5. Мангазея и присоединение Сибири к России
В предыдущих статьях об истории Беломорской Руси или Бьярмии и Северной Руси я писал о том, что варяги-русь, объединившие многочисленные славянские и угрофинские этносы в единую страну, пришли с берегов Белого моря. Они были отважны, сплоченны, обладали многими по тем временам передовыми технологиями, были воинственны и предприимчивы. Имено поэтому они взяли под свой контроль много племен и смогли удерживать народы в своей зависимости. Но их численность была невелика, поэтому они в течение 3-4 поколений "рстворились" в завоеванных ими народах так, как монголы в свое время растворились в Китае. Но сегодня можно смело сказать: Россию многонациональную и русский суперэтнос создали Рюриковичи - варяги-русь. Их династия пресеклась в конце XVII века, тогда случилась Великая Смута, в результате которой к власти в России пришли Романовы.
Хочу обратить внимание на то, что именно в период нестабильности в России в начале XVII века, ослабления центральной власти, всеобщего кризиса началось присоединение Сибири. Начало этому движению дала Северная Русь, с берегов Белого моря с Северной Двины и Сухоны в Сибирь шли самые первые землепроходцы. Они были потомками тех северных русов, которые в IX столетии начали создавать русское государство. Не из Москвы, не из Киева начался процесс, приведший к образованию Российской империи протяженностью от Балтийского моря до Аляски и Калифорнии, а с берегов Сухоны и Северной Двины.
К. Васильев. Русский землепроходец |
Но что же толкало людей в Сибирь? Да, конечно, ее богатсва и огромные пространства, в которых можно было затеряться, куда можно было уйти от ненавистной царской власти. Но власть быстро их догоняла и присоединяла взятые ими земли и народы к России, и они уходили еще дальше, чтобы получить свободу...
Это были высоко пассионарные люди. Нам, субпассионариям, невозможно адекватно их понять, их поступки кажутся нам нелогичными, даже абсурдными. Бывает очень смешно смотреть фильм, в котором пассионариев тех времен играют современные совершенно непассионарные люди (это я так, к слову).
Главной чертой русских землепроходцев была самодостаточность. Они не зависели ни от кого, они могли все сделать сами. Для этого русскому человеку достаточно было иметь топор. С помощью топора он и дом мог построить, и корабль сделать, и ловушки для зверей изготовить. Необходимо железо - он выплавит и железо из болотной руды. Зверь лютый ему не страшен, с рогатиной и ножом врукопашную на медведя пойдет и завалит медведя. |
Первые морские пути к златокипящей Мангазее, расположенной за Полярным кругом в Западной Сибири, в нижнем течении реки Таз, были проложены поморами еще на рубеже XV–XVI вв. В последней четверти XVI века эти плавания особенно участились. Благодаря им была налажена регулярная связь русского Поморья с бассейном реки Таз, где и возникла "златокипящая" Мангазея.
Думаю, что путешествия поморов в Западную Сибирь начались значительно раньше, чем о том извещает нас официальная история.
Около 1572 года близ устья реки Таз появилась первая поморская фактория, а в 1600 году туда был послан отряд казаков во главе с князем М. Шаховским и воеводой Д. Хрипуновым с наказом поставить там город. Но из-за сопротивления ненецких племен выполнить этот наказ не смогли. В марте 1601 года на мысу при впадении речки Осетровки (Мангазейки) в реку Таз, началось строительство «государева острога», а в 1607 году, на его месте воеводой Д. В. Жеребцовым был «зарублен город Мангазея». Мангазейское городище занимало площадь около 3,1 га и было расположено на высоком правом берегу реки Таз.
