Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Северной Руси Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

Чудь заволочская

А. В. Галанин © 2013

© Галанин А.В. Чудь заволочская // Вселенная живая [Электронный ресурс] – Владивосток, 2013. Адрес доступа: http://ukhtoma.ru/chud0.html

Введение в проблему || От Арктиды и Биармии до Руси Московской || Кто же они – беломорские поморы? Варяги и колбяги. Литовцы. Галиджия. Русские норманы || Кто же они – беломорские поморы? Холмогоры – столица Биармии. Русские арктические робинзоны. Беломорские умельцы || Емь || Вага и Кокшеньга (Бохтюжское княжество) || Пинега и Сура Поганая || Из Пинеги в Кулой, по Кулою в Мезень, из Мезени в Печору || Земледелие в Заволочье || Верования чуди заволочской || О происхождении русского языка

 

Мои стихи рождаются в слезах
За край родной и за мою Россию!
А если всё не выражу в словах,
Пусть ветер их над Родиной рассеет! 

Пусть слов мои частицы упадут
На неухоженную нашу красоту –
Лишь там они спокойствие найдут,
Кляня мою печаль и простоту… 

Александр Лазутин

Кто же они - беломорские поморы?

Холмогоры - столица Биармии

 

Холмогоры, Матигоры, Хаврогоры – это большие и древние населенные пункты в Беломорье. Смысл в этих названиях русский, понятный русскому человеку: например, Холмогоры – селение на холмах, или невысоких горах, Матигоры – материнские, или родные горы (помните песню "не шуми мати зеленая дубравушка, дай мне молодцу думу думати"?), Хаврогоры – красивые горы (сказка есть русская про крошечку-хаврошечку). Историки вот уже несколько столетий ищут Холмгард, о котором сообщают норвежские саги. Они запросто приняли Холмгард за ильменский Новгород и на этой шаткой, я бы сказал, совершенно неубедительной гипотезе, построили модель истории Российского государства. Ну никак не могли норвежцы слово "новгород" исказить в русское слово "холмград", скорее назвали бы его "ноугард", или "ньюгард", но чтобы в "холмгард"... А он – вот он до сих пор стоит в устье Северной Двины, древний Холмгард, а ныне село Холмогоры. Был он когда-то столицей Северной Беломорской Руси – Бьярмии. Сюда приходили корабли викингов из Норвегии, отсюда уходили корабли русских норманов на Груманд и Матку. Отсюда в Ладогу в 862 г. пригласили варяга-руса Рюрика с братьями, потомки которого покорили и организовали народы верхней Волги и Поднепровья и создали сначала Ростовско-Суздальскую Русь, а затем Киевскую Русь и, наконец, Владимирско-Московскую Русь-Россию.

Место, где расположены Холмогоры, очень удачное. Здесь протекает  глубокая протока Северной Двины Курополка, позволяющая зимовать судам, защищая их от весеннего ледохода. Льды во время весеннего ледохода из Северной Двины в протоку не заходят. Еще одним преимуществом Холмограда было удобное место для возможной обороны, – когда-то на нем была деревянная крепость. Одни считают, что Холмогоры получили свое название благодаря высокому коренному берегу Северной Двины, другие видят здесь измененное заморское «Хольмгард» – город на острове. Последняя версия очень сомнительная, так как где же это видано, чтобы народ, построивший город, для его названия использовал чужое слово из другого языка.

Название «Холмогоры» – собирательное. Сначала так называлось несколько десятков сёл, деревень и посадов, расположенных на возвышенностях вдоль левого берега Северной Двины. Никаких гор здесь, конечно, нет. Все поселения расположены на островах в дельте Северной Двины, которая разделилась в этом месте на множество рукавов и имеет ширину 16 км. Сообщение между поселениями раньше было только по реке, а все жители занимались рыболовством. Так что в названии «Холмогоры» «холм» – холмистая местность, а «гора» означает то же, что и «угор», то есть «берег». Например, выражение «ехать горой» означает ехать коренным берегом.

Холмогоры. Вид сверху. Фото корреспондента газеты "Холмогорская жизнь" А.В. Голенева с сайта: http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.proza.ru/pics/

Против Холмогор, на Курострове находится родина Михайло Ломоносова. Там археологи обнаружили «Святую рощу» – куростровский ельник. По преданию, это место чудского капища, посвящённого богу Йомале. К северо-востоку от Ельника найдены две искусственных насыпи. В статье “Заволоцкая чудь”, изданной в 1869 г., П.С. Ефименко приводит сообщение священника П.А. Иванова:  “В одной из частей г. Холмогоры, среди низменной плоскости, заливаемой ежегодно водою, возвышается искусственная насыпь, на которой ныне построены собор и монастырь. Эта насыпь, называемая городком, приписывается временам Чуди”. Искусственная насыпь среди равнины? Зачем её соорудили? Над чем? И почему христианский собор построен именно на ней? 

