Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Северной Руси Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты

Волоки Северо-Восточной Европы

© Галанин А.В. Волоки Северо-Восточной Европы // Вселенная живая [Электронный ресурс] – Владивосток, 2009. Адрес доступа: http://ukhtoma.ru/volok.htm

Забытый Ухтомский волок (из Шексны в Сухону) || Древний торговый водный путь Сухона – Лежа – Обнора – Кострома – Волга || Сухона – Кострома – Волга || Сухона – Старая Тотьма – Унжа – Волга || Сухона от Великого Устюга по реке Юг – в Ветлугу и Вятку || Вятка – Сысола и Вычегда || Верховья Вятки – верховья Камы – Сысола и Вычегда || Кама – Вычегда – Печора, Кама – Печора || Тихвинская водная система || Кто же они, новгородские ушкуйники?

 

Древний торговый водный путь Сухона Лежа Обнора Кострома Волга

(Вологда - Любим - Кострома)

 

В главе "Забытый Ухтомский Волок" я писал о самом западном волоке из бассейна Волги (через Шексну и Согожу) в бассейн Сухоны (в Соть Вологодскую, Комелу и Лежу). Но это был один из многих волоков, пересекавших водораздел морей Ледовитого океана и Каспийского моря. Эта глава посвящена другому волоку - из Волги (через Кострому, Обнору и Нурму) в Сухону (через Комелу и Лежу). В старину по Леже и Монзе проходил торговый путь. Используя волок в верховьях этих рек, люди пробирались с Волги в реки Северо-Двинского бассейна. Этот путь был более чем вдвое короче пути от города Костромы до устья Лежи через Рыбинск, Мариинскую и Северо-Двинскую системы, составлявшего 736 км.

Город Любим расположен на берегу реки Обноры в месте впадения в нее реки Уча. В истоках Обноры в древности был волок, по которым можно было попасть в бассейн Сухоны в ее верхнем течении, этот путь вел в ту же часть Сухоны, в которую вел и Огожо-Ухтомско-Комельский путь. Разница была в том, что не надо было подниматься вверх по Волге до устья Шексны и по Шексне до устья Согожи. Река Кострома, в которую впадает Обнора, впадает в Волгу немного ниже Ярославля. Контролирует устье Костромы древний город Кострома, основанный как и Ростов Великий еще в дохристианские времена. Из города Любима можно было контролировать водный путь по реке Обноре. В древности Любим, вероятно, был тоже очень важный город, сюда стремились не только купцы, княжеские а потом и царские чиновники, но и монахи. В этом городе не раз бывали и московские князья и цари, например, Иван Грозный, который не раз приезжал сюда на соколиные охоты.

На этой карте можно увидеть водный путь и волок из Нурмы (левый приток Обноры) в правый приток р. Комелы.

В средние века, по сообщениям летописей, здесь располагался непроходимый Комельский лес, в который приходили православные монахи. Обратите внимание на с. Городково на Обноре. Странное название для столь удаленной и малюсенькой деревушки. Но на противоположном берегу против этой деревни мы видим очень крутой изгиб Обноры. Это место, окруженное с трех сторон рекой, очень удобно для строительства крепости. А может быть когда-то она там и была? Это вопрос к ярославским археологам. Позднее название "городище" в немного искаженном виде закрепилось за деревней.

Водные пути с забытого Ухтомского волока и волока Обнорского (Грязовецкого) сходились в нижнем течении реки Комелы близ ее устья. Ох и бойкое это было место тогда!

Обратите внимание на то, что на самом волоке располагается город Грязовец. Сдается мне, что возраст этого населенного пункта значительно больше, чем официально считается. Возник он для контроля на важном волоке, его жители наверняка занимались обустройством и поддержанием в порядке этого волока.

Судя по названию города волок был очень грязным. Шоссе Ярославль-Вологда проходит практически по этому волоку.

Любим не был захолустьем во времена Ивана Грозного. Жизнь здесь била ключом. Купцы привозили вести с разных концов Руси, на ярмарке можно было приобрести собольи и куньи меха, клыки моржа и бивни мамонта, семгу, вологодские кружева.

Подгулявшие купцы дарили местным красавицам украшения, пели песни. Не случайно же одно из сел называется Никола-Пенье. А в селе Стан, вероятно, челны причаливали к берегу и купцы останавливались на ночлег.