Целью его основания являлось установление правительственного контроля за Мангазейским морским ходом, ведущим в богатую пушниной страну, и создание базы для дальнейшего освоения севера Сибири. Думаю, что Мангазея была известна поморам гораздо раньше ХV века, просто в Московии она стала известна значительно позднее. Лишь в 1600 г. при Борисе Годунове у Московии уже хватило сил "дотянуться" и до Мангазеи.
|
Мангазея. Реконструкция по результатам раскопок и письменным источникам
А вот такой представляет Мангазею художник
|
Рпаскопки в Мангазее. Смотрите, как хорошо сохранились бревна, а ведь прошло более 350 лет со дня постройки этого сооружения
|
Мангазейский морской и речной ход с рядом волоков из одного бассейна в другой, соединявший Беломорье с Приобьем и златокипящей Мангазеей, являлся оживленной торговой магистралью. Через него в Архангельск и Холмогоры вывозились сотни тысяч шкурок пушного зверя, а из Беломорья в Сибирь доставлялись хлеб, мука, соль и другие товары. Только за период 1630–1637 гг. отсюда было вывезено около полумиллиона шкурок соболей. Торговые связи Мангазеи выходили далеко за пределы России: через поморские города Северная Русь был связана с крупными компаниями Западной Европы.
В пределах Мангазейской земли появились иименитые «гости» (купцы) Усовы, Ревякины, Федотовы, Гусельниковы, Босовы и другие. Во времена расцвета города (первая треть XVII в.) здесь скапливалось до 2 тыс. промышленников. Большой наплыв людей заставил мангазейские власти заботиться об их размещении и о размещении доставленных ими товаров. Именно в этот период в Мангазее появились десятки строений: церкви, амбары, жилые дома для тех, кто оставался здесь жить, работая на рыбных промыслах, по заготовке дичи и мяса, на многочисленных откупах, занимаясь выделкой промыслового снаряжения, косторезным, портняжным или кузнечным делом. |
Мангазея внесла весомый вклад в историю русских географических открытий. Отсюда уходили отряды промышленников-первопроходцев для обследования новых земель: на Таймыр, в низовья Енисея, на Лену и Колыму. Выходцами из Мангазеи была открыта Якутия и составлена первая карта реки Лены.
Но «Златокипящий» город просуществовал всего одно столетие. В 1672 году Мангазея была оставлена жителями. Измененились пути колонизации Сибири, было присоединено к России Сибирское ханство, и русские пошли в Сибирь через более южные районы. Кроме того, местные пушные промыслы оскудели, захирел «морской ход» из Поморья в связи с похолоданием, известным в науке как малый ледниковый период. Все это сделало экономически невыгодным содержание большого заполярного города.
В это же время на реке Таз и на Нижней Тунгуске одно за другим начали вспыхивать восстания самодийских племен. Восставшие не раз подступали к стенам города, и 65 стрельцов, составлявших постоянный гарнизон Мангазеи, были не в состоянии справиться с повстанцами. Не сумели сделать этого и присланные из Тобольска новые воинские отряды. Тогда было принято решение о постройке Новой Мангазеи в Туруханске. Старая Мангазея прекратила свое существование.
Археологические раскопки показали, что Мангазея имела типичное для древнерусских городов деление на собственно город (кремль) и посад. Особенно интенсивно город рос и застраивался в 1607–1629 гг. Мангазея была хорошо спланирована: крепость четко отделена от посада, а сам посад разделен на две части: собственно ремесленную и торговую. Между частными постройками появились мощенные сосновыми досками судовой обшивки узкие улицы и переулки. Особое внимание уделялось застройке и благоустройству центральной части торговой стороны, где разместился большой гостиный двор в окружении сорока с лишним амбаров и таможни. К западу от гостиного двора была возведена церковь Михаила Малеина и Макария Желтоводского. К востоку разместились питейные заведения и городская торговая баня. Расширилось строительство новых домов в кремле. За массивной круговой оградой воеводского двора в дополнение к уже построенным в начале века возникло еще два строения. Зодчие соединили новые постройки воеводского двора со старыми избами висячими закрытыми галереями. Так же были соединены воеводские хоромы с соседней съезжей избой. По-существу, была застроена вся территория городища, за исключением самых отдаленных северо-восточных частей. Это было время кульминации застройки. |
Камод и зеркало из города Холмогоры. XVIII век
Если судить по этой мебели, то можно высоко оценить уровень жизни русских поморов в то время
|
В 1625 году общая протяженность стен Мангазейского кремля по периметру составляла около 280 м. По углам стояли четыре глухие башни: Давыдовская, Зубцовская, Ратиловская и Успенская. На южной стороне, между Зубцовской и Успенской башнями, находилась Спасская проезжая башня, достигавшая в высоту 12 м. Самой маленькой была Ратиловская башня - 8 м, а самой массивной - Давыдовская, каждая из сторон которой имела длину около 9 м. Все башни были четырехугольными. Наибольшую высоту крепостная стена достигала на участке между Давыдовской и Ратиловской башнями - около 10 м; остальные стены имели высоту в 5–6 м.
