Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

Арктическая экологическая цивилизация

А. В. Галанин © 2005

Чукотский полуостров в окрестностях бухты Провидения на Чукотском полуострове. Здесь в центре Берингии, по всей вероятности, в начале плейстоцена зародилась Арктическая цивилизация. Причиной ее появления стало общеземное похолодание и появление вот таких суровых ландшафтов.

Зимой Чукотка еще суровей. Зима здесь длится с начала октября до конца мая. На первый взгляд не возможно представить, что здесь могут постоянно жить люди.

Олени - основа жизни людей на Севере, в том числе и в континентальных районах Чукотки. Охотники на диких оленей постепенно приручили их и сделали домашними. Впервые оленеводство зародилось на северо-востоке Азии.

Чукотские аборигены в сегодняшние дни. Они пытаются "вспомнить" как их предки занимались оленеводством, как без европейских пришельцев с их завозными харчами и одеждой жили здесь веками и тысячелетиями. Попытка ввести аборигенов Севера в технократическую цивилизацию закончилась полным крахом.

Поселок Лаврентия на Чукотском полуострове. Сегодня это самый благополучный поселок в Чукотском автономном округе. Однако эти дома отапливаются каменным углем, который завозится морем за сотни километров. Электростанция здесь тоже автономная, для ее работы необходим завоз дизельного топлива. В случае незавоза угля и дизтоплива все жители просто замерзнут. Такая ситуация уже случалась в середине 90-х в поселке городского типа Иультине в центре Чукотского полуострова. Бегство технократической цивилизации с Севера в 90-е годы было просто ужасным.

На этом графике изображено изменение поголовья оленей в Чукотском автономном округе почти за 100 последних лет. К концу 90-х кривая опустилась до отметки в 100 тыс. голов. Таких кризисов здесь не случалось даже во времена погружения под воду Берингийского моста суши. Он погружался со скоростью, которая позволила перегнать стада на более высокие отметки рельефа.

Традиционное средство передвижения на Чукотке собачьи упряжки. Это нарта для такой упряжки. Изготовлена без единого гвоздя, с минимальной затратой древесины. Легкая и удобная. Никакие снегоходы и вездеходы с ней не сравнятся. Это - гениальное изобретение.

Одежда Чукотских оленеводов - еще одно гениальное изобретение в рамках Арктической цивилизации. Для ее первого создания и дальнейшего совершенствования требовалась великая смекалка, наблюдательность, знание многих законов природы.

На таких байдарах жители побережья Чукотки охотились на морского зверя, в том числе и на китов. В это трудно поверить, но это действительно так.

Поворотный гарпун - еще одно гениальное изобретение морских охотников, которое позволило им эффективно добывать моржа и кита.

Настоящая статья является результатом участия автора в работе научно-практической конференции "Язык и культура чукчей Северо-Востока России", состоявшейся в декабре 1993 г . в г. Анадыре, хотя отдельные мысли, развиваемые здесь, появились значительно раньше как попытка ответить на запредельный вопрос - в чем сущность человеческой жизни и человеческой деятельности. Я давно понял, что тот путь, по которому на протяжении последних столетий идет большая часть человечества, - путь не только к экологической, но и к психологической катастрофе. Что же толкает людей по этой дороге "в ад", настолько ли неизбежно для землян прийти к краху в обьятиях технократической цивилизации, как считает большинство экологов, - вот круг вопросов давно мучающих меня.

На мой взгляд, главная черта европейской технократической культуры состоит в необузданном расширении потребления материальных ресурсов при неограниченном росте численности популяции и одновременном росте удельного потребления ресурсов на одного человека. При этом технократическая цивилизация не создает замкнутых или полузамкнутых потоков вещества и энергии в своих производственных и потребительских системах подобных тем, которые мы нраблюдаем в дикой природе - в естественных экосистемах. Нарушение принципа цикличности преобразования вещества и энергии в техносистемах с одной стороны приводит к исчерпаемости ресурсов, а с другой - к накоплению на Земле отходов в циклопических количествах. Многие из этих отходов ядовиты и так преобразуют среду обитания, что она убивает человека либо быстро, вызывая отравления, либо медленно, воздействуя на генетическй аппарат и приводя к деградации будущих поколений.

