянии более 7 км, затерянные в лесах.

Разведение скота и удобрение полей навозом позволило северному крестьянину более эффективно использовать землю. В результате деревни с 10–15 домами в средние века располагались на территории Северной Руси уже на расстоянии 2 км. Плотность населения при этом увеличилась в 3–4 раза. Вот тогда и стали появляться союзы племен и протогосударства. Тогда земледелец смог произвести не только продукт для собственного потребления, но и добавочный продукт, которым можно было обмениваться, торговать, который можно было у крестьянина отнять в пользу князя, боярина, барина.

Посев и боронование (заделка семян в почву) в конце XIX века. Мальчик верхом на лошади прочерчивает бревном линию – границу между уже засеянной частью поля и незасеянной. Сеятель с лукошком идет и равномерно разбрасывает зерно вдоль нового ряда шириной около 2 м. Лошади с боронами заделывают зернышки в почву на небольшую глубину, где они и прорастут. Кстати, ходить целый день по рыхлому полю с тяжелым лукошком перед собой не очень-то и легко. Отличная тренировка для ног и спины. Да и руками за день намашешся. Но работа приятная: свежий воздух, запах весенний земли, в небе заливается жаворонок. Это ведь и есть счастье. Фото с сайта: http://altapress.ru/story/5554…

Две лошадиные силы, запряженные в сани с гладкими полозьями, по ровной дороге могут везти воз бревен, который впору везти трактору. Две лошадиные силы могут везти воз весом 68 т. Фото сделано в 1890-х годах на лесоповале в Мичигане. Разумеется, это рекорд, но задуматься над этим стоит. Фото с сайта: http://plusani.net/130-loshadki-vezuschie-hvorostu-voz-1-foto.html

Чтобы создать систему жизнеобеспечения на севере России, пришлось не только приручить крупный рогатый скот, овец и лошадей, но и сделать ряд изобретений: колесо, телегу, соху и плуг. Посмотрите на эти фотографии. Ведь были те, кто впервые придумали хомут, а затем изобрели дугу и оглобли – приспособления, чтобы ремни и веревки не натирали бока лошади. Для снятия части нагрузки с шеи лошади придумали шлею с подпругами и чересседельник. Много этапов усовершенствования претерпели телега, сани и бричка.

На этом рисунке я попытался нарисовать эскиз настоящей русской телеги, которой пользовались в Северной Руси. К сожалению, фотографии ее в интернете я не нашел, а теперь уже таких телег и на моей родине нет. В интернете помещены фотографии разного типа бричек – на резиновом ходу, с рессорами и т.д. А вот настоящие телеги, какие делали на моей родине без единого гвоздя, уже мало кто и помнит.

На таких телегах возили дрова, мешки с зерном, вывозили навоз на поля, такие телеги служили очень долго, их берегли, ремонтировали. Оси и втулки колес и дыры для шкворня смазывали дегтем, который получали при сжигании березовых дров в ямах с очень ограниченным доступом воздуха.

Единственным недостатком русской телеги, по-моему, было отсутствие у нее рессор.

Остов или скелет телеги вытесывали из дерева, выкопанного из земли с корнями. Подбирали такое дерево, толстые корни у которого от ствола отходили в определенном направлении. Потом из этих корней вытесывали две стойки (2), в их торцах в сторону будущей телеги делели пазы, глубиной 3 см и шириной 2,4 см. Из ствола дерева с корнями вытесывали толстую доску-плаху, которая становилась дном телеги. В заднюю часть этой доски-плахи в ее бока вдалбливались две задние стойки (7), в которых со стороны телеги делались такие же пазы, как в передних стойках-корнях. В пазы вставляли боковые доски (6), а потом задние и передние стойки связывали между собой брусками (облучками), в которых продалбливались дыры (углубления), и этими дырами облучки (5) одевались на стойки. Поэтому поэт и писал: "Сидит мужик на облучке в тулупе, в красном кушаке".

Передок телеги тоже забирался досками (2), которые помещались в пазы стоек-корней. Между стоек-корней на основной скелетной плахе проделывалось отверстие для шкворня (3). Шкворнем телега крепилась на передней оси, для чего в передней оси тоже проделывалось отверстие для шкворня. Телега на шкворне могла поворачиваться, шкворень мог поворачиваться и в оси, и в телеге. В нижнию часть шкворня, продетого сквозь телегу и ось, вставлялась шпонка, которая не позволяла телеге соскакивать с оси. Но иногда, когда колеса увязали в грязи или вес вгруза в телеге был слишком большой, шпонку ломало, и телега соскаивала с оси. При этом ломалась только шпонка, а ось и телега оставались целыми.