В работе “Родина Михаила Васильевича Ломоносова. Областной крестьянский говор” священник Куростровской церкви А.К. Грандилевский писал: “Куростровская часовня – молитвенный дом на окраине Куростровского выгона, прилегающего к Холмогорской стороне, вблизи северно-западной окраины Куростровского селения – стоит на высоте холма, который по преданию насыпан над тремя чудскими князьями”.  Почему собор в Холмогорах и Куростровская часовня  построены над могилами язычников? Да потому, что церкви, как правило, возводились на местах капищ, святилищ и  захоронений язычников – идеологических противников и конкурентов христианских миссионеров. 

В Вавчуге в середине XVI в. была построена первая на русском Севере лесопилка. Вавчуга стала родиной отечественного торгового судостроения и лесопиления. Историю Холмогор невозможно представить себе без Петра I. Он был здесь трижды. В 13 верстах от Холмогор в деревне Вавчуга братья-купцы Осип и Фёдор Баженины построили первую в России частную корабельную верфь. В честь этого события на небольшом острове Городище Пётр I посадил кедр. В 1781 г. в Холмогорах была открыта старейшая в стране мореходная школа. Холмогоры были местом «царской» ссылки, здесь по велению императрицы Елизаветы Петровны отбывали срок «секретные арестанты» – государев наставник князь Вяземский и свергнутая правительница России Анна Леопольдовна с супругом Антоном Ульрихом.

В Холмогорах создали всемирно известную породу молочного скота – «холмогорки» (http://strana.ru/places/68595). Слава богу, что хотя бы создание этой породы историки еще не приписали пришельцам из Новгорода на Ильмене! А на Ильмене, кстати, никаких пород животных и сортов сельскохозяйственных растений новгородцы не создали. Мы знаем тутаевскую породу овец, брейтовскую породу свиней, знаем породу коней владимирских тяжеловозов, знаем ростовские сорта репчатого лука и цикория, а вот на Ильмене ничего такого не создали, странно...

Близ реки Мехренги, впадающей в Емцу в Холмогорском уезде 200 лет назад было 41 селение, в которых тогда проживало 1500 человек. В древности эти поселения назывались Мехренгский стан. Крестьяне, живущие там, причисляли себя по происхождению к двум племенам: одни – к чудскому, другие – к новгородскому. Священник Зуев писал: «По всей вероятности, первые насельники прихода были чудского племени, а вторые бежавшими к ним во время бывших неурядиц между удельными князьями были ростовцы, суздальцы и новгородцы. По условиям местности здешний стан селений мог служить самым безопасным притоном разбойничьих шаек. В здешних дремучих лесах встречается много кладбищ, например по речке Шорде. Все они устроены на довольно высоких пригорках, из которых в весеннее время нередко вымывает водою человеческие черепа и кости. Чудское происхождение местного населения подтверждается старожилами, ведущими свой род от чудского племени» (П.С. Ефименко, http://www.mosjour.ru/index.php?id=434).

В порту дореволюционного Архангельска.

Беломорские суда подходят к Груманду (Шпицберегену). Фото с сайта: http://forum.polismi.org/index…

Если бы мне не пришлось много лет проработать в арктических и субарктических районах Азии, я не смог бы поверить в возможность существования Арктической цивилизации. Кажется невероятным, что здесь, в столь суровых условиях могут жить люди, что уж говорить о появлении целой цивилизации! А вот оказывается, что арктические моря настолько богаты биологическими ресурсами, что люди здесь могут жить совсем безбедно, если конечно создадут соответствующие технологии и приспособят к здешним условиям свою психику. И ледниковый период арктическим морским охотникам не был помехой, они жили рядом с материковыми ледниками на узких полосках суши, свободной от матерого льда. Да и сейчас в подобных местах живут эскимосы даже на северной оконечности Гренландии.

Русские поселения (показаны точками) XVII–XVIII вв. на Шпицберегене (Груманде). Картосхема с сайта:  http://statehistory.ru/books/Vadim-Starkov-_Ocherki-istorii-osvoeniya-Arktiki--Tom-I--SHpitsbergen-/9

Шпицберген. Песец с добычей. Фото с сайта: http://beardeon.ru/photo/luchs… 

Первыми на Груманде были беломорские поморы – варяги-русь, а не норвежские викинги. Они открыли острова этого архипелага, неоднократно зимовали здесь, строили здесь избы, ставили памятные знаки – столбы, а после принятия христианства – памятные кресты. Многие похоронены здесь. Но взгляните на карту. Где же историческая справедливость? Есть в названиях карлы, эджи, баренцы, но нет осипов, иванов, сидоров. Только темные воды океана да свинцовые тучи над Грумандом помнят историческую истину и истинных хозяев этих островов.

 

Русские арктические робинзоны

 

Вот невыдуманная история о славных русских беломорских моряках, рассказанная ими самими и записанная академиками в Санкт-Петербурге с их слов.

Летом 1743 г. житель города Мезени Еремей Окладников снарядил и отправил для ловли китов, моржей и тюленей судно с экипажем в 14 человек. Судно взяло курс на Груманд (Шпицберген) и первые восемь дней шло легко при благоприятном ветре. На девятый день ветер изменил направление, судно отнесло к востоку – к острову Малый Брун (или Эдж).