Обо всем этом уже много сказано и написано, поэтому не буду специально распространяться по этому поводу. Мы настолько уверовали в истинность материального побудительного мотива в развитии человечества, что степень цивилизованности того или иного народа оцениваем по количеству потребления вещества и энергии на душу населения. Вот здесь то на мой взгляд и зарыта собака, мешающая нам увидеть свет в конце тоннеля - найти выход из тупика, в который нас завела технократическая европейская цивилизация. Ведь снизить обьем материального и энергетического потребления для нас равносильно возврату назад из цивилизации в варврство. Как страшно режет ухо лозунг "назад в пещеры" и подобные ему призывы! Однако речь идет не о возврате в дикость, а о смене главного приоритета развития человечества. Не материальное потребление, а духовное производство и духовное потребление должны быть истинными критериями продвинутости развития той или иной человеческой общности. Разумеется, невозможно производить информацию без вещественных и энергетических затрат, однако более продвинутой следует считать ту цивилизацию, которая при меньших вещественно-энергетических затратах производит больше информации. В данном случае к понятию информация я подхожу строго научно, понимая под информацией не всякие сигналы и тексты, а только те, которые несут для системы новые сведения. Вероятно нам давно следует использовать кроме понятия "количество иныормации" понятие "ценность информации", отличать истинную информацию от шума в цепи передачи информации.

Следует заметить, что производство ценной информации далеко не исчерпывает процесс духовного производства. Духовное производство - нечто большее, чем сбор и обработка информации, это - постижение Мира методами искусства, религии, философии и науки. Мы же внутри технократической концепции резко завышаем роль в постижении Мира производства и науки и неоправданно занижаем значимость искусства, религии и философии. В итоге, не уравновесив научное познание развитым чувством, верой и созерцанием, мы зашли в тупик и в самой науке, дифференцировав ее на сотни и тысячи направлений - так называемых научных дисциплин. Разведя поток научного знания на мелкие канальцы мы и не заметили как вся "вода" в них быстро высохла, как современные ученые уподобились слепцам ощупывающим каждый свою маленькую толику обьективной реальности не имея о целом ни малейшего представления. Это целое как раз и испарилось в мелких канальцах частных научных дисциплин.

Мы преклоняемся перед духовной мощью древнейших цивилизаций Индии, Египта, Центральной и Южной Америки, Греции, Рима, с большим удивлением узнаем насколько богатой была духовная жизнь жителей этих стран в те далекие времена, а ведь потребление вещества и особенно энергии на душу населения в этих странах было на несколько порядков меньшим, чем у нас. Получается, что цивилизации эти энергетически были более эффективными, чем наша. А так ли уж беден и примитивен был духовный мир бесписьменных (так называемых «варварских») народов, которые не строили циклопических пирамид, амфитеатров и прочих вавилонских башен, а направляли свой интеллект на безупречное регулирование своих отношений с природой и друг другом. Взять хотя бы Древнюю Индию. Шедевры философской и религиозной мысли этой цивилизации сегодня известны многим. А ведь это иная, по сравнению с европейской, философская мысль, она направлена не столько на внешний мир (Вселенную без человека и независимую от человека), сколько на самого человека. Главный ее принцип - вначале познай самого себя и только потом пытайся познать Вселенную, ибо ты в данном случае выступаешь как инструмент познания. А если учесть, что сам человек - часть Вселеннной и, похоже, ее неотьемлемая часть, то становится очевидно, что познавая себя мы познаем и какой-то важный аспект Вселенной. А может посредством нас Вселенная постигает саму себя? Похоже, что пласт индийской культуры более мощный, чем европейской, и похоже также, что современные научно-технические достижения, привитые на культуру Древнего Востока, не приводят к столь разрушительным последствиям для окружающей среды, как это наблюдается в Европе и Северной Америке.

Понять и постичь культуру иных народов, иных цивилизаций нам зачастую мешает предвзятое отношение к ним, основанное на неприятии всего того, что резко отличается от привычного для нас, особенно в сфере этики и эстетики. Иная мораль, обеспечивающая данному народу возможность жить, трудиться, создавать произведения искусства в определенных природно-климатических условиях, сохраняя равновесие с окружающей средой веками и тысячелетиями, кажется нам уродливой, дикой и примитивной только потому, что она резко отличается от нашей. Вместо того, чтобы понять эту иную мораль, найти ее истотки, мы ее высмеиваем и осуждаем. Так, например, все иностранцы для средневековых славян были немцами не потому, что были действительно немыми, а потому, что были непонятными.

Мы считаем, что к началу неолита духовный мир людей разных рас и национальностей достиг значительных высот. В середине неолита практически все народы мира имели свой эпос, музыку, танцы, изобразительное искусство, сложную систему религиозных философско-мистических верований. Можно смело утверждать, что жизнь духа у этих народов не была примитивной. Достаточно обратиться к языкам так называемых не цивилизованных народов, ведь в принципе любой из этих языков готов к передаче современных научных знаний. Более того, современная наука только еще подбирается к тем философско-мистическим шедеврам, которые уже давным давно выражены на языках индейцев Северной Америки, Австралийских аборигенов и коренных народов Северо-Восточной Азии, по мнению многих европейцев якобы пребывающих в состоянии дикости.

