Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Северной Руси Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

Русский дом - прошлое и будущее России

А.В. Галанин, А.Н. Орлов © 2012

 

Русские дома в Некоузском районе Ярославской области

 

Недавно я получил письмо от Алексея Николаевича Орлова, который написал: "С интересом прочитал вашу статью "Русский дом". Она произвела на меня сильное впечатление. Мне 40 лет, и хотя всю сознательную жизнь прожил в городе, но родом я и мои родители из деревни. Все детство (летние каникулы) проводил в деревне у бабушек с дедушками. И любовь к сельской России живет во мне, и боль от вымирания русской деревни очень сильна. Посылаю Вам фотографии одного из домов, который находится в деревне Калистово Некоузского района Ярославской области - в деревне моего детства. Это явно старый дом, т.к. на наличниках вырезаны двухглавые орлы. Очень интересна светелка. У нее имеются боковые окна. Еще я заметил,что между бревнами сруба имеется замазка белого цвета. Нигде в деревне я не видел ничего подобного. Дом еще наполовину жилой. Живут в нем дачники".

Я ответил Алексею. Действительно, дом мне показался очень интересным. Дело в том, что один из читателей статьи "Русский дом" усомнился в том, что такой тип домов древний и написал, что поверит мне, если найдется хотя бы один дом такого типа, построенный в середине XIX века. Дом со снимка Алексея был построен явно до советской власти, когда гербом России был двухглавый орел. Я написал Алексею Орлову письмо и попросил его, если не затруднит, прислать и другие фотографии домов из его родной деревни и ближайших деревень.

Поселок Новый Некоуз находится на северо-западе Ярославской области (левобережье Волги) к западу от г. Рыбинска

Ответ с новыми фотографиями пришел быстро. Алексей писал: "Родился 17 февраля 1972 года в местечке Мольково Некоузского района Ярославской области. До трех лет жил в деревне, а потом родители подались в город Рыбинск. В Рыбинске жил до 2005 года, а потом судьба забросила в Санкт-Петербург. Все детство и юность каждое лето жил в деревне, меня родители на каникулы отдавали бабушкам и дедушкам, и то время я сейчас вспоминаю как одно из самых счастливых и беззаботных в моей жизни. И очень больно видеть и слышать, как когда-то крепкие деревни и села на Руси вымирают. Пытаюсь найти ответ - почему? Ведь наши предки жили гораздо тяжелее и работали больше, а семьи у них были многочисленными, дома ухоженными. В этом году во время отпуска был в деревне моего детства и много сфотографировал. Часть этих фотографий посылаю Вам. А еще посылаю фотографию очень интересного дома в г. Рыбинске".

Я написал Алексею, что было бы хорошо на его фотоматериале написать статью для интернета, что мы могли бы с ним сделать это в соавторстве. Пусть эта статья будет продолжением темы о русских и вообще российских домах. А русский этнос с нормального ритма жизни власти сбивали упорно весь ХХ век и сейчас продолжают. Началось все с раскулачивания и ссылки наиболее умной и трудолюбивой части сельского населения в 30-е годы прошлого века, потом упадку русской деревни способствовали вербовки и сманивание людей из деревни в города на стройки социализма; во время войны погибла треть, а то и половина мужиков из сел и деревень. После войны вместо того, чтобы начать отдавать "долг" деревне и развивать Нечерноземье (а по сути, Русь), средства, технику и людей бросили на подъем целины и новые стройки социализма. Сегодня две трети этих земель оказались за границей России. В 60-е упадку деревни много поспособствовал Н.С. Хрущев, реализуя свои фантазии. Потом стали укрупнять деревни и села, сегодня закрывают "неперспективные" школы и сельские больницы. Но самое большое зло, которое демократы чинят русской деревне, это потеря собственного рынка сбыта для собственной сельхозпродукции.