При раскопках в Мангазее найдено много предметов быта XVII века: туеса из бересты, железные дужки от деревянных ведер, подсвечники, топоры, ножи с орнаментированными рукоятками, сверла, зубила, долота, замки различных размеров, буравы, пробои, дверные засовы, петли, щеколды, деревянные ложки, тарелки, миски, ковши, ушаты, коромысла, черпаки, вальки, формы для печенья, короба, ларчики. Некоторые из этих предметов художественно оформлены. Интересна находка оконной рамы размерами 29x29 см, в раме сохранились значительные фрагменты слюды. Обнаружено несколько щипцов, с помощью которых снимался нагар со свеч. Найдены небольшие лавки-скамейки для горниц и массивное широкое кресло. Находка конской сбруи, колокольчиков, бубенчиков и седла, а также наличие в нижних слоях сеней довольно толстого слоя навоза говорят о том, что воеводский двор располагал некоторым количеством лошадей и другим скотом. Отличные пастбища и сенные покосы располагались непосредственно за городом, так что содержание скота не представляло большой трудности.
Основным транспортным средством для связи с зимовьями и переездов на более далекие расстояния являлись нарты с оленьими упряжками. В документах XVII столетия отмечается, что в зимнее время на путь между Мангазеей и Туруханском уходило три дня. При раскопах воеводского двора археологи нашли крупные фрагменты самих нарт, тяги от упряжи, костяные накладки на упряжь, часто имеющие орнамент.
Косторезное ремесло было широко развито в Мангазее. Даже дворовые люди, жившие на воеводской усадьбе, занимались изготовлением костяных поделок из мамонтовой кости. Археологи нашли отпиленные для работы куски бивней мамонтов, поделки из бычьего и коровьего рога, медвежьих клыков, пластины из перепиленных надвое оленьих рогов для отбивания приставшего к сапогам снега. В ходу было изготовление женских бус. Были найдены костяные скребки и другие инструменты для выделки кожи из звериных шкур, костяные иглы. |
Семен Дежнев - русский землепроходец
С командой отважных товарищей он прошел из Нижнеколымска в Чукотское море, обогнул Чукотский полуостров, достиг Корякского нагорья, оттуда пешком и на плотах Дежнев с товарищами вышли на реку Анадырь и, пройдя вверх по этой реке, достигли истоков Анюя и возвратились в Нижнеколымский острог. Это произошло в 1642-43 гг.
Я вот все думаю, когда же наши кинематографисты обратятся к походу Дежневцев? Наверное, не дождусь.
|
Домашний характер носило и литейное ремесло. Судя по находкам плавильной ложки и каменных формочек для литья, здешние умельцы отливали небольшие изделия, главным образом нательные крестики и женские украшения. Находки фрагментов музыкальных инструментов подтверждают свидетельства документов XVII века о том, что молодежь в семьях воевод обучалась игре на музыкальных инструментах и пению. Находка застежек от книг и кожаных переплетов с красивым тисненым рисунком указывает на то, что у воевод имелись домашние библиотеки. На одном из переплетов оттиснуто покрытое золотом изображение женщины с лютней, а рядом с нею - олень.