Диаметр задних колес был больше, чем передних, отчего дно телеги было несколько наклонено вперед, что препятствовало съезжанию груза назад при тряске и когда телегу резко дергали вперед. У колес были ободья (9), втулки с отверстиями (10) и спицы (11), которые соединяли втулки с ободьями. Колеса одевались на оси, и в ось вставляли чеку, чтобы колесо не съезжало с оси. На переднюю ось между телегой и колесом одевались оглобли (8). Оглобли тоже делались из нетолстых стволов, выкопаных с корнями. В корневой части оглобли были более толстыми (широкими), здесь в оглоблях проделывались отверстия диаметром чуть больше толщины оси.

Скелет телеги, оси, оглобли и колеса делали из прочной и вязкой древесины – из березы. Ободья колес укрепляли железными полосами – обручами, к которым крепились изогнутые под диаметр колеса деревянные бруски. Металлическим был и шкворень. Листовым железом укреплялась комлевая часть оглобли. Такая конструкция телеги делала ее разборной. Если вдруг телега мчалась с горы, то она соскакивала со шкворня, ломались чеки, и колеса слетали с осей. Но при этом кроме шпонки на шкворне и чек ничего не ломалось, а их заменить и собрать рассыпавшуюся на части телегу было плевым делом. Хуже, когда ломалось колесо. Но и в этом случае смекалка помогала мужику. Под ось к телеге крепили прочный кол, и он заменял сломанное колесо, поддерживая телегу на высоте сохранившегося колеса. Этот прием использовали русские шофера на фронте, когда ломались ведомые колеса у автомобилей, чем изумляли недогадливых иностранцев.

Ну а без рекорда одна лошадиная сила легко может везти вот такой воз дров. Фото с сайта: http://www.siberiatravel.net/forum/11_36_1.html

Сенокошение на лошади. Обычно в конную сенокосилку запрягали по 2 коня. Одной лошадке все же тяжело выполнять такую работу. Примерно такую же сенокосилку тянет трактор мощностью 40 лошадиных сил. Фото с сайта: http://www.fotoprizer.ru/foto-…

В детстве и юности я не раз ездил на лошади на телеге и в санях, запрягал и распрягал лошадь, кормил и поил ее, даже пытался с ней разговаривать. И мне казалось, что лошади меня понимали. Мне тогда и в голову не приходило, насколько обычная деревенская телега, на которой мы в начале июня вывозили навоз на поля, совершенное изобретение. Во-первых, она была сделана без единого гвоздя. Металлическими были только ободья на колесах, шкворень, да разные бляшки-украшения на ремнях сбруи, иногда под дугой вешали колокольчик. Также без использования гвоздей были сделаны и сани, в которые лошадей впрягали зимой. К сожалению, сегодня таких телег и саней, какие были в нашем селе в 50-е годы прошлого века, уже нет. Летом там, где еще держат в хозяйстве лошадок, используют брички с резиновыми колесами и металлическими рессорами, а зимой используют сани с металлическими полозьями. Но вот сбрую и дугу с оглоблями усовершенствовать не могут даже с помощью нанотехнологий. Настолько совершенными они созданы нашими предками – просто и гениально, ничего лишнего.

"Везет лошадка дровеньки, а в дровнях мужичок...". Такие дровни (сани) называли розвальнями. В них клали охапку сена и ехали в лес – бревна или дрова заготавливать. На сене и сидеть было хорошо – мягко и духляно. Да и лошадке было чего пожевать в обед. Фото с сайта: http://club.foto.ru/gallery/12…

Трелевка бревен – это вытаскивание их из лесной чащи на дорогу. При такой трелевке нарушения в лесной экосистеме минимальны, а вырубка деревьев производится выборочно.

Трелевка бревен в лесу на лошади. Фото с сайта: http://www.emoware.org/newsarc…

Лошади и современные технологии лесного хозяйства и лесозаготовок не противоречат друг другу. Напротив, в развитых лесных странах, например, в Швеции, лошади находят все большее применение в трелевке леса. Я мальчишкой участвовал в заготовке бревен на наш новый дом, который родители начали строить в 1959 г. Снегу в лесу было не меньше метра, бревна были по 8 м длиной. Я удивлялся тогда тому, как лошадка могла вытащить их на дорогу, ведь она была в несколько раз легче сырого толстого бревна. За такую работу я давал ей кусочки черного хлеба, посыпанного солью. Лошадь ласково смотрела мне в глаза, прядала ушами и пофыркивала – благодарила.С тех пор я очень уважаю лошадей.

Вот такого количества заготовленного сена хватит чтобы прокормить зимой двух коров и лошадь. Сено и солому хранили в скирдах и стогах. Обычная величина стога – от 100 до 300 пудов. Фото И.В. Козырь.

А такого количества сена достаточно, чтобы прокормить зимой одну корову. Как видим, ничего непосильного в заготовке сена на зиму не было и нет. Фото И.В. Козырь.