Еще и пассионарность у русского народа резко снизилась. Прежде русский народ не нуждался во власти и не ждал от нее милостей и благоденствия, - был самодостаточным. А сегодня тот мужик перевелся. А тот, который в деревне остался, жмется к власти, лезет в город, ждет от власти благодать. А она его дать или не хочет, или не может. Но раз у русских людей имеется еще ностальгия по здоровой деревенской жизни, значит не все для России потеряно.

Алексей мне написал, чтос радостью поможет с созданием статьи и с удовольствием расскажет о родных краях то, что знает. Деревня Калистово находится примерно в 3 километрах от станции Некоуз. Все местные жители именно так и называют этот поселок - Новый Некоуз, хотя до 30-х годов ХХ века это было село Харино, и когда к нему проложили железную дорогу, местный люд стал называть село станцией. Недалеко от Нового Некоуза (бывшего Харино) есть Старый Некоуз, который раньше назывался просто Некоуз и был очень зажиточным селом. До сих пор в нем стоят развалины величественной очень красивой церкви. Вообще эти края примечательны тем, что здесь на реке Сить произошла знаменитая Ситцкая битва между русскими дружинами и передовыми войсками монгольской орды в 1242 г. Деревня Калистово плавно перетекает в местечко Мольково, в котором в свое время работал и славился на весь район Харинский льнозавод (название получил от древнего названия селения Харино). Завод работал в три смены, т.е. круглосуточно. Были здесь своя библиотека, красный уголок, столовая, клуб, ясли-садик, дом фельдшера, аптека и школа-четырехлетка. По рассказам бабушек, до революции в Мольково жил барин Фогель - русский немец. Он и построил льнозавод. Работал завод до лихих и гиблых 90-х, и Алексей помнит, как в детстве все поля вокруг деревень синели цветущим льном. В деревне Калистово был колхоз, в котором было три свинарника, два телятника, конюшни, коровники. Сейчас всего этого нет, все разобрали на дрова, и люди работают либо в Некоузе, либо подались  в города в поисках лучшей доли. "Но я надеюсь, как и Вы, что сельская Россия воспрянет и вновь возродятся русские правосланые церкви и русские деревни и села," - написал мне Алексей.  

"Дом бабушки и дедушки по материнской линии в д. Калистово. К сожалению, они умерли. Мама моя живет в г. Рыбинске, но дом в деревне не  бросает. Этот дом был построен в середине ХХ века на месте старого прадедушкиного в точном соответствии с расположением комнат и хлева и всего остального. Как мне рассказывали, ставить дом и не украсить резьбой было немыслимо. Дом без резьбы - статус бедняка гарантирован. Мастера по резьбе и печники были одними из самых престижных мастеров. Мой прадед был печником". Фото А.Н. Орлова.

Калистово. Дома русского стиля в с. Калистово имеют одну отличительную особенность - крыши у них часто не трехскатные, а четырехскатные. Такую форму крыши приобрели не изначально, а в 30-40-е годы, когда надобность в задней части дома (хлев, поветь, задняя изба) отпала. Дома укоротили, а в целях экономии кровельного материала площадь крыши сократили тоже, сделав ее четырехскатной. Фото А.Н. Орлова.

Калистово. Строить большой дом по карману было не всем, да и семьи поубавились. Фото А.Н. Орлова.

Калистово. Позднее строить укороченные дома вошло в моду и в привычку. Небольшие хлевы - более низкие и узкие, по сравнению с домом, - пристраивали сзади. Фото А.Н. Орлова.

Дом бабушки и дедушки Алексея по отцовской линии в Мольково. К сожалению, дети решили продать его, а внуку он иногда снится... но уже неловко зайти, так как живут в нем чужие люди. А столько детских воспоминаний связано с этим домом! Фото А.Н. Орлова.