Примеры резьбы из кости в музее г. Холмогоры
Форт Росс в Калифорнии - это самое южное поселение русских в Северной Америке. Здесь русские вступили в контакт с испанцами, владевшими в то время Мексикой и Калифорнийским полуостровом |
Помимо книг и музыкальных артефактов археологи обнаружили несколько деревянных шахматных фигур, две отлично выполненные шахматные доски. На оборотной стороне одной из них вырезаны знаки зодиака и звезды. Найдены детали какой-то не совсем понятной игры - небольшие костяные пластинки, на каждой из которых имеется определенное количество кружков.
О том, что главной дорогой в «здатокипящую» Мангазею служил Мангазейский морской ход, напоминают найденные археологами на городище два костяных компаса и металлический циферблат третьего, а также три кожаных футляра для компасов.
При раскопках было обнаружено огромное количество деревянных футляров для печатей на грамоты. Каждый промышленник и торговец, уплативший пошлину в таможне, приобретал печать, без которой его проезжая грамота считалась недействительной. Сами печати изготовлялись из сургуча и воска. Хранились они в специальных деревянных футлярах. Количество таких футляров, найденных в Мангазее, исчисляется тысячами, что свидетельствует о большом количестве приезжающего в город торгово-промышленного люда и о размахе городской торговли. Был найден даже целый деревянный футляр с сохранившейся внутри восковой печатью со шнурками.
Потенциал пассионарности у русских в XVI -XVII веках был так силен, что его хватило для создания огромной Российской империи, которая в XIX веке была самой протяженной империей в мире. И это была не первая империя в Евразии, которую создавали небольшие по численности, но высокопассионарные этносы. По-видимому, подобным образом возникла в глубокой древности империя ариев, которая, просуществовав несколько столетий, распалась, так как пассионарность системообразующего этноса снизилась. Но появился этнос киммерийцев, который на осколках империи ариев создал свое великое государство. Затем история повторилась - на историческую арену вышли скифы, и так продолжалось несколько тысечелетий. Последнюю империю в Евразии создали русские. Но снизилась пассионарность русского системообразующего этноса - и пошел распад. Какому этносу удастся вновь объединить расползающиеся кусочки былого могущества? Вопрос остается открытым. |
Cовершенные открытия наглядно иллюстрировали так называемые «чертежи» землепроходцев. Это рисунки, дающие представление о течении рек, конфигурации берегов и в редких случаях примерном направлении хребтов, показываемых в виде цепочки «горок». Почти все «чертежи» землепроходцев, к сожалению, Россией утрачены. Значительная часть их была украденаили куплена "западными друзьями" у жадных и продажных царских чиновников. Неизвестны судьбы чертежей: гидрографической сети Забайкалья Бекетова, озера Байкал К. Иванова, рек и гор Якутии и Чукотки М. Стадухина, реки Амур Пояркова, «Даурской земли» Е. Хабарова, «Анадырской землицы» Семена Дежнева...
О Колумбе и Магеллане русские люди знают гораздо больше, чем о русских открывателях Америки. Не слышал, чтобы наши славные кинематографисты сняли фильм о Семене Дежневе или Василии Бугре, открывшем Индигирку. А разве недостойны памяти потомков Михаил Стадухин и Василий Поярков?
Но идут на российских каналах голивудские и прочие западные фильмы об американском диком западе, об индейцах и англичанах.
А что же мы? А мы забываем свою историю и перестаем быть великой нацией... Скоро можем перестать быть нацией вообще, вольемся на "переплавку" в другой суперэтнос. В какой?