Груманд (ныне Шпицберген), Исфьорд. Фото с сайта: http://www.caas.ru/picture.php?file=shpits/sval_nat_06.jpg&mode=1

Корабль попал в ледяную западню. Решили высадиться на берег. Кормщик Алексей Химков вспомнил, что несколько лет назад жители Мезени зимовали на этом острове и соорудили на острове из плавника избу, эта изба могла сохраниться. До берега было около четырех верст. В дорогу взяли лишь самое необходимое: немного продовольствия, ружье, рожок с порохом на 12 зарядов и столько же пуль, топор, маленький котел, 20 фунтов муки в мешке, огнянку (жаровню), кусок трута и огниво, нож, пузырь, набитый курительным табаком, да деревянные трубки для каждого.

Вскоре обнаружили хижину верстах в двух от берега. Изба делилась на сени и горницу. В горнице была русская печь по-черному. Дрожа от холода, провели ночь, а утром поспешили на берег моря, чтобы поделиться с товарищами известием о своей удаче, чтобы всем вместе перенести с корабля на остров продовольствие, оружие, снаряжение.

Каков же был их ужас, когда они не увидели своего корабля! Перед ними было совершенно чистое ото льда море. Ураганный ветер, свирепствовавший всю ночь, разломал, разбросал ледяные торосы. Жестокая буря либо разбила корабль, либо вместе со льдиной, которая его сковала, унесла в открытое море. Больше они уже никогда не видели своих товарищей, остававшихся на корабле. В отчаянии моряки вернулись в избу.

Двенадцатью зарядами пороха они подстрелили двенадцать диких северных оленей. Мхом законопатили дыры в стенах избы. К счастью, у них был топор. На берегу насобирали плавника. Однажды нашли доску с вбитыми в нее гвоздями и железным крюком. Сделали рогатины, чтобы охотиться и обороняться от белых медведей. Два больших наконечника для рогатин сделали из железного крюка. Наковальней служил большой камень. Клещи соорудили из двух оленьих рогов.

Беломорские Поморы. Фото конца XIX в. Адрес доступа: http://www.jaroslaff.net/modules.php?name=News&file=view&news_id=16357

Потом отшлифовали и наточили наконечники на камнях. Рогатины получились крепкие, надежные, с их помощью можно было отражать атаки белых медведей. А медведей на острове было немало, и они не редко подходили к избе, надеясь добраться до запасов продовольствия. С помощью рогатин новые робинзоны смогли убить несколько громадных белых медведей. Копьем поражали диких оленей.

Мясо медведей, оленей, песцов спасало людей от голодной смерти, а звериные шкуры – от полярной стужи. Необычайно крепкие медвежьи сухожилия использовали как тетиву для луков, ими же сшивали одежды из шкур. Кроме двух больших железных наконечников для рогатин, отковали четыре маленьких наконечника для стрел, к стрелам приладили птичьи перья. Пользуясь только этим оружием, в течение шести с лишним лет кормили и одевали себя. Белых медведей рогатиной убили всего десять штук. Питались мясом, осенью собирали ягоды и грибы. Хлеба и крупы у них не было. Соль выпаривали и вымораживали из морской воды. 

Мясо коптили, подвешивая его к стенам внутри избы, там его не могли достать белые медведи. Летом на воздухе мясо отлично высыхало и становилось чем-то немного похожим на хлеб. Летом воду брали из ключей, зимой растапливали снег или лед. Иван Химков, который раньше зимовал на берегу восточного Шпицбергена, порекомендовал жевать ложечную траву (кохлеарию), которая часто встречалась на острове, и пить еще теплую оленью кровь, советовал как можно больше двигаться. Эти средства троим из них помогли не заболеть цингой. Больше того, островитяне приобрели небывалую подвижность. Иван Химков стал бегать с поразительной легкостью и быстротой так, что догонял убегающих оленей и поражал их ножом, а вот Федор Веригин не смог преодолеть отвращение к оленьей крови. К тому же он был слишком медлителен и не мог активно противостоять цинге. Он заболел цингой, товарищи кормили его, как малого ребенка, но Веригин умер зимой 1748 г. Его похоронили в Грумандскую вечную мерзлоту.

Плавник на Шпицбергене. Из него строили избы, им их и отапливали. Фото с сайта: http://www.caas.ru/picture.php?file=shpits/sval_nat_135.jpg&mode=1

Птичий базар на Шпицбергене. Фото с сайта: http://www.caas.ru/picture.php?file=shpits/sval_nat_107.jpg&mode=1

Когда обносились, то перешли на одежду из звериных шкур. Спали на оленьих и песцовых шкурах, шкурами укрывались. Но шкуры надо было выделывать, дубить. Поморы вымачивали их в пресной воде, мяли и растирали размокшие кожи руками, покрывали их растопленным оленьим жиром, потом снова мяли, пока они не становились мягкими и гибкими. Чтобы сшить одежду из меха или кожи, нужны были шило и игла. Пришлось их выковывать, обтачивать. Большого труда стоило просверлить игольные ушки, они не получались ровными и гладкими, отчего продетые в них ремни часто рвались.