Четырехскатные крыши у этих русских домов, скорее всего, - следствие отказа жителей от хозяйственной части - хлева и повети, которые обычно были задней частью русского дома. При советской власти много скотины держать не разрешалось, да и не прокормить ее было, т.к. землю у крестьян отняли (обобществили). Скот забрали в колхоз. Остался в личном пользовании семьи огород, одна корова, куры и налог на них. Кто держал личный скот и птицу, тот должен был отдать бесплатно почти половину молока, яиц и мяса, полученных со своего подсобного хозяйства. Крестьяне, разумеется, стали ликвидировать подсобные хозяйства или делать их минимальными. Тогда ввели другой закон: каждый сельский житель, независимо от того, есть у него скотина и птица, или нет, обязан был сдавать государству молоко, мясо и яйца в виде налога на то, что он живет в деревне. Так что для российского крестьянина советская власть была похлеще крепостного права. За что боролись ...

Русскую деревню уничтожали долго и упорно. И когда сегодня сытый "демократ" с издевкой говорит о развале сельской жизни, о пьянстве и лени русского крестьянина, то, честно говоря, хочется набить ему .....

Но мы верим в то, что медленно, но неизбежно возродится русская деревня. Русский Ванька-встанька очухается от столетней одури и вспомнит, чем и как жили его прадеды, станет самодостаточным и будет гордиться своей культурой, своими традициями, возродит их.

Дом, построенный в русском стиле в д. Калистово. На нем много резных украшений, а светелка с четырьмя окнами, два из них боковые. Правда, дом осел на один угол больше, чем на остальные, и его подпирает бревно. Думаю, что деревья, растущие рядом, немного моложе этого дома. Фото А.Н. Орлова.

Тот же дом, вид сзади. На углу в бревнах с торца виден паз, в который когда-то были пристыкованы в шип другие бревна так, что стена продолжалась. Следовательно, куцый вид и четырехскатную крышу этот дом приобрел позднее, скорее всего, в 30-40-е годы ХХ века. Тогда была отломана за ненадобностью задняя часть дома - большой хлев, поветь, тогда и крыша трехскатная была переделана в четырехскатную. Фото А.Н. Орлова.

Этот дом явно старый, был построен еще до революции - вероятно, в конце XIX или самом начале ХХ века. Двуглавые орлы на нем явно не демократической России, а царской. Надо же! Открыто на виду у всех эти орлы пережили советскую власть. Фото А.Н. Орлова.

Когда-то эта светелка наверняка была жилой. Может быть, про нее пелась песня: "В мансарде под крышей то громче, то тише грает гармошка. Мальчишкам прохожим и девушкам тоже привет шлет гармошка..." Фото А.Н. Орлова.

Скорее всего, семью, которая построила себе этот дом, в 30-е годы раскулачили и сослали в Сибирь или на Урал, например, в Магнитогорск. Тогда многих трудолюбивых и толковых крестьян туда ссылали. Например, семью сестры моего (А. Галанин) деда раскулачили и сослали именно в Магнитогорск. А у них было пятеро детей, дом, правда, был попроще, но тоже в русском стиле сделан - с резными наличниками и светелкой. Муж ее был хорошим кузнецом, держал кузницу на берегу речки Шелекши, и фамилия у них была подходящая - Кузнецовы.

Мой дед Дмитрий Галанин построил дом попроще - без светелки, и наличники резные не успел сделать, умер он в 1930 г. в возрасте 54 лет. Тоже был кузнецом, до революции жил и работал на Ижорском заводе в Питере. За самую "сраведливую советскую власть" боролся с царским режимом с 1900 года. В январе 1905 г. ходил к царю в толпе наивных рабочих просить милости и заступничества от фабрикантов-капиталистов. После революции вернулся на родину, получил землю и начал крестьянствовать. И... за что боролся, на то и напоролся! Не зря в народе говорят: "Лучшее - враг хорошего".

Его раскулачить не успели, умер мой дед, так и не увидев своего младшего сына - он родился через несколько месяцев после его смерти. Так мне рассказывала бабушка. Ее с пятерыми детьми не тронули. Но характер у бабки Анны был нордический. Она так и не вступила в колхоз, до 1959 г. жила в родной деревне и не была колхозницей, что по тем временам было нонсенсом.