Утратившим пассионарность все равно. Их родина - это кошелек с деньгами или счет в швейцарском банке. А я вот еще мучаюсь от бессилия что либо изменить в истории русского суперэтноса. |
Русские поселения на Аляске появились в XVIII - XIX веках. В 1867 г. Аляска была бездарно потеряна Россией по вине царского правительства. Потерю Аляски можно считать началом распада Российской империи. Затем были поражения в войне 1905 года, потери в 20-е годы XX века и, наконец, огромные потери в конце XX века
|
Русское поселение на Аляске в XVIII веке.
|
Мне довелось побывать во многих местах, где проходили русские замлепроходцы, я видел, насколько огромны эти расстояния даже для современных средств передвижения. Был я и на Аляске, видел русские кладбища, где на могилах латиницей написано Maria Ivanoff, Isidor Petroff, Iosif Galanin. Мне было обидно, что русские люди, умерев на ставшей своей, освоенной ими земле, оказались на земле, принадлежащей чужой стране, да еще далеко нам не дружественной.
А в православных храмах на Аляске священники эскимосы до сих пор читают молитвы на русском языке. На Аляске до сих пор помнят, кто открыл и освоил этот край, помнят Россию. Мужчины полурусского происхождения в некоторых поселках на Аляске носят кожаные сапоги с голенищами гармошкой и говорят по-русски. А вот в России про Аляску почти совсем забыли. |
В конце XVIII века дело землепроходцев продолжил Василий Иванов. Во главе промысловой артели он совершил поход по внутренним районам Аляски (1792-1793). Землепроходцами уважительно называли и других поздних русских путешественников: последним считался Никифор Бегичев, а единственным из ученых — Николай Урванцев.
Человечество словно море безбрежное покрывает Землю Матушку. То здесь, то там периодически возникают пассионарные этносы и начинается волнение в некоторой части человечества, - образуются этносы, которые создают государства и империи, создают суперэтносы. Но иссякает пассионарность образующего державу этноса - и разваливается империя на кусочки. Но появляется новый пассионарный этнос, который из рассыпавшихся кусочков собирает новый суперэтнос, и так без конца.
Кое-кто считает, что слаще жить в государстве с потухшей пассионарностью (там спокойнее, жизнь там размеренная, все идет по закону), чем в державе с высоким градусом пассионарности (там все кипит, бушуют страсти и желания сделать невозможное). В стране, утратившей пассионарность, не нужны пыточные камеры: замахнись на жителя кулаком - и он всех выдаст и все расскажет. Иное дело в стране пассионариев, там и на дыбе молчат, там за великое дело умереть готовы, там за идею на костер идут. Мне трудно представить в наше время среди моих современников таких людей, как Протопоп Аввакум, Степан Разин. Полностью утратившая пассионарность Западная Европа в 1940 г. "легла" под гитлеровскую Германию. Россия тогда выстояла, чтобы, просуществовав 50 лет, начать разваливаться без всякой внешней агрессии, как древний Рим.
Чтобы возродить Российскую империю, необходим новый пассионарный этнос. Но где его взять... Наше правительство считает, что нам необходимо больше денег, капиталов, технологий, тогда все изменится в лучшую для России сторону. Нет, нам в первую очередь не хватает пассионарности. Наверное, надо найти какой-то высокопассионарный этнос (всего-то 15-20 тыс. человек), пригласить его в Россию, дать этим людям гражданство, дать решающие посты. Неужели на просторах России нет такого этноса? Но власть не дают, власть берут. При демократии непассионарии никогда не изберут пассионария, а жаль.
Завидую тем, кто жил в трудные, но славные времена XVII-XVIX веков, когда градус пассионарности в России был раза в 4 выше, чем сегодня. Тогда человек был более свободным, так как он меньше зависел от государства, напротив, он строил государство, следовательно, государство от него зависело больше, чем он от него.
Использованные источники
Боси Р. Лапландцы. Охотники за северными оленями.
Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси.
Васильева Н.И. Краткая история Великой Скифии // Вокруг света. Адрес доступа: http://www.vokrugsveta.ru
Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь, ЛЕАН-АГРАФ, 1996. С. 69.
Галкина Е.С. Тайны Русского каганата.