На Шпицбергене летом. Фото с сайта: http://www.caas.ru/picture.php?file=shpits/sval_nat_98.jpg&mode=1

Шпицберген. Песец в летней окраске. Фото с сайта: http://www.caas.ru/picture.php?file=shpits/sval_nat_103.jpg&mode=1

Остров Эджа имеет 150 верст в поперечнике лежит между 77°25' и 78°45' северной широты, полярный день здесь длится четыре месяца столько же длится полярная ночь. Поморы вели календарь. Шли годы, бесконечно долгие полярные ночи сменялись столь же долгими полярными днями. Тут не мудрено было сбиться со счета. Тем не менее их календарь оказался довольно точным. Когда 15 августа к острову подошло судно, которое наконец вернуло поморов на родину, на их календаре был август. На вопрос, как же они все-таки определяли время, Алексей Химков с горячностью ответил: "Каким же я был бы капитаном, если бы не мог определить высоту солнца, когда оно видно, и движение звезд, когда солнца нет?! Я изготовил себе палку для этой цели, подобную той, какую оставил на корабле, и она служила мне для моих наблюдении". Это был так называемый посох Якова, или градшток – угломерный инструмент, применявшийся моряками (вплоть до конца XVIII века) для определения времени суток. Снег на острове выпадал в огромнейших количествах. Хижину заносило так, что выбираться из нее приходилось через кровлю.

Большая часть Шпицбергена покрыта ледником. В ледниковый период вот так выглядели Кольский полуостров и Скандинавия.

Вот таких белых медведей били копьем-рогатиной русские полярные робинзоны. Это совсем не то, что Робинзону Крузо было козу подоить на тропическом острове среди виноградных лоз.

Медведей, северных оленей, песцов на острове было великое множество. Летом прилетали тысячи птиц. Море было богато рыбой. Поморы пробовали ее ловить, опуская в воду мешок из оленьей шкуры. Тюленей и моржей было тоже очень много. Шел уже седьмой год их жизни на острове.

И вот наступил день освобождения. Люди увидели приближающийся к острову корабль. Судно, как потом выяснилось, принадлежало русскому купцу. Шло оно из Архангельска. К счастью для наших островитян, ветер пригнал этот корабль не к западному, а к восточному Шпицбергену, к острову Малый Брун, почти к тому же месту, где жили наши робинзоны. На острове разожгли костры, размахивали рогатинами и шкурами. Очень волновались: вдруг не увидят и пройдут мимо. На корабле заметили сигналы, кормщик изменил курс, и судно, несмотря на опасные подводные камни, подошло к берегу.

А вот так поморы сами рассказывали о своем житье-бытье на острове и об избавлении из плена. "Бывало у нас и время, когда ни бахилы шить, ни кухлянку, ни кожи мять, ни калги-лыжи ладить, ничего иного по хозяйству справлять вдруг ни нужды тебе, ни охоты нету. Тогда занимались тем, что было душе любо: Хрисанф, например, коробочку из кости круглой ножом вытачивал, Алексей мох курил, о жене, детишках, о материке вспоминал да Степана слушал, как тот песню со слезой пел, такую же думу думая:

Грумант угрюмый, прости! 
В родину нас отпусти. 
Жить на тебе опасно – 
Бойся смерти всечасно. 
Рвы на буграх-косогорах. 
Лютые звери там в норах. 
Снеги не сходят долой – 
Грумант вечно седой.

И прожили так вот, одни, за семьдесят седьмой параллелью, в стране полунощной, шесть зим и лет да три месяца. И были у них порядок и лад, и не было ни свары, ни отчаянья. Даже ни блоха, ни вошь не завелись.

Однажды же (точно: 15 августа 1749 г.) сидел на взгорке, на мягком мху зелено-красном, Инков Алексей; строгал он сучок, кумекая: может, трубку какую курительную из него сделать; кумекал да поглядывал с завистью охотничьей, как лёщатся белухи в море. Сидел, значит, так помор, поглядывал на море, на белух, на куличка... Да вдруг как испугается, что блазнится ему, видится, мерещится чудо чудное, парус явственный! А море-то гладкое; ветер – ласковый и в лицо.  «Чтой-то в глазах мельзит», – сказал Инков сам себе. А сердце сильнее заходило. Но светлый лоскут паруса подрос. И тогда подхватился Алексей, как молоденький, и ударился бежать. У избы кричит:  – Робята!.. Родимые!.. Приметы стягами... поспешай знаменать!  (Команда такая морская есть: знак подавать.)  Растерялись те сразу-то. «А иде?» – спрашивают.  – Тащи постель, постель тащи дак!.. Да огонь! Огонь с плошкою!  Сообразили костры. Запалили, ничего не жалеючи. Потом оленьи шкуры постельные на копья понасаживали да скоренько давай размахивать ими, да вопить, что духу хватало. И вскоре обронила близ инковцев свои паруса российская промысловая лодия.  Так вернулись они наконец в Архангельск.