И таких трагедий в те годы было великое множество. Большинство людей "сломались", а кто не сломался, сгнили в лагерях на стройках социализма.

В половине этого дома еще живут приезжающие на лето дачники. Вторая половина заброшена. Дом доживает последние годы. А жаль! Сколько квадратных метров индивидуального жилья пропадает и разрушается в России. А людям в городах часто негде жить. Фото А.Н. Орлова.

Калистово. Дом - почти типичный русский пятистенок с выносными стропилами и подшитым карнизом, но без светелки и с двухскатной крышей. Такие дома стали строить, когда появился шифер. Шифером двухскатную крышу крыть проще, чем трехскатную или четырехскатную, не надо резать листы шифера. Те, кто пилил шифер, знают, какое это гнусное дело. Для освещения чердака во фронтоне устроили окно. При необходимости на чердаке с двухскатной крышей можно устроить и мансардную комнату. Фото А.Н. Орлова.

Мольково. Этот дом ставил родственник Алексея в 70-х годах  ХХ века. Значит, дому 40 лет. Хозяин, построивший дом, умер, и дом продали хорошим людям, которые его берегут. Хотя дом и с двухскатной крышей, но это пятистенок с выносными стропилами и подшитым карнизом. Большой хлев, соединенный с жилой частью холодными сенями, в Ярославской области эти сени назывались мостом. Фото А.Н. Орлова.


Дома в Калистово, построенные в нерусском стиле

 

Калистово. Дом, построенный в необычном для Руси стиле. На крыше его не светелка, а окошечко для освещения чердака. Фото А.Н. Орлова.

Калистово. Еще один дом, построенный в том же стиле. Дом заброшен, а палисадник еще вполне крепкий. Фото А.Н. Орлова.

Калистово. Заметьте, все дома такого типа только с тремя или двумя окнами по переду (по лицу). Они короткие, хлев не является частью этих домов. Изначально все они были покрыты дранкой, а шифером их перекрывали уже позже. Фото А.Н. Орлова.

Калистово. Нетипичный дом, построенный в новгородском стиле. Стропила установлены не на выносных бревнах верхнего венца, а прямо на стену. Да и хлев приделан как-то не по-русски, дом с хлевом напоминает букву "Т". Фото А.Н. Орлова.

Калистово. Дома с такими крышами обычно строили в Литве, Белорусии, Псковской и Смоленской областях. Я был очень удивлен, что в искони русской деревне были построены такие дома. Но когда Алексей написал мне, как звали фабриканта, построившего льнозавод, меня осенило. Такие дома первоначально были построены для работников льнозавода барином немцем Фогелем. Вероятно, этот немец был родом из западных губерний - Литвы или Белоруссии, и построил дома так, как строили их на его родине. Возможно, и часть работников были привезены им с запада. Фото А.Н. Орлова.

Калистово. Давным давно исчез этнос, в традициях которого было строить такие дома, а традиция-то осталась. Обратите внимание и на то, как украшены окна - не прорезным орнаментом, а накладным, что для русского типа домов изначально, вероятно, тоже было не свойственно. Фото А.Н. Орлова.

Похоже, что кривичский стиль домов в Калистово не редкость. По всей вероятности, в этом селе когда-то жили два этноса, но постепенно они перемешались и слились в один этнос - все стали русскими. Здесь много таких домов с характерными крышами и чердачными окнами. Задняя часть этого дома - двор - частично покрыта дранкой, а вот передняя уже перекрыта шифером. Фото А.Н. Орлова.

Мольково. В этом доме, возможно, жил сам Фогель или управляющий льнозаводом. Красивый крепкий дом. Его бы отремонтировать и устроить в нем школу или дом творчества для сельчан. Но это в демократической России не нужно, поэтому дом ломают на дрова. Если бы его передали вовремя в чью-то собственность, то дом был бы отремонтирован. Но после банкротства льнозавода дом этот оказался так называемой вымороченной собственностью - попросту ничьей. Фото А.Н. Орлова.