Думаю, что не случайно христианские проповедники (монахи) устремились на Нурму и Комелу в XVI веке. Вот какую информацию мне удалось найти об этих пассионарных монахах.

Преподобный Сильвестр первым из подвижников избрал для уединенного жительства берега Обноры. Непроходимый Комельский лес, простирающийся и сегодня вдоль берегов Комелы, Обноры и Лежи, стал одним из важнейших центров совокупности монашеских общин Русского Севера, сложившейся в XIV-XVI веках. Обратите внимание на то, что активизация торговли и духовной (религиозной) жизни в этих местах началась в то время, когда Русь еще контролировалась Золотой Ордой. Именно в это время в процессе зристианизации закончился процесс возникновения нового великорусского этноса и началась его борьба за экономическую и политическую самостоятельность.

Преподобный Сергий Нуромский (1412) постриженик святой Афонской горы, предположительно грек по происхождению. также был учеником преподобного Сергия Радонежского. Поселившись на реке Нурме, неподалеку от преподобного Павла, он вскоре стал его другом и духовником. Преображенский Сергиев-Нуромский монастырь был закрыт в 1764 году. Сохранился приходской храм, устроенный в 1795 г. на его месте. Ныне он является подворьем Павло-Обнорского монастыря, восстанавливается. Мощи преподобного Сергия Нуромского пребывают здесь.

Река Обнора. Достаточно многоводная река, чтобы по ней могли передвигаться челны с товарами. А зимой по льду замерзшей реки можно было ездить на санях.

В дремучих лесах по берегам реки купцов поджидали разбойники, поэтому купцы нанимали дружину для охраны своих кораблей и товаров.

Нелегок был подьем по реке вверх. Хотя течение и не бурное, но упираться приходилось изрядно. Шли на веслах, на шестах, под парусом, нанимали бурлаков. Челны были узкие и длинные, на таких легче было подниматься вверх по течению. Зато вниз можно было двигаться и на плотах.

Движение по малым рекам активизировалось весной и в начале лета, а также осенью, когда уровень воды был высоким. В середине и в конце лета реки мелели, и движение по ним приостанавливалось. Зимой, замерзая, реки превращались в неплохие санные дороги. Но глубокие снега заметали эти дороги и активное движение по ним могло быть успешным только в начале зимы.

Но не только купцы с товарами и разбойники тянулись к северным волокам. В XV-XVI веках сюда устремились и христианские проповедники. Религия стала важной частью жизни многих простых людей, с одной стороны, и мощной политической силой Русского государства, с другой. В то время на Руси по существу было два государя - один духовный (лидер церкви), другой мирской (князь, а позднее царь). Отношения между ними не всегда складывались мирно, так как каждый из них стремился стать выше другого. Первым это, по моему, удалось сделать Ивану Грозному.

Река Нурма в истоках совсем мелководная. Отсюда, вероятно, начинался волок в бассейн Комелы. В древности леса в бассейнах рек не были вырублены, поэтому реки летом были более полноводными. В хвойных лесах дольше таял снег, почва впитывала больше снеговой воды. Вы наверное замечали - на полях сухо, а в соседнем лесу полно воды. Грунтовое питание речек тогда было более интенсивным.

Преподобный Павел Обнорский (1429) родился в Москве, подвизался в обители Сергия Радонежского. После длительного пребывания в затворе получил от Сергия благословение на пустынножительство и поселился в лесу на берегу Нурмы (приток Обноры). Он жил долгие годы в полном уединении, общаясь лишь со своим духовником (Сергием Нуромским). После его кончины по благословению московского митрополита Фотия основал обитель в честь Святой Троицы. Преставился в возрасте 112 лет.

Павло-Обнорский монастырь и ныне действует, он восстанавливается, в нем был похоронен Павел Обнорский и священномученики обнорские Ефрем, Дионисий, Иероним, Исаакия. Монастырь расположен у деревни Косиково - поворот на пос. Юношеское.

В 1538 году обитель подверглась разграблению казанскими татарами, однако быстро смогла восстановить свое хозяйство, поскольку традиционно пользовалась покровительством московских князей.

В монастыре были построены еще два каменных храма, и оба – после посещения обители великими князьями. Сначала в 1529 году в монастыре побывал Василий III c женой (отец Ивана Грозного). После этого здесь стали строить каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1545 году монастырь посетил Иван Грозный.