На Шпицбергене. Белозобые казарки. Фото с сайта: http://www.caas.ru/picture.php?file=shpits/sval_nat_105.jpg&mode=1

Моржи и белый медведь на Шпицбергене. Фото с сайта: http://www.caas.ru/picture.php?file=shpits/sval_nat_105.jpg&mode=1

Они упросили капитана взять их на службу матросами. А за доставку имущества обещали по возвращении на родину уплатить восемьдесят рублей. Поморы погрузили на судно пятьдесят пудов оленьего жира, двести оленьих шкур, больше двухсот шкурок белых и голубых песцов, медвежьи шкуры – все то, что добыли за годы жизни на острове. Не забыли взять свой лук, стрелы, рогатины, лампы, свой топор и сильно сточенный за 7 лет нож, самодельные иголки, ремни – словом, все, что у них было, чем обзавелись. 28 сентября 1749 г. корабль со спасенными поморами прибыл в Архангельск. Когда судно подходило к причалу, Алексей Химков, Иван Химков и Степан Шарапов стояли на палубе в фантастических одеждах из драгоценных шкур, обросшие и изменившиеся, но сильные, мужественные и непобедимые, словно герои северной саги. Одна из женщин вдруг узнала своего мужа, которого долгие годы оплакивала, считая погибшим. Она не могла сдержаться и бросилась в воду, чтобы скорее добраться до корабля, и чуть не утонула.

Суровый Груманд. Фото с сайта. http://www.caas.ru/picture.php?file=shpits/sval_nat_53.jpg&mode=1

Изба на Шпицбергене. На переднем плане жилища ездовых собак. Фото с сайта. http://www.caas.ru/picture.php?file=shpits/sval_nat_53.jpg&mode=1

Историей русских моряков, проведших шесть с лишним лет на необитаемом северном острове, заинтересовались профессора Российской Академии наук. Алексея и Ивана Химковых вызвали в Петербург. Специальная комиссия расспрашивала матросов об их пребывании на острове. Некоторые сомнения, возникшие было у членов комиссии о достоверности рассказанного, Алексей Химков сумел рассеять. Было твердо установлено, что поморы находились на Шпицбергене, а не на Медвежьем острове. Это убедительно доказывали отмеченные ими даты первого появления солнца после полярной ночи и его исчезновения, когда полярный день закончился. Последующие экспедиции подтвердили точность всего рассказанного поморами и даже нашли избу, в которой они жили.

 

Беломорские умельцы

 

Церковь, а затем и наши государи западники, и разный придворный люд российский за годы правления Романовых смог создать у жителей России и в Западной Европе образ русского Севера как дикого примитивного края, который только в XVI в начал выходить из первобытного состояния в цивилизованный мир. Явление в мир гения Михайлы Ломоносова было воспринято как чудо, как исключение из правил. Но на самом деле это было никакое не чудо, а закономерность, подготовленная веками, а то и тысячелетиями существования, развития Беломорской Руси-Биармии. Оказывается, есть много фактов, подтверждающих высокий технологический уровень русских норманов.

Земля Франца-Иосифа, остров Чампа, август 2008, каменные шары. Фото Ярослава Никитина с сайта: http://photofthawild.livejournal.com/13786.html

Это марказитовые конкреции, внутри у них есть органическое ядро, вокруг которого, по версии австрийского геолога Заппа Фридхубера, в морских донных осадках накапливался слоями каменный материал. Когда дно моря в результате орогенеза вспучилось, шары оказались внутри горной породы. Порода эта со временем выветрелась, и шары выпали из нее.

Каменные шары на Шпицбергене. Фото с сайта. http://www.caas.ru/picture.php?file=shpits/sval_nat_53.jpg&mode=1

Встретив такие каменные шары, люди чего только не придумывают – начиная от ядер, которыми из пращи кидали друг в друга люди-гиганты, населявшие когда-то Землю, до инопланетян, которые от нечего делать сидели и вытачивали такие шары из скал.

Медведь на шаре. Фото с сайта: http://www.turlog.ru/Ovr2006_holmogori_07.jpg

Несведущему может подуматься, какая странная фантазия у этого холмогорца, вырезавшего из бивня моржа медведя на шаре. А холмогорец просто хотел запечатлеть не фантастическую, а реальную картину, увиденную им на Земле Франца Иосифа. И каменные шары там есть, и медведей полно. Вот и катают белые медведи по острову громадные каменные шары. Возможно, во время зимовки долгой полярной ночью на этом острове при свете жирника вырезал холмогорец этого медведя на шаре, чтобы по возвращению домой подивить детишек и жену увиденным чудом. А за оконцем в это время переливались сполохи Авроры, и был мир вокруг велик, суров и прекрасен.

Так что правдивыми были беломорские поморы и в своих рассказах, и в скульптурах. Им можно верить больше, чем монахам, писавшим летописи.

А мы до сих пор не можем разглядеть в нашей истории Великой Арктической Цивилизации, которую создали наши далекие предки, от которой "родились" все прочие цивилизации северной Европы! Не делает нам это чести, негоже забывать деяния своих предков. И вовсе не случайно холмогорская земля подарила России гения Михайло Ломоносова, чье имя носит наш самый главный университет. И не случайно военные корабли, на которых Петр I одержал победу над непобедимыми шведами, построили тоже в Холмогорах. Глубины океанов бороздят атомные субмарины, построенные уже сегодня на берегах Белого моря, а неподалеку на реке Емце на Плесецком космодроме стартуют космические ракеты. Вот вам и медведь на каменном шаре!