Мольково. Тот же самый дом работников завода, только с другой стороны. Крыша устроена по кривичскому типу. К сожалению, дом и с этой стороны разбирают на дрова. Фото А.Н. Орлова.

Мольково. Сам льнозавод, вернее, то, что от него осталось после варварских 90 х. Здание было сделано на совесть, такие стены простоят еще 200 лет. Может, возродится линозавод в Мольково? Фото А.Н. Орлова.

Мольково. Типичный сельский магазин. Сюда Алексей ребенком с авоськой, похожей на сеть (она так и называлась - "сетка"), ходил за хлебом и пряниками. "Хлеба брали много, т.к. им кормили не только людей, но и домашнюю скотину. Да и не дорогой он был. Недавно раз зашел в него, товары - новые современные, а запах в магазине остался того времени - из детства. Это просто чудо!" Фото А.Н. Орлова.

Мольково. Этот памятник землякам, погибшим в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг., поставили благодарные земляки уже в 2000-е годы.  Венок и цветы у памятника - верный признак того, что Русь жива и медленно, но возрождается. Фото А.Н. Орлова.

А хлебом скотину кормили в деревне при советах потому, что было категорически запрещено выращивать на своих огородах зерно. Только овощи и картошку разрешала советская власть выращивать для себя крестьянам. Вот и кормили коров, свиней и кур печеным хлебушком. Во второй половине ХХ века правители России не отличались недюжинным умом, вот и про....и Росиию. Теперь вся надежда на новых правителей.


Ностальгия

 

Мольково. Разрушается еще один дом - дом работников льнозавода. Когда-то отец учил меня: "Запомни Саша, люди делятся на две категории: одни могут из го..а орешки делать, а другие только из орешек умеют го..о делать. Так вот я хочу, чтобы ты принадлежал к первой группе". Похоже, что в 80-е и 90-е годы у власти в России оказались люди второй группы. Все орешки сделали го...м! Фото А.Н. Орлова.

Баня Алексея и его мамы. Сделали ее дед и отец Алексея из дерева и бетона, который достался по случаю. Применили его с умом и с пользой. Заводы, скотные дворы развалились, став ненужными, а спрос на баньку остался. Так что в жизни главное? Мама Алексея решила приукрасить баньку. А ведь мило, не правда ли? Фото А.Н. Орлова.

Старый шкаф стоит на мосту и вспоминает начало ХХ века, когда он был совсем молодой. Хороший мастер столяр делал этот шкаф, этот мастер явно относился к первой категории людей по классификации моего покойного отца. Фото А.Н. Орлова.

"Соединение между жилым помещением и хлевом у нас в Ярославской области называют "мост".  Так и слышу голос бабки из детства "Лешка, беги за водой, ведра на мосту возьми". Фото А.Н. Орлова.

Хлев. Раньше здесь жила скотина. Пахло парным молоком и навозом. Фото А.Н. Орлова.

Коров держат жители для себя, так как молоко никто не закупает, разве иногда какие дачники купят литр-два. По сути, сельские жители в русской деревне сегодня живут натуральным хозяйством - учатся жить без денег. Когда научатся, тогда правители-чиновники и банк им будут больше не нужны. Фото А.Н. Орлова.

Грампластинки остались, а патефона уже нет. А жаль. Какие прекрасные песни записаны на них! Хранить эти грампластинки надо вечно. Фото А.Н. Орлова.

Алексей Николаевич Орлов - автор всех фотографий и соавтор этой статьи. Фото А.Н. Орлова.

Мама Алексея. Фото А.Н. Орлова.

Из старой утвари Алексей решил создать натюрморт. А вот я (второй соавтор) еще пил молоко из таких кринок, ел суп и щи из таких горшков, рубил овощи в таком корытце железной сечкой. Бабушка катала после стирки белье таким же рубчатым вальком, наматывая его на толстую гладкую палку. На руси белье после стирки не гладили, а катали - разминали. А такие корзины из прутьев меня научил делать отец, и до сих пор это мое любимое хобби. Фото А.Н. Орлова.