Лошадь кормили сеном, овсом, поили чистой водой. Все это заготавливали сами хозяева при участии этих же лошадей. Корм для коней не покупали, себестоимость его заготовки была невысокая. Семья из 5–6 человек за месяц вполне могла заготовить корму на 1 коня и 2 коров, 2 овец, 1 свиноматку и обеспечить себя неплохим пропитанием, да еще и на продажу кое-что поставить. Сегодня литр бензина и солярки для крестьянина стоит дороже, чем литр молока. Меня поражает низкая энергетическая эффективность нашей технической цивилизации, и то, что на это обращают очень мало внимания экономисты и инженеры. Все наши экологические беды проистекают именно из этой низкой энергетической эффективности производства.

Каждой лошади на день при щедрой диете скармливали по 4 кг овса (зерна). Самый скудный режим кормления – по 2 кг в день. Но за 8 недель до сева, "перед сохою и в сошную пору", лошадей кормили щедро. Кроме овса лошадям за 7 месяцев стойлового содержания скармливали в среднем по 30 пудов (1 пуд=16 кг) овсяной соломы и порядка 2 т сена каждой.

В Переяславль-Залесской провинции в хороший год снимали до 100 пудов (1,6 т) сена с десятины (1 десятина = 1,1 га) луга, но таких сенокосов было мало. В среднем с 1 десятины накашивали 1 т сена. Для того чтобы прокормить 1 лошадь, требовалось скосить участок луга площадью 3 га (100х300 м). Корова съедала сена меньше, чем лошадь – примерно 2 т за зиму. Следовательно, для ее содержания требовалось 2 т сена. Во Владимирском уезде в 60-х годах IX в. крестьяне имели в среднем двух лошадей, двух коров, трех овцематок и две-три свиньи. Такая семья за лето должна была заготовить порядка 10–12 т сена, скосив для этого траву не менее чем с 10 га лугов (участок размером 200х500 м). Два косца за день вручную могли скосить 0,5 га луга, а за 20 дней высушить траву с 10 га и застоговать сено. Примерно столько дней в июле и августе длился сенокос.

Нормой для одного косца считалось 4 дня на десятину (Скребицкий для середины XIX в. писал о норме 4 дня на десятину в Польше). Больше требовалось дней для скашивания более урожайных лугов, но урожайных лугов для получения того же количества сена требовалось меньше. Сушка, стогование происходили днем и вечером, а косили в первой половине дня – "коси коса пока роса". Месячная работа одного крестьянина-косца дает нам площадь покоса примерно в 4 га, и при укосе в 80 пудов с десятины общий итог будет равным 320 пудам (около 5 т). Результат этого расчета очень близок к тому, что я наблюдал в детстве. Сено крестьяне заготавливали и после сенокосной поры, а иногда косили и в сентябре, когда косили отаву (второй укос).

Имея одну лошадь и одну корову, крестьянин скармливал им всего 125 пудов (2 т) сена (корове 30 пудов, а лошади – 75 пудов). В этом случае, действительно, корове в сутки доставалось лишь 2,4 кг сена а лошади – 6,0 кг. Но коров кормили еще и запареной соломой и мякиной, подкармливали кореплодами. А лошадям давали овес и овсяную солому. Таким образом, такой небольшой семье хватало 2 га покосов.

Извиняюсь перед читателями за это нудное отступление о нормах кормления, об урожайности лугов и возможностях крестьян на заготовке сена. Для самых дотошных эти сведения будут нелишними, ведь опровергнуть мнение о страшной тягости крестьянской жизни без цифр невозможно.

На фото вверху жеребенок с мамой. Фото Е.Н. Роенко

Слева – два друга жеребеночка. Им еще нет и года. Фото И.Н. Маврина.

А сколько радости взрослым и детям доставляло общение с лошадьми! Мальчишки ездили в ночное на скошенные луга с сочной отавой пасти лошадей. Там лошади кормились, отдыхали от дневного труда, а мальчишки жгли костер, любовались звездным небом, вдыхали ароматы трав и слушали звуки родной природы. А еще они рассказывали друг другу страшные истории. Все было так загадочно, все было так не зря...


Использованные источники информации

Английские путешественники в Московском государстве. – Л., 1937. – с. 56.