Историки пишут, что в начале ХII в. новгородцы утвердились в Заволочье, что уже в первой половине XII в. Заволочье стало новгородскою областью с христианским населением, что в нем жили новгородские посадники, бояре, купцы, игумены, что туземцы восставали, но скоро бывали усмиряемы новгородцами. Однако многочисленные факты говорят об обратном: в это время новгородцы действительно хаживали в Биармию, но часто бывали биты. Это были элементарные грабительские походы ушкуйников, и никаких поселений новгородцев в это время здесь не было. Первые погосты в Заволочье появились не ранее середины XIV в. Вот тогда в южных районах Заволочья появились первые новгородские посадники, ведавшие суд, контролировавшие промыслы и наблюдавшие за торговыми людьми. С конца XIV в. начинается борьба новгородцев с великими князьями владимирскими, а позже московскими, за Заволочье. В 1397 г. Заволочье присоединилось к Москве, но в следующем году новгородцы снарядили большое войско и разорили северные волости, и установили свою власть. Заволочье дважды (в 1435 и в 1440 гг.) подвергалось нападению московских людей. Иоанн III в 1471 г., идя на Новгород, отправил на Заволочье отряд под начальством Василия Образца и Бориса Слепого Тютчева. Воеводы победили на р. Шиленге новгородскую рать и завладели частью Заволочья, окончательно же оно стало московскою волостью в 1478 г.

Жители Заволочья конфликтовали с норвежцами из-за пушных и рыбных промыслов, и сами нападали на Норвегию (в 1349, 1411, 1419 и 1425 гг.). Из Заволочья в Ростово-Суздальскую Русь поступали ловчие птицы – соколы; в Заволочье выплавлялось много серебра, добывалось много соболей, здесь разводили хороших лошадей, славилась холмогорская порода крупного рогатого скота. Из торговых пунктов того времени особую славу имело село Лампожня, расположенное к северу от города Мезени. Под властью московских князей боярщина в Заволочье была отменена; все земли были объявлены государственными и только немногие боярские роды временно сохранили здесь свои владения. На государственных землях жили люди волостные, посадские и монастырские. В конце XVI в. Двинская земля давала казне 8000 рублей ежегодно.

Первая сошная перепись была сделанна в Двинской земле князем Василием Андреевичем Звенигородским (1589 г.), а затем Мироном Вельяминовым (1623 г.) и Афанасием Давидовичем Фонвизиным (1678 г.) Во главе управления в Заволочье тогда стоял наместник, на которого жители имели право жаловаться великому князю, и результатом таких жалоб была грамота (1556 г.), освобождавшая Двинскую землю от суда наместничья.

Немногие сегодня слышали, что среди железоделательных районов русского государства в XVI в., наряду с Великим Устюгом и Устюжной, видное место занимали Холмогоры. Обработка железа здесь была связана с развитием судоходства и соляными промыслами. Уже в середине XVI в. Холмогоры превратились в крупный рынок изделий железоделательного ремесла, там продавались и покупались значительные партии криничного (выплавленного из болотной руды) железа и изделия из него: различных сортов гвозди, скобы, ральники, сошники, бытовые вещи. Строгановы на притоке Ваги р. Судроме в 1577 г. получили право "дуть железо и домницы делать и лес сечи около тех болот". 

В конце XVI–XVII вв. расширилось производство болотного железа в Белослудском стане. Белослудское железо стало основным сырьем для Устюга Великого, Соли Вычегодской и Тотьмы. Множество железных предметов, обнаруженных на Холмогорских посадах, свидетельствует о больших масштабах обработки металла. На Падракурье было найдено несколько десятков железных криц (весом от 2,5 до 9 кг.). Форма некоторых из них указывала на то, что они выплавлялись в глиняных печах-сосудах. Выплавка железа в больших глиняных горшках с толстыми стенками не являлась тогда редкостью. Кричное железо на Холмогорах производилось в таком количестве, что удовлетворяло не только местные нужды, но и вывозилось в другие местности. В 1679–1680 гг. на рынок Устюга привозили кричное железо холмогорцы Михайло да Гаврило Стефановы дети Москвина (35 пудов) и Иван Гусев (70 пудов). 

Ассортимент продукции холмогорских кузнецов по археологическим данным обширен: ножи, молотки, гвоздодеры, сверла, топоры, серпы, багры, железные оковки деревянных лопат, остроги, вилы, ножницы, иглы, скобели, рыболовные крючки, иглы для вязания сетей, шилья, гвозди различных сортов и размеров, дверные пробои, петли, кольца, крючки, скобы крепежные, пруты к окончинам, скобы сапожные, гвозди сапожные, светцы, замки, ключи, оковки на сундуки, столовые ножи, наперстки. Железные части конской упряжи, подковы. 

В 1694 г. 22-летний царь Петр I едет в Архангельск к поморам с великой и дерзкой думой о военном маневре, с осуществлением которого будет прорублено «окно в Европу». Дорогую цену заплатили поморы за это окошко в Балтийское море. Велел тогда царь в Архангелогороде строить поморцам, вместо их поморских коч, раньшин, шняк да лодий, военные корабли по образцу голландскому. Восемь лет, кляня и матеря царя и его приказчиков, беломорцы выполняли государев подряд, и в 1702 г. из Архангельска в Соловки ушла настоящая эскадра из 13 первых северо-русских военных кораблей, а от сельца Нюхча на Поморском берегу Белого моря и до села Повенец на берегу Онежского озера срубили фантастический настил – легендарную Государеву дорогу-просеку, дорогу-гать, дорогу-волок, по которой за десять дней протащатся два корабля – «Святой дух» и «Курьер», которые вышли по реке Свири на Ладогу, дабы вернуть Ладогу России вместе со Шлиссельбургом.