Вид на д. Мольково  из д. Калистово. Виден красный кирпичный дом, который построили в 80-е годы ХХ века чеченцы. В такие дома переселяли колхозников из традиционных русских изб, упорно отучали людей быть русскими. На юге жить в кирпичном доме, наверное, неплохо, летом днем в жару в нем прохладно, а зима тоже не холодная. А вот в северной Руси лучше жить в доме деревянном - это проверено нашими предками столетиями и тысячелетиями. Фото А.Н. Орлова.

Мольково. Справа за деревьями виден заброшенный двухэтажный кирпичный дом. Такой построил льнозавод для своих работников. Советским руководителям так хотелось сделать деревню городом, а крестьян рабочими, что они на это средств и пропаганды не жалели. Фото А.Н. Орлова.

Сенокос. Копны свежего сена ждут, когда их уберут в сарай или сложат в стог. Фото А.Н. Орлова.

Аисты устроили гнездо на водонапорной башне. Есть примета: селение не умрет, пока в нем гнездятся аисты. Итак, аисты в село уже вернулись. Фото А.Н. Орлова.


Дома в кривичском стиле

 

Странные дома с окошечками для освещения чердака и стропилами, поставленными на стены, отчего крыша похожа на нахлобученный колпак, имеют четко очерченный ареал распространения. По всей вероятности, этот стиль был распространен этносом кривичей - племен, кторые в языческие времена поклонялись богу Криве. Дольше всего переходу в христианскую веру сопротивлялись кривичи - жители теперешней Литвы. Но раньше этнос кивичей занимал более обширную территорию, чем теперешняя Литва, вплоть до восточной части теперешней Тверской области. Но восточные кривичи были ассимилированы новгородскими словенами и русью и перешли на русский язык - стали русскими. А вот в стиле сельских домов в ареале бывшего расселения этого этноса до сих пор сохранилась кривичская традиция в устройстве крыш.

Тверская область, дом в окрестностях Андреаполя, построенный в кривичском стиле.

Дом в Новгородской (Новгорода на Ильмене) области.

Новгородская область. Еще один дом, построенный в кривичском стиле.

Брошенный дом в западной части Тверской области.

Дом в г. Максатиха в Тверской области.

Дом в Чернобыле. А стиль-то кривичский.

Дом в г. Бежицке Тверской области. Крыша устроена в кривичском стиле. Окна разного размера - это тоже отклонение от русской традиции. Фото с сайта: http://www.unibo.ru/message/1149/nedvizhimost.htm

Дом пятистенок в п. Брейтово Ярославской области. Стиль крыши кривичский, но все остальное сделано по-русски. Фото с сайта: http://rusbic.ru/bb/index.php?tc=6001&sp=0203&ii=22370

Дом в кривичском стиле на берегу Рыбинского водохранилища в п. Брейтово. Фото с сайта: http://rybinsk.olx.ru/pictures/iid-43443100

Продается дом в п. Брейтово, построенный в кривичском стиле. Требует ремонта. Фото с сайта: http://www.rosrealt.ru/Brejtovo/dom/35953

Дома в кривичском стиле по размеру в среднем меньше, чем дома в русском стиле, украшения наличников у них попроще и часто не резные, а накладные. Хотя встречаются наличники и смешанного стиля.


 

P. S. Все меньше на Руси остается домов, построенных в традиционных стилях: русском, угрофинском, новгородском, кипчакском и кривичском. Приходит что-то новое с новыми формами, новыми материалами, не всегда лучше старого и родного. И вот ностальгирует российский человек по утраченному. И захотят наши потомки возродить национальные традиции, а все уже позабыто. Поэтому мы предлагаем всем желающим сфотографировать традиционные дома в разных местах нашей необъятной Родины и разместить их на нашем сайте. Оформить странички для сайта с вашими материалами и вашими текстами мы поможем. Приглашаем всех желающих откликнуться на наше предложение. А.В. Галанин