Экологический кризис, охвативший наш современный мир, показал - насколько относительно представление о цивилизованности и дикости. То, что все мы привыкли считать признаком высокой цивилизованности, оказалось настолько опасным для человечества, что поставило под угрозу сам факт его существования. Мирный атом вдруг обернулся Чернобылем, антропогенное изменение состава атмосферы уже сегодня усугубило изменение климата Земли и далеко не в лучшую сторону - усилилась циркуляция атмосферы, а это бешенные ураганы, уносящие десятки и сотни тысяч человеческих жизней, наводнения на равнинах и сели в горах, это уничтоженные заморозками посевы и посадки сельскохозяйственных культур.

Химическое загрязнение среды обитания приводит к массовым заболеваниям, генетическому вырождению целых народов. Не слишком ли высока плата за дары технократической цивилизации? Энергетическая неэффективность современной технократической цивилизации потрясающая. Посмотрите, сколько энергии расходуется на перемещение людей транспортом в современном городе, а сколько пришлось потрудиться биосфере каменноугольного периода, чтобы созданной тогда органики хватило на один литр современного бензина или один килограмм каменного угля? Ведь энергетические затраты современного человечества значительно больше акопления энергии веществом современной биосферы, а это значит, что мы живем в кредит у прошлого нашей планеты. А можно ли вернуть долги прошлому?

Под цивилизацией следует понимать не нагромождение железобетонных конструкций и энергоемкое производство всяческой техники, могущей при ее использовании в считанные десятилетия разрушить биосферу и погубить род людской. Цивилизация – это такая человеческая общность, которая не разрушая природы, находясь с ней в равновесии, производит огромные духовные ценности. Я думаю, что некая общеземная цивилизация вообще невозможна, так как Земля наша неоднородна и по климату, и по строению своей поверхности. Невозможно в разных типах ландшафтов жить одинаково. Именно поэтому на Земле извечно сосуществовало и параллельно развивалось несколько укладов жизни людей - несколько цивилизаций. Каждая цивилизация была встроена в определенный тип ландшафта и являлась его составной частью, каждая цивилизация развивалась и взаимодействовала с другими цивилизациями. При этом, какие то элементы культуры переходили из одной цивилизации в другую, усваивались, другие отвергались, так как не соответствовали ее основным принципам.

Далеко не безоблачно было взаимодействие соседних цивилизаций, порой возникали конфликты, разрешаемые военными способами, порой целые народы уходили из привычных для них ландшафтов в новые земли, теснили аборигенов, но в конце концов утрачивали свою культуру и перенимали культуру этих аборигенов, переходя от кочевого образа жизни к оседлому (болгары и гунны), от земледелия к охоте и рыболовству (славяне на севере Сибири). Огромное количество этносов за 5 - 7 тысяч лет поглотила великая Китайская цивилизация. Северные народы неоднократно приходили на Китайскую равнину как завоеватели и под воздействием ландшафта и китайской культуры неизбежно превращались в китайцев, при этом они переходили из цивилизации степных кочевников в цивилизацию земледельцев. Несколько волн "завоевателей" поглотила за свою историю Индия, сохранив при этом преемственность развития своей культуры.

Предмет настоящей статьи - обоснование существования и развития в течение нескольких тысячелетий Арктической экологической цивилизации. Мы считаем, что на огромных пространствах тундровой и лесотундровой зон северного полушария Земли на протяжении плейстоцена и голоцена возникла и постепенно развилась своеобразная гармонично встроенная в биосферу Арктики и Субарктики цивилизация охотников, рыболовов и оленеводов. По всей вероятности расцвет этой цивилизации имел место во время последнего плейстоценового оледенения, когда площадь тундры и лесотундры была во много раз больше, чем сегодня. В конце плейстоцена Арктическая цивилизация занимала территорию Западной и Восточной Европы, может быть за исключением самой южной части этого континента. В Азии в это время тундровые и лесотундровые ландшафты простирались от Таймыра вплоть до северного Китая и, вероятно, захватывали территорию Тибета, часть Монголии и всю Сибирь.

Становление Арктической цивилизации - это постепенное осваивание так называемого плейстоценового фаунистического комплекса - мамонтовой фауны. Древние охотники за мамонтами создали своеобразную технику охоты, технологию переработки мяса, шкур и костей крупных млекопитающих - об этом мы знаем по археологическим материалам. Я думаю, что уже тогда элементы охоты на мамонтов и северных оленей у этих людей сочетались с миграцией охотников за стадами - своеобразным выпасом животных путем кочевания за стадами. Жители плейстоценовой Арктики были по настоящему цивилизованными людьми: они создали своеобразное искусство живописи, танца, фольклор, систему философско-мистических верований.