Царский указ в 1619 г. запретил беломорским поморам ведение лоций, совсем отбил у них охоту заводить на лодии судовой журнал или вести дневник наблюдений. И все нравственные правила, все заветы отцовские и приметы мореходные передавались только из уст в уста. Царь батюшка считал, что только голландцы да прочие шведы могут вести лоции, по морям ходить, но никак не свои беломорские мужики, в голландиях не обученные. Западником был Петр I, считал все русское отсталым и требовал замены его "передовым" европейским.

А вместе с тем холмогорские сундуки и шкатулки, которые искустно изготовляли здешние кузнецы и косторезы, пользовались спросом не только на местном рынке, но и служили незазорным подарком – своего рода северным сувениром даже заносчивому столичному боярину.  В 1694 г. у кузнеца Григория Шиликунова был куплен в поднос боярину Федору Петровичу Салтыкову подголовок, окованный прорезным железом, на пяти вертлюгах, был дан за это аж рубль осьм алтын две деньги. Во как раскошелился боярин! В том же году у кузнеца Ивана Баташова в архиерейский дом была куплена шкатулка под красною кожею, оков прорезной кругами и с наугольниками, дано шестьдесят алтын. Да в ряду из лавки Гаврила Тряпицына да у Носца куплено два подголовка, окованных прорезным железом. Холмогорские сундучки, подголовки и шкатулы, окованные затейливо орнаментированными железными пластинами с подкладкой из слюды, цветной кожи являются изделиями художественной кузнечной работы. Работа северных умельцев пользовалась спросом и при царском дворе. 

Окошки в северных домах были затянуты не бычьим пузырем, а слюдой. Слюда собиралась ромбическими или полукруглыми кусками, которые перемежались с железными полосками и скреплялись друг с другом гвоздиками. Иногда кусочки слюды сшивались. В работе по меди специализировалась особая группа мастеров – котельники. Котельники отходили на котельный промысел в Устюг. В конце 1665 г. в Москву были вызваны холмогорские котельного дела мастера – Сидор Грязный, Василий Шарапов, Иван Казаринов и Никифор Мезенец с семьями. Любопытно, что в 1749 г. в Петербурге железную пробирную печь для химической лаборатории М.В. Ломоносова делал медник холмогорец Петр Корельский. Выплавляли в Холмлгорах и в Пинеге и в других городах медь и бронзу, отливали отличные колокола. А вот в Новгороде на Ильмене о подобных классных мастерах в XV-XVIII вв. что-то и не слышно ничего.

До второй половины XVI в. Холмогоры оставались столицей Беломорского края – бывшей Биармии, но затем центр края перешел в Архангельск. С 1587 до 1708 гг. управление Двинскою землею было в руках московских воевод, а в 1708 г. Петром I на землях древней Биармии была образована Архангельская губерния.


Использованные источники информации

Агеев А.И. Прошлое земли Космодрома. Далекое и не очень. Адрес доступа: http://mirnyi.prihod.ru/stranicy_istorii_razdel

Адаменко О.Н. Бохтюжское княжество (по результатам историко-археологических исследований) // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия – Вологда: Книжное наследие, 2007. – С. 142–150. Адрес доступа: http://www. booksite.ru/fulltext/suda/kov/1_14.htm

Аимин Алексей. Колонисты Рюрика. Адрес доступа: http://www.proza.ru/2013/01/01/466

Архангельские тройники. Адрес доступа: http://museum.solovki.info/?action=galery&author_id=4&sub_act=galery&p=0

Беломорье. Адрес доступа: http://travel.murman.ru/murman/white_sea.shtml

Биармия. Путешествие Оттара из Халогаланда. Адрес доступа: http://nashkraysev.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=131%3A2010-10-24-11-34-53&catid=19%3Ahistory&Itemid=44

Винокурова И.Ю. Мифология и верования вепсов // Прибалтийско-финские народы России. – М.: Наука, 2003. Адрес доступа: http://www.k2000.ru/vepsi/

Гвин Джинс. Викинги (Потомеи Одина и Тора). – М.: Центрполиграф, 2003. – 445 с.

Гиперборея, возможно, существовала. Адрес доступа: http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=28&page=6&flagest=0&flaguserid =0&flagsort=2

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 382 с.

Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М.: ДК ДИК, 1995. – 553 с.

Давыдов Р.А. Кулойский канал. Адрес доступа: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text

Джаксон Т.Н. Глава 6. Holmgar?r – Новгород: «Город на острове» или «*Хълмъ-городъ»? Имя Новгорода в топонимии пути «из варяг в греки». http://norse.ulver.com/articles/jackson/austr/chapter6.html

Дзермант. А. Кривичи. Историко-этногенетический очерк. Адрес доступа: http://tverzha.ru/archives/1145

Европейский север России: прошлое, настоящее, будущее. Адрес доступа: http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id= 28&page=6&flagest=0&flaguserid =0&flagsort=2 // Материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня учреждения Архангельского общества изучения Русского Севера. – Aрхангельск, 1999.