Арефино, Церковь во имя Живоначальной Троицы. Адрес доступа: http://sobory.ru/article/?object=09879

Белянин Д. Столыпинская переселенческая политика в Томской губернии (1906-1914 гг.) Адрес доступа: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text

Бог Ярило. Адрес доступа: http://ruslife.org.ua/post111096901/

Большакова А. Старообрядческое село-Тарбагатай. Адрес доступа: http://shkola.tsu.ru/blog/index.php?page=post&blog=AnUn-blog-sh&post_id=1840

В Нефтекамске в 2 раза выросли показатели инвалидности от врожденных пороков развития. Адрес доступа: http://delogazeta.ru/news/a-3588.html

Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. Адрес доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/milov/01_7.php

Ветроэнергетика. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Ветряные мельницы в России. Адрес доступа: http://vetrodvig.ru/?page_id=98

Водяное колесо. Адрес доступа: http://istex.ru/fontany/27-vodyanoe-koleso.html

Засельский В., Лалаянц И., Сенюшина Е., Столяров Б. Генетические уродства. Адрес доступа: http://www.ogoniok.ru/archive/1996/4463/32-28-31/

Гумно и овины. Адрес доступа: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006350/10013003/

Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Введение. – М., 1876.

Использование энергии ветра и воды. Адрес доступа: http://www.pifos.ru/news/ispolzovanie_ehnergii_vetra_i_vody/2012-05-03-599

История: лошади и человек. Адрес доступа: http://www.zooeco.com/0-dom/0-dom-a220-0.html

Каменотёсные промыслы. Адрес доступа: http://vepsmuzei.narod.ru/httpvepsmuzeinarod2ruvepsiindexhtml/kamenotyosnie_promisli/

Карпачёв  С.П. Лошадь на трелёвке леса – гармония с природой или экономическая выгода? Адрес доступа: http://www.lesopromyshlennik.ru/timber/tech.html

Канчаловский П. От Москвы до Архангельска. – М., 1897.

Крыштофович О. Сельское хозяйство // ИАОИРС. – 1911. – № 4. С. 142

Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX вв. – М.: Наука, 1984. С. 116.

Мельницы. Адрес доступа: http://www.m-der.ru/store/10006298/10006335/10006350/10012997/

Набокова О.А. Выращивание и обработка льна крестьянами Пудожского уезда на рубеже XIX–ХХ вв. Адрес доступа: http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-7/282.html

Неизвестная Марий Эл. Адрес доступа: http://mari-obereg.narod.ru/novosti8.html

Непростая коммуна. Адрес доступа: http://yarportal.ru/topic56368.html

Одомашнивание лошади. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. – М.: Изд-во «Искусство», 1983. – 287 с.

Постройка мельницы. Адрес доступа: http://narodnik.net.ua/index.php?id_post=18

Пушкарев С. Россия в XIX веке (1801–1914). Адрес доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/pushk/08.php

Разгон В.Н., Д.В. Колдаков, К.А. Пожарская. Демографическое и хозяйственное развитие западных волостей Алтайской губернии в начале ХХ в. (анализ базы данных крестьянских хозяйств по сельскохозяйственной переписи 1917 г. Адрес доступа: http://new.hist.asu.ru/biblio/demxoz/22-61.html

Ротенберг Ю.С. Загрязнения – адаптация – уродства // Химия и Жизнь №6, 1983 г., с. 52–55. Адрес доступа: http://zarchive.narod.ru/zagr.html

Рычков Л. Жатва урожая. Адрес доступа: http://www.vishkil.ru/istoriya/zhatva-urozhaya.html

Свойства льна и его история. Адрес доступа: http://www.narodko.ru/article/cloth/aboutnhi/cvoictva_lmna_i_ego_ictoria.htm

Сказание о чудесной мельнице сампо и злой колдунье Лоухи. Адрес доступа: http://lib.ru/PXESY/domik/come_on/sampo_1.htm

Словарь промысловой лексики Северной Руси 15–17 вв. – С.-Петербург: изд-во "Дмитрий Буланин", 2003. – Вып. 1 – 254 с. вып., 2 – 331 с.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1965. – Т. 27. С. 54.

Ткачество и льняная нить. Адрес доступа: http://www.narodko.ru/article/cloth/alin/tka4ectvo.htm

Федотов В.Г. Промыслы Ярославской губернии. Адрес доступа: http://xn----7sbbgizbicfdgyq0bk.xn--80aezclli6gta.xn--p1ai/files/item_100-fedotov.pdf

Финский овин. Адрес доступа: http://merjamaa.ru/news/finskij_ovin/2011-09-07-332

Шадрин И. Россия в половине XX в. // Журнал «Жизнь для всех». СПб. – 1914. №3 – 428 с.

Цинман А.З. Кризис помещичьей системы хозяйства в Вологодской губернии в первой половине XIX века // Материалы по истории местного края. – Вологда, 1967. Адрес доступа: http://www.booksite.ru/usadba_new/world/16_1_01.htm

Энергия воды и ветра. Адрес доступа: http://www.istex.ru/fontany.html

Энергия ветра. История и реальность. Адрес доступа: http://www.vifree.ru/articles/alternathive/wind-power/62-wind-power-history

Ярило. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/