 

Современная ситуация

Разбуженная перестройкой и развороченная рыночными отношениями система сообществ коренных народов Севера в России представляет собой сейчас высокоэнергетическую, но анархическую массу, которая при определенных условиях может вызвать серьезный политико-экономический конфликт в зоне Севера, замешанный на национализме "умирающих", по мнению европейцев, наций. Предоставленные хаосу современного экономического кризиса, в условиях массового бегства колонизаторов и специалистов, малочисленные народы Севера при неблагоприятных условиях могут создать опасную ситуацию у северных рубежей России, что, конечно, должно заставить Российское правительство признать специфику Севера и специфику отношений с аборигенами Севера.

Настоящее действующее Положение о статусе малочисленных народов России уравнивает все эти народы, как бы просто противоставляя им европейское "большинство". На самом деле малочисленные народы России представляют собой разные типы цивилизаций, ничуть не схожие между собой, и поэтому взаимодействие с ними должно быть различным. Здесь и степные кочевники, и горные скотоводы, и лесные земледельцы, и арктические охотники - причем каждая цивилизация отличается своей собственной системой хозяйства, своим укладом жизни. И если многие из этих древних цивилизаций совершенно потеряли свое лицо, то этого нельзя сказать о северных народах.

Экономическая структура и система хозяйствования в северных регионах никак не может сочетаться с капиталистическими рыночными отношениями. В противном случае - если она включается в них, что мы видим на примере Аляски или Скандинавских стран - это в корне разрушает культуру северных наций и превращает северные народы в уродливое психологическое подобие европейских. Этого еще удалось избежать в некоторой мере в России: здесь, хотя чужая культура и была навязана народам Севера извне, она не до конца сломала принципы традиционного природопользования, так как социалистическая система хозяйствования в какой-то мере базировалась на том же принципе коллективизма, крестьянской общины. У северных народов России есть еще шанс спасти и развить свою собственную экономику, продлить свою цивилизацию в будущее. Для этого они обладают достаточным психологическим потенциалом противостояния чужеродной культуре и удержания своих традиций. Необходимо только создать специфический правовой механизм, защищающий национальные социальные и производственные структуры от экономической и психологической ассимиляции.

Правительству России необходимо понять, что малочисленные народы Севера есть самостоятельный, уникальный, и совершенно отличный от европейского тип цивилизации, и федеральное правительство ответственно за его сохранение, за поддержание в рамках своих границ необходимого цивилизационного разнообразия. Именно поэтому для этого типа цивилизации необходимо разработать свою собственную систему экономических законов, отличных от тех, что приняты на других территориях России. Если этого не будет сделано, ситуация грозит вырождением и умиранием целой цивилизации, которая в недалеком будущем во многом могла бы обогатить европейскую культуру и цивилизацию. В эпоху глобального экологического кризиса в среде ученых появилось мнение, что именно со стороны идеологии коренных народов должно придти спасение человечеству. Слабо исследованные научные и мировоззренческие системы коренных народов обладают колоссальным потенциалом развития методов и способов гармоничного встраивания производственной деятельности человека в природу. Именно поэтому многие считают, что 21-й век будет веком нового мощного расцвета древних цивилизаций, как бы отошедших в тень истории в последнее тысячелетие.

Только понимание этого факта и признание арктического типа цивилизации на всех юридических уровнях сможет привести к истинной интеграции народов и их гармоничному сосуществованию. Причем уже сейчас должно стать ясным, что в рамках России возможно только равноправное отношение ко всем типам цивилизаций. Не должно быть политики патернализма, диктата, или снисходительной помощи малочисленным народам Севера, унижающей их гордость и достоинство. Малочисленным народам просто должны быть предоставлены все условия для самостоятельного развития. Они сами должны выбраться из ямы кризиса, сформулировать свои законы и сформировать свои собственные экономические структуры. В этом отношении со стороны европейской цивилизации не должно быть никакого нажима или указки. Возможно, это более длительный путь развития малочисленных народов, потому что здесь их ждет много ошибок и разачарований, однако только он сможет привести эти нации к устойчивому успеху.

Современные условия развития Севера России таковы, что все малочисленные народы уже сейчас понимают, что им не удастся добиться абсолютной национальной автономии, и что их территории всегда будет населять смешанное многонациональное население. Сущность процессов, происходящих сейчас на этих землях, состоит в попытках отыскать путь гармоничного сосуществования разных народов, и главное - гармоничного сочетания их производственной деятельности на Севере. В этих условиях интеграция традиционных знаний коренного населения, их пропаганда среди своих и европейских сообществ должна сыграть решающую роль в психологическом повороте европейского большинства и смене политики патернализма политикой равноправного сотрудничества.