Гнездово, скандинавский город на Днепре. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://wordweb.ru/sto_arheology/95.htm
Григорьева Л.Г. Творчество Б.В. Шергина как свидетельство взаимосвязей между Россией и Скандинавией.
Жарникова С., Виноградов А. Восточная Европа как прародина индоевропейцев. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://cultinfo.ru
«Златокипящая» Мангазея. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://wordweb.ru/sto_arheology/99.htm
История Дона с древнейших времен. – Ростов-на Дону: изд. РУ, 1965. – C. 31.
Карамзин Н.М. История государства Российского от VI века до начала XVI века. – М.: Изд-во АСТ, 2008. – 831 с.
Клейн Я.С. Миграция тохаров в свете археологии. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://stratum.ant.md
Кто вы, Cкифы? // Вокруг света. Адрес доступа: http://www.vokrugsveta.ru
Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе.
Максименко В.Е. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. – Ростов-на-Дону: изд. РГУ, 1983.
Мангазея , 17 век (1994 г., двп.) Электронный ресурс. Адрес доступа: http://www.fakttv.ru/headline/na/ 1215
Мангазея и Мангазейский морской ход. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://arctic.izvestia.ru/around/ history/69.html
Никаноровская летопись. ПСРЛ, т.27. – М.-Л.: изд. АН СССР, 1962. – С. 137–141.
«Нехорошие» места. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://vsetutonline.com/forum/showthread.php?t=4324.
Пензев К.А. Арии древней Руси.
Пиотровский Б.Б. Скифы и Урарту // Вестник древней истории, 1989, №4.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.2. – М., 1963. С. 71.
Почешхова Э.А. Геногеографическое изучение народов Западного Кавказа. – Автореф. дисс. ... докт. мед. наук по спец. 03.00.15 - Генетика. – Москва, 2008.
Рюрик. 862–879 г. н.э. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://www.forum.newgalaxy.ru/index.php?showtopic=941
Скржинская М.В. Герои киммерийских и скифских легенд в греческой поэзии и вазовой живописи. 7–6 вв. до н.э. // Вестник древней истории, 1986. № 4. – C. 89–92.
Скрынников Р. Фрагменты из книги "История Российская. IX-XVII вв."
Соловьев Ю. "Могила Рюрика" и возвращение Государя". Электронный ресурс. Адрес доступа: http://www.pravaya.ru/govern/391/1904
Труворово городище. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://autotravel.ru/phalbum.php/90201/157
Флавий И. Иудейская война. – Минск: изд. "Беларусь", 1991. – С. 435.
Фруменков Г. Г. Узники Cоловецкого монастыря.
Шергин Б.В. Поморска говоря.
Что это за народ такой – кельты? Электронный ресурс. Адрес доступа: http://wordweb.ru/sto_arheology/90.htm
http://allmystic.ru/page/1007
http://www.liveinternet.ru/users/alcasar_1474/post90212117/
http://varlaj.by.ru/Libriari/zagadka.htm
http://www.roman-glory.com/images/osprey-warrior-30/img03.jpg
http://kupi-arbalet.ru/articles/20/
http://www.ta1.ru/home/keltte/kamni/ http://allmystic.ru/page/1005
http://www.roman-glory.com/images/zubkov-gallery/img08.jpg
http://nikzubkoff.livejournal.com/5106.html
http://www.avanturist.org/forum/index.php/topic,505.440.html
http://knightswood.narod.ru/history1/historyfront_prehist1.html
http://ossnet.info/scythian-gold-picture1.html
http://ossnet.info/scythian-gold-antrop1.html
http://ossnet.info/scythian-gold-picture2.html
Фотографии для этой статьи позаимствованы мной с поисковика: http://images.yandex.ru/search, а также с сайтов Google Earth, официальных сайтов Архангельской, Вологодской, Псковской и др. других областей. Авторам использованных в данной работе фотографий выражаю искреннюю признательность.