Емь летописная. Адрес доступа: http://www.ref.by/refs/33/33698/1.html

Ефименко П.С. Заволоцкая чудь. Адрес доступа: http://www.mosjour.ru/index.php?id=434

Загадка чуди. Адрес доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/96/

Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. – Т. 2. – СПб., 1908. – Стлб. 1–21

История Важского края. Адрес доступа: http://www.arhpress.ru/velsk-info/2007/8/13/47.shtml

История заполярных робинзонов. Адрес доступа: http://www.jaroslaff.net/modules.php?name=News&file=view&news_id=16357

Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1989. – С. 200–201.

Куратов А.А., Теребихин И.М. Легендарная "чудь заволочская" в свете археологических данных // Архив Архангельского областного краеведческого музея. – Ф. III. Оп. 1. Д. 25. 

Колбяги. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%E1%FF%E3%E8

Колдасов Г. О норманах, варягах и русах. Адрес доступа: http://russkysam.narod.ru/10-07.htm

Лебедев Г.С. Северо-восток европейской части России в сер. I тыс. н. э. // Материалы к этнической истории Европейского Северо-Востока. – Сыктывкар, 1985. – С. 29. 

Лесной С. Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории. – М.: Алгоритм, 2007. – 380 с.

Леонтьев А., Леонтьева М. Биармия: северная колыбель Руси. М.: Алгоритм-книга, 2007. – 253 с.

Максимов С.В. Легенды и мифы России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 414 с.

Мифология Коми. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Михайлович Д.М. Сага о конунге Рорике и его потомках. Адрес доступа: http://zaborische.narod.ru/history/rorik.html

Пересвет Александр. Кто такие колбяги. Адрес доступа: http://a-pereswet.livejournal.com/103931.html

Петроглифы Карелии: образ мира и миры образов. http://kgkm.karelia.ru/site/section/208

Племя Емь. Адрес лоступа: http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=28&page=6&flagest=0&flaguserid=0&flagsort=2

Полное собрание русских летописей. Т. 4. – СПб., 1848. – С. 2. 

Поморская лодья. Из книги А.П. Энгельгардта «Русский Север: путевые записки». 1897 Адрес доступа: http://nashkraysev.ru/1/engelgardt.pdf

По пути древних новгородцев. Адрес доступа: http://www.karbas.narod.ru/statyi/strik.htm

Разное о Викингах. Адрес доступа: http://www.ibrest.ru/forum/?t=190

Ростовское княжество. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Русские (Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук). – Москва: Наука, 1999. Адрес доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/rus/sian/5.htm

Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – 260 с.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Изд-во "Гелиос-София", 2001. – 741 с.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – 588 с.

Сага о конунге Рорике и его потомках. Адрес доступа: http://zaborische.narod.ru/history/rorik.html

Сакс А. Вепсы – древний народ Севера. 1998. Адрес доступа: http://vepsia.ru/history/istru.php

Северный край. Иллюстрированный альбом Архангельской губернии. 1914. Адрес доступа: http://nashkraysev.ru/index.php?option=com_content&view =article&id

Трусов С.В. Был ли  Рюрик мореплавателем? К вопросам истории русско-норвежских отношений. Адрес доступа: http://skolo.ru/personality-dynasty/13-byl-li-ryurik-moreplavatelem-chast-1.html

Тюрин А.В. Русские – успешный народ. (Как прирастала русская земля). – Спб.: ПИТЕР, 2012. – 384 с.

Угрюмов А. Кокшеньга. Историко-этнографические очерки. – Вологда, 2003. – 181 с. Адрес доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/kok/she/nga/ugru/mov/index.htm

Финно-угорская мифология. Адрес доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/

Чудские племена. Адрес доступа: http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=28&page=6&flagest=0&flaguserid=0&flagsort=2

Чудь заволочская (или заволоцкая). Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/  

Чудь и Вятка. Адрес доступа: http://borgheus.livejournal.com/2486.html

Шедевры первобытного искусства. Наскальная живопись Танума. Адрес доступа: http://www.nasled.org/forum/viewtopic.php?f=12&t=8841

Шренк А. Путешествие к северо-востоку Европейской России через тундры самоедов к северным Уральским горам, предпринятое по высочайшему повелению в 1837 году. – Перевод с нем. СПб, 1855. – С. 652.

Эта загадочная чудь. Адрес доступа: (Не было никогда на нашем Севере такого племени и такого народа) Адрес доступа: http://www.emezk.ru/ forum/topic.aspx?topic id=28&page= 6&flagest=0&flaguserid=0&flagsort=2

Хольмгард. Адрес доступа: http://istorya.ru/forum/?showtopic=3298

Экспозицию украсит золотой левендальдер. Интервью с А.Г. Едовиным. Беседовала Ольга Бондаренко. Адрес доступа: http://www.iddvina.ru/newspapers/u- belogo-morya/173/2295/