Преподобный Иннокентий Комельский (1521) происходил из знатного рода бояр Охлябининых. Он был ближайшим учеником и собеседником преподобного Нила Сорского, сопровождал его в паломничестве в Святую Землю и на Афон, составил тропарь своему учителю и дополнения к уставу иноческого жития, написанному преподобным Нилом. Обитель Иннокентия, находившаяся в труднодоступной болотистой местности на берегу р. Лежи, ныне совершенно разрушена. На ее месте в наши дни установлен поклонный крест.

Преподобный Корнилий Комельский (1537) родился в Ростове Великом, он потомок бояр Крюковых. Принял иноческий постриг в обители святого Кирилла Белозерского. Стремясь к уединению, поселился в Комельском лесу, на берегу Нурмы. основал обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, установил в ней строжайший иноческий устав по образу Нило-Сорской пустыни. Корнелий Комельский был организатором и сторонником монашеского движения нестяжателей. Нестяжатели считали, что монахи и проповедники должны жить скромно, только от трудов своих и не быть собственниками земли, жить за счет наемного труда. Позже, когда строгость устава вызвала ропот части монашеской братии, Корнилий покинул основанный им монастырь и вместе с учеником, преподобным Геннадием, прибыл к устью Обноры, на берег Сурского озера (это событие - пришествие преподобных на Любимскую землю - традиционно отмечается в Геннадиевом монастыре ежегодно, в девятую пятницу по Пасхе). Здесь подвижники основали новую обитель во имя Преображения Господня. Позже Корнилий после усердных просьб великого князя Василия Иоанновича вернулся во Введенский монастырь, а Геннадий остался игуменом новоустроенной обители.
Корнилиев Введенский монастырь был в свое время одним из известнейших и богатейших в стране. В настоящее время он находится в руинах. Сохранился полуразрушенный келейный корпус с церковью, развалины церкви преподобного Корнилия. Над предполагаемым местом погребения мощей святого установлен поклонный крест. Неподалеку от монастыря находится издревле почитаемый источник воды. Во Введенском монастыре подвизались также преподобные Кассиан (1537) и Лаврентий (1548) Комельские - ученики Корнилия.

Преподобный Стефан Озерский, Комельский (1542) уроженец Вологды, ученик и постриженик преподобного Дионисия Глушицкого. Некоторое время подвизался в Тихвинском монастыре, позже вернулся в вологодские пределы и поселился вблизи Комельского (ныне Никольского) озера, при истоке реки Комелы. Создал здесь монастырь во имя святого Николая Чудотворца. Никольский монастырь, закрытый при Екатерине II, был вновь открыт в XIX в. как женский (подворье вологодского Горнего Успенского монастыря). Сестры Никольского монастыря и после его закрытия в 1920-е годы некоторое время жили в его стенах. Ныне от монастыря остались лишь руины хозяйственных построек.

Преподобный Арсений Комельский (1550) происходил из рода бояр Сахарусовых. В юности принял постриг в Троице-Сергиевой лавре, впоследствии был избран ее игуменом, продолжая при этом вести самую смиренную и непритязательную жизнь. Уже в преклонном возрасте, тяготясь известностью, оставил Лавру и поселился в глухом лесу вблизи реки Лежаи. Там и был основан Ризоположенский монастырь. От монастыря, основанного Арсением, сохранились лишь братские корпуса. Ныне в них размещается средняя школа и администрация пос. Бушуиха. В школьном музее есть небольшая экспозиция, посвященная памяти преп. Арсения и истории монастыря.

Преподобный Геннадий Любимоградский (1565) родился в Великом княжестве Литовском, в г. Могилеве, в знатной и богатой семье. Еще ребенком прилежал о молитве и посту, проводил многие часы в храме, чем вызывал неудовольствие родственников. Юношей, стремясь к иноческому житию, покинул родной город и отправился в продолжительное странствие по России. Прибыл в Москву, затем отправился в Александро-Свирский монастырь. По благословению преподобного Александра Свирского пришел на Комелу в пустынь преподобного Корнилия, где и принял постриг. Вместе с Корнилием из-за ропота братии на строгость устава удалился из Введенского монастыря и пришел в любимские пределы, на берег Сурского озера, расположенного близ устья Обноры, где и был основан Преображенский монастырь. После возвращения Корнилия в свою обитель стал игуменом новосозданного монастыря. Его мощи, погребенны в Преображенском соборе монастыря. Ныне в монастыре возрождена монашеская жизнь. Восстановлена надвратная Алексеевская церковь, ведутся работы по воссозданию Преображенского собора, построенного в 1647 г.

Корнелиево-Комельский монастырь когда-то контролировал один из водных торговых путей из реки Обноры в реку Комелу. Мы сегодня плохо себе представляем религиозное движение XIV - XVI веков в России. В монастырях происходила интенсивная интеллектуальная работа по осмыслению жизни человека, государства. Здесь формировались и развивались философско-религиозные школы. Древние монастыри на Руси - это аналоги первых университетов Западной Европы. К сожалению, прозападная ориентация царей Романовых не дала развиться духовной жизни российских монастырей в настоящие университеты.

Окна-глазницы Корнелиево-Комельского монастыря с укоризной смотрят на нас. Они как будто говорят устами своих строителей: "Ну что же вы, потомки, забыли свою историю, что же вы так измельчали." Эта стена стоит вот уже несколько столетий. Хорошо, на века строили наши предки. Вот нам бы так строить! А то вот вчера (3.09.09 г.) снова рухнуло здание в Москве, построенное 3-5 лет назад. Сдается мне, что они - основатели этих монастырей, в отличие от нас понимали, в чем смысл жизни. Сегодня мы с придыханием говорим о духовной школе шаолиня, буддистских монастырях Тибета. А ведь нечто подобное было и у нас вот в этих стенах.

Корнелиево-Комельский монастырь близ города Грязовец.

Глядя на эти руины вспомнил поэму М.Ю. Лермонтова Мцыри: "Немного лет тому назад там, где сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры струи ......, был монастырь. Из-за горы сегодня видит пешеход столбы обрушенных ворот, и замок, и церковный свод. Но не клубится уж над ним кадильниц благовонный дым, не слышно пенье в поздний час молящих иноков за нас."

Сегодня здесь полное запустение. А ведь эти развалины наверняка помнят историю Северной Руси. Так отвратительно относиться к собственной истории могут только русские. Западная Европа лелеет и холит свою историю. Чтобы привлечь туристов шотландцы даже чудище озерное несси придумали. А мы? Да у нас такие несси ...., и придумывать ничего не надо.

Народ, забывший свою историю, обречен на вымирание, а тот народ, который так обращается с историческими памятниками своей страны, даже недостоин своей истории.

Павлово-Обнорский монастырь. Он находится близ волока из реки Обноры в Лежу. Я не преувеличу, если скажу, что вот с этих монастырей в XIV веке начиналась Великая Россия. Я писал о том, что северные монастыри сыграли большую роль в создании нового этноса великоросов из многочисленных угрофинских племен, обращая их в христианство. Благодаря крещению угрофины становились христианами (крестьянами) и включались таким образом в новый русский суперэтнос, переходили на единый "государственный" русский язык, постепенно забывая свои родные языки. Так люди племен меря, кострома, мурома, весь, чудь заволочская становились русскими.

Недавно в книге Александра Пересвета "Русские не славяне?" прочитал, что в генофонде русских славянских генов только 15-20%, а остальные гены это гены угро-финов коренного населения Северо-Восточной Европы, которое обитало здесь еще во времена ледникового периода, т.е. примерно 30 тыс. лет назад. Так что наши далекие предки в этих местах когда-то охотились на мамонтов.

 

Старообрядческая церковь на Обноре.

Этой церкви как минимум 400 лет. И вот сохранилась же! Церкви, построенные до раскола, сильно отличаются от тех, что были возведены после раскола. Старые церкви на севере России приземистые, без башенок и куполов, часто с шатровыми крышами. Думаю, что этот архитектурный стиль был характерен для Руси во времена Золотой Орды.

Этот стиль, скорее всего, возник в несторианской ветви христианства. Кстати, многие монголы были христианами несторианского толка. Так, может быть, в христианство население этих мест обращали миссионеры несториане из Золотой Орды?

Во всяком случае, в этом есть некая загадка, и суть раскола не только в том, двумя перстами молиться или тремя. Думаю, что "стяжатели" были за троеперстие, так как тремя пальцами можно больше ухватить, чем двумя. Шучу, конечно.

Уверен, в России найдутся силы, чтобы возродить былое духовное могущество. Духовностью сильна Русь, и этой силы русского духа боятся враги России пуще всего. В начале 90-х прошлого века мы стали материально слабыми. Казалось бы, бери Россию голыми руками. А ведь испугались же и